Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:
• первый уровень — Закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
• второй уровень Положения по бухгалтерскому учету;
• третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы Минфина России;
• четвертый уровень — внутренние документы конкретной организации.

Содержание

1. Учетная политика организации – элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета…………………………… ...………………3
2. Учетная политика………………………………………………...……………….5
3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008”Учетная политика организации”…………………………………………………...…………8
4. Новое в ПБУ 1/2008«Учетная политика организаций» ………………………16
5. Обязательные составляющие учетной политики. Принципы учетной политики……………………………………………………………………...……..18
5.1. Принципы учетной политики для целей бухгалтерского учета……….……18
5.2. Для целей налогообложения…………………………………………..………22
5.3. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом………………………………………………………………….27
6. Формирование учетной политики………………………………………………31
6.1. Пример методики формирования Приказа об учетной политике организации ООО «…»…………………………………………………………….37
7. Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета……………….43
7.1. Признание доходов…………………………………………………………….43
7.2. Косвенные расходы. Учет вспомогательных производств.
Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов…………………44
7.3. Материально-производственные запасы (МПЗ)………………………….….47
Учет материалов……………………………………………………………………49
Оценка МПЗ при их отпуске в производство и ином выбытии…………………52
Учет товаров……………………………………………………………………...…53
Учет выбытия товаров. …………………………………………………..………..55
Учет готовой продукции………………………………………………….………..56
Учет спецодежды и спецоснастки……………………………………….………..57
7.4. Основные средства (ОС) Учет амортизации основных средств и методы ее начисления………………………………………………………………………….58
8. Заключение……………………………………………………………….………63
9. Литература………………………………………………………………….…….65

Работа содержит 1 файл

Курсовая УП.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

     7.2. Косвенные расходы 

     При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) многономенклатурных  производств возникает проблема учета и распределения косвенных  расходов. В учетной политике следует  утвердить показатель, пропорционально  которому будут распределяться косвенные расходы.

     В части учета, и распределения  косвенных расходов в учетной  политике должны быть раскрыты следующие  моменты:

     1. учет и распределение расходов  вспомогательных производств

     2. учет и распределение расходов  обслуживающих производств и хозяйств;

     3. учет и распределение общепроизводственных  и общехозяйственных расходов.

     При выборе способа распределения косвенных  расходов следует руководствоваться  таким принципом: результаты распределения  должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на изготовление данного вида продукции (выполнение работ, оказание услуг). Это оказывает серьезное влияние на достоверность показателя себестоимости и принятие управленческих решений.

     Выбранный способ распределения косвенных  расходов должен соответствовать используемым в организации технологическим процессам. Желательно, чтобы он был простым и нетрудоемким. Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения косвенных расходов:

     1. пропорционально заработной плате  основного производственного персонала;

     2. пропорционально стоимости сырья,  материалов, полуфабрикатов, отпущенных  в производство;

     3. пропорционально количеству отработанных  машино-часов;

     4. пропорционально объему выпущенной  продукции и т.д.

     Прежде  чем закрепить тот или иной способ распределения косвенных расходов в учетной политике, рекомендуется изучить отраслевые методические рекомендации по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции.

     В п. 9 ПБУ 10/99 предложены следующие варианты распределения общехозяйственных расходов:

     1. суммы, собранные за отчетный  период по дебету счета 26 "Общехозяйственные  расходы", можно списывать традиционным  способом в дебет счетов 20 "Основное  производство", 23 "Вспомогательные  производства" и 29 "Обслуживающие  производства и хозяйства". В этом случае, при оприходовании на склад готовой продукции в ее оценке присутствует часть общехозяйственных расходов.

     2. в конце каждого отчетного  периода можно полностью списывать  общехозяйственные расходы со  счета 26 "Общехозяйственные расходы" непосредственно на счет 90 "Доходы и расходы". Это позволяет учитывать общехозяйственные расходы при формировании бухгалтерской прибыли, независимо от факта реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг).

     Учет  вспомогательных производств

     Вспомогательное производство (ВП) -  производства. Которые  призваны обслуживать основную деятельность, а так же капитальное вложение.К  ВП относятся:  изготовление зап.частей, инструментов, штампов; ремонт производства; транспорт; водоснабжение. Затраты по ВП учитываются на счете 23. Счет 23 субсчетов не имеет, однако организация самостоятельно разрабатывает перечень субсчетов, с видами ВП.

     В течение месяца ВП собирается по статьям  затрат:

     Д 23 – К 10 – списаны материалы  на нужды ВП

     Д 23 – К 70, 69 – начислена з/п, ЕСН работникам ВП

     Д 23 – К 02, 05 – начислена амортизация

     В конце месяца счет 23 закрывается  (Д20,25,26,44,29, и т.д.) и может иметь  остаток (НЗП- незавершенное производство), закрывается пропорционально выбранной базе в учетной политике: с/с, выручка, прямые затраты, площадь производства, пропорционально объему выпущенной продукции , з/п и др. 

     Учет  общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.

     В БУ расходы по управлению и обслуживанию производства распределяются на общепроизводственные (ОПР) и общехозяйственные (ОХР).

     ОПР (Счет 25) – это расходы, возникновение  которых обусловлено необходимостью обеспечивать деятельностью основное и вспомогательное производство. Они относятся не к выпуску  конкретной продукции, а к формированию единицы в целом (расходы на содержание машин, ремонт и амортизация ОС, которые используются при производстве нескольких видов продукции; страхование; отопление и др).

     ОХР (Счет 26) – это расходы, связанные  с содержанием общехозяйственного персонала, материально-техническое обеспечение этого персонала, содержание транспорта, амортизация ОС, командировочные расходы.

     В течение месяца ОПР и ОХР собираются по статьям затрат:

     Д 25, 26- К 10 – списаны материалы

     Д 25,26- К 70 – начислена з/п

     Д 25,26– К 69 – ЕСН

     Д 25,26- К 02 – начислена амортизация ОС

     Д 25,26- К 60 – стоимость энергии на общепроизводственные цели без НДС

     Д 19 – К 60 – НДС

     Д 25,26- К 71 – отнесены на себестоимость продукции командировочные расходы общепроизводственного персонала

     Д 25,26- К 76 – отражена задолженность по расчетам с разными кредиторами

     Д 25, 26 – Д 94 – отражена недостача, выявленная на складе, не превышающая  норм естественной убыли

     Д 25,26- К 96 – создан резерв на оплату отпусков

     В конце месяца счета закрываются:

     25 – сальдо на отчетную дату не имеет, закрывается путем распределения: Д 20, 23 – К 25

     26 - сальдо на отчетную дату не  имеет, закрывается 2-мя способами: 

     Д 20 – К 26 – формирование полной производственной себестоимости (отражаются в Форме № 2 – стр 040 «Управленческие расходы» (ноль));

     Д 90.2 – К 26 – формирование прямой ограниченной себестоимости (отражаются в Форме № 2 – стр 040 «Управленческие расходы» (сумма)). 

     7.3. Материально-производственные запасы (МПЗ). 

     Действующей нормативной базой по бухгалтерскому учету допускается несколько способов учета и списания МПЗ.

     МПЗ – это активы, которые:

     - используются в качестве сырья,  материалов или других показателей  при производстве продукции (товаров,  услуг);

     - предназначены для перепродажи;

     - используются для управленческих  нужд.

     Классификация МПЗ.

     Счет 10:

     - сырье

     - основные и вспомогательные материалы

     - покупные полуфабрикаты

     - запчасти

     - топливо

     - тара и тарные материалы.

     Счет 41:

     - товары (это МПЗ, которые приобретены  от других юридических или  физических лиц и предназначены для продажи).

     Счет 43:

     - готовая продукция (это предназначенные  для продажи МПЗ, которые являются  конечным результатом производственного  цикла, законченной обработкой  и соответствуют условиям договора  или требованиям законодательства).

     Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это затраты организации непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию:

     - погрузо-разгрузочные расходы

     - транспортировка

     - страхование

     - содержание заготовительно-складского  аппарата

     - расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов

     - информационные и консультационные  расходы, связанные с приобретением  материалов

     - комиссионное вознаграждение посредникам

     - хранение в местах приобретения

     - процент по заемным средствам

     - потери в пути в пределах нормы естественной убыли (не более 10%).

     Давальческие  материалы – это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки  без оплаты стоимости принятых материалов с обязательством полного их возвращения, а также сдаче выполненных работ или изготовленной продукции.

     Неотфактурованные поставки – это поступившие в  организацию МПЗ, на которые отсутствуют  расчетные документы (платежное  требование, поручение, счет, счет-фактура).

     Аналитический учет ведется количественно-суммовым способом, варианты его ведения:

     - с использованием оборотных ведомостей;

     - сальдовым методом (в разрезе  групп).

       

     Учет материалов

     Для учета собственных МПЗ предназначены счета: 10 «Материалы», 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретения материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Аналитический учет ведется по заказчикам, местам нахождения, видам, сортам и т.п.

     Для оценки поступающих МПЗ организация  вправе выбрать один из вариантов учета:

     1) по фактической себестоимости,  оценка зависит от приобретения:

     - приобретение материалов за плату

     Д 10 К 60 – сумма фактических затрат  (счет поставщика, приходный ордер, форма № М-4)

     Д 19 К 60 – отражен НДС (счет-фактура, приходный ордер, форма №М-4);

     - получение материалов безвозмездно (договор дарения)

     Д 10 К 98.2 – по рыночной стоимости (приходный  ордер, форма №М-4)

     Счет 98 закрывается на сумму списанных  материалов:

     Д 98.2 К 91.1

     - получение материалов, в качестве  вклада в уставный капитал

     Д 10 К 75 – по согласованной стоимости  между учредителями (приходный ордер  форма №М-4, акт о приемке материалов, форма №М-7);

     - создание, разгрузка собственными  силами

     Д 20субсчет, 23, 25 К 10сырье, 70, 69, 02, … - сумма фактических затрат (например: сшили спецодежду)

     Д 10 К 20, 23, 25 – приняли к учету  спецодежду;

     - принятие материалов, оставшихся  от ликвидации ОС

     Д 10 К 91 – по рыночной стоимости (это  доход, можно сделать акт утилизации или составить договор о продаже).   

     Включение транспортно – заготовительных расходов (ТЗР) в себестоимость материалов производится одним из следующих способов:

     - включение ТЗР непосредственно  в фактическую себестоимость  материалов (применяется в организациях  с небольшим числом номенклатурных  единиц материалов);

     - ТЗР учитываются на отдельном субсчете к счету 10;

     - ТЗР учитываются на балансовом  счете 15.

     Второй  и третий способы используются в  крупных организациях, когда невозможно использовать первый способ (они используют субсчет к счету 16).

      ТЗР можно учитывать на отдельном субсчете к счету 10 или на счете 15 в следующих случаях:

     - при небольших различиях в  удельном весе ТЗР, которые  относятся к разным группам  материалов;

     - при невозможности отнести ТЗР  непосредственно к конкретной  группе материалов.

          В конце месяца ТЗР списываются. Если удельный вес ТЗР меньше 10%, то можно списать сразу всю сумму. 

     2) оценка по учетным ценам с  применением счетов 15 "Заготовление  и приобретение материальных  ценностей" и 16

Информация о работе Учетная политика предприятия