Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:27, курсовая работа
В России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:
• первый уровень — Закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
• второй уровень Положения по бухгалтерскому учету;
• третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы Минфина России;
• четвертый уровень — внутренние документы конкретной организации.
1. Учетная политика организации – элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета…………………………… ...………………3
2. Учетная политика………………………………………………...……………….5
3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008”Учетная политика организации”…………………………………………………...…………8
4. Новое в ПБУ 1/2008«Учетная политика организаций» ………………………16
5. Обязательные составляющие учетной политики. Принципы учетной политики……………………………………………………………………...……..18
5.1. Принципы учетной политики для целей бухгалтерского учета……….……18
5.2. Для целей налогообложения…………………………………………..………22
5.3. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом………………………………………………………………….27
6. Формирование учетной политики………………………………………………31
6.1. Пример методики формирования Приказа об учетной политике организации ООО «…»…………………………………………………………….37
7. Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета……………….43
7.1. Признание доходов…………………………………………………………….43
7.2. Косвенные расходы. Учет вспомогательных производств.
Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов…………………44
7.3. Материально-производственные запасы (МПЗ)………………………….….47
Учет материалов……………………………………………………………………49
Оценка МПЗ при их отпуске в производство и ином выбытии…………………52
Учет товаров……………………………………………………………………...…53
Учет выбытия товаров. …………………………………………………..………..55
Учет готовой продукции………………………………………………….………..56
Учет спецодежды и спецоснастки……………………………………….………..57
7.4. Основные средства (ОС) Учет амортизации основных средств и методы ее начисления………………………………………………………………………….58
8. Заключение……………………………………………………………….………63
9. Литература………………………………………………………………….…….65
4.
Новое в ПБУ 1/2008«Учетная
политика организаций»
.
Приказом
от 6 октября 2008 года №106н Минфин утвердил
новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций».
Применять его при определении основных
принципов учета операций бухгалтеры
начали уже с 01/01/2009. До 01/01/2009г. разрабатывать
принципы учетной политики организации
был уполномочен главный бухгалтер организации,
теперь начиная с 2009 года, формировать
учетную политику сможет любой другой
работник фирмы, на которого возложено
ведение учета. Например, руководитель
финансового департамента или генеральный
директор. Как и прежде, учетная политика
утверждается приказом директора. Бухгалтерам
дали больше свободы. Отныне приложением
к учетной политике можно утверждать формы
любых первичных учетных документов (ранее
такая вольность позволялась только в
отношении бланков, по которым нет унифицированных
форм). Все бланки Госкомстата перешли
в разряд рекомендованных. Если фирма
сочтет нужным разработать свой бланк,
применять его она может, невзирая на наличие
типовой формы. Но все это пока остается
лишь в теории. Дело в том, что на сегодняшний
день не пересмотрен Закон о бухучете
(Закон от 21 ноября 1996 г. ) 129-ФЗ). Федеральный
закон имеет приоритет перед приказом
финансового ведомства. А значит, согласно
действующей редакции статьи 9 этого закона,
для оформления хозяйственных операций
должна применяться унифицированная «первичная
документация». Можно только надеяться,
что возможно, в ближайшее время законодатели
обратят внимание на это противоречие
между ПБУ и главным бухгалтерским законом
и внесут в последний соответствующие
поправки. Одним из важных нововведений
стало появление в российском стандарте
прямой отсылки на МСФО. Так, пунктом 7
ПБУ 1/2008 установлено, что некоторые вопросы
ведения учета не отражены в российских
стандартах, и предприятие может разработать
соответствующие способы отражения учетных
данных самостоятельно с учетом требований
российских ПБУ и Международных стандартов
финансовой отчетности. Другим шагом в
сторону сближения с международными стандартами
составления финансовой отчетности стал
новый порядок внесения изменений в учетную
политику. Ранее при внесении таких изменений
они вступали в силу с 1 января года, следующего
за годом утверждения обновленной учетной
политики. Теперь по общему правилу все
изменения в фирменной политике ведения
учета подлежат применению «задним числом»,
т. е. с начала отчетного периода (п. 12 ПБУ
1/2008). Однако отыграть учет назад, на начало
года, мало. Все изменения в учетной политике
организация должна применять ретроспективно
(п. 15 ПБУ 1/2008). При ретроспективном отражении
последствий изменения учетных методик
они должны быть применены таким образом,
как если бы компания применяла их всегда.
Практически ретроспективное отражение
последствий изменения учетной политики
заключается в корректировке входящего
остатка по статье «Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)» за самый
ранний представленный в бухгалтерской
отчетности период, а также значений других
связанных с корректировкой статей отчетности.
Стоит отметить, что из этого правила есть
исключение. Так, если отразить изменение
учетной политики в отношении прошедших
периодов «с достаточной надежностью»
нельзя, применять такие изменения в учете
можно в отношении операций, произошедших
после введения в действие измененного
способа учета.
Фирма, внесшая изменения в учетную политику,
согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 должна раскрыть
в пояснительной записке:
причину изменения учетной политики;
содержание внесенного изменения;
порядок отражения его последствий в бухгалтерской отчетности;
суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.
5.
Обязательные составляющие
учетной политики.
Принципы учетной политики
5.1. Принципы учетной политики для целей бухгалтерского учета.
Согласно п. 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета организации первым делом следует осуществить выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Не следует включать в приказ по учетной политике способы бухгалтерского учета объектов, которые отсутствуют в организации. Вносить дополнения в учетную политику можно по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее.
Если в нормативных документах, по конкретному вопросу, не установлены способы ведения бухгалтерского учета. То при формировании учетной политики организации необходимо разработать, и указать соответствующий способ исходя из действующих на момент составления учетной политики ПБУ. "Изобретенный" организацией способ бухгалтерского учета должен быть всесторонне обоснован.
В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:
1. предстоящую оплату отпусков работникам;
2. выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
3.
выплату вознаграждений по
4. ремонт основных средств;
5.
производственные затраты по
подготовительным работам в
6.
предстоящие затраты на
7.
предстоящие затраты по
8.
гарантийный ремонт и
Если организация примет решение создать резервы (продолжить их использование в следующем году), то в учетной политике необходимо указать не только название создаваемых резервов, но и особенности их формирования (использования). Кроме того, в составе учетной политики для целей бухгалтерского учета обязательно утверждается:
1.
рабочий план счетов, содержащий
синтетические и аналитические
счета, необходимые для
2.
формы первичных учетных
3.
порядок проведения
4.
правила документооборота и
5.
порядок осуществления
6.
другие решения, необходимые
Однако в учетной политике не стоит подробно излагать весь график документооборота, достаточно отразить лишь основные его правила. График, если это необходимо, можно определить отдельным внутренним документом, в котором в виде схемы или таблицы указываются лица, ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив. Наличие такого графика документооборота позволит вам рационально распределить должностные обязанности между работниками и своевременно составить отчетность. Учетная политика предполагает собой принципы бухгалтерского учета предприятия, конкретизируя набор правил и методов бухгалтерского учета:
принцип действующего предприятия предполагает, что вся финансовая документация и отчетность должна готовиться с учетом будущего развития предприятия. Предприятие - это не однодневка, которая может прекратить свое существование в любой момент и распродать свои капитальные активы;
принцип наращивания предполагает учет расходов и доходов в момент их возникновения, а не после того, как они выплачены или получены. Таким образом, доходы и прибыли легко сопоставимы с расходами;
принцип неизменности предполагает, чтобы отчетность за последовательные периоды велась на основе неизменных методов учета, что облегчит сравнение данных разных лет. Например, предприятие не должно из года в год менять метод амортизационных отчислений. Постепенное возмещение износа основных фондов в стоимостном выражении. Амортизация оборудования подразделяется на полное и на частичное восстановление, то есть на капитальный ремонт основных фондов. Амортизация на полное восстановление должна покрывать не только физический, но и моральный износ основных фондов. Только потому что технически устаревшие объекты становятся экономически невыгодными для эксплуатации, хотя физически они еще пригодны;
принцип осторожности или консервативности предполагает, что прогнозируемые поступления прибыли не должны фиксироваться в бухгалтерской отчетности до их фактического поступления, только тогда они заносятся в счет прибылей и убытков. Счет прибылей и убытков является суммированным финансовым отображением коммерческой деятельности предприятия.
Организация должна учитывать только прибыль от реальной продажи, а не от сделанных заказов. Ведь в этом случае организация должна предусмотреть, что некоторые клиенты приобретают товары, не платя за них. Желательно применять этот принцип и в оценке активов организации, например товарных запасов, и снижать их балансовую стоимость в соответствии с падающими рыночными ценами. Принцип осторожности не позволяет переоценить прибыль организации, но и в то же время дает реальную картину расходов;
принцип первостепенности предполагает, что только самые важные сведения включаются в отчеты организации, незначительная информация не обнародуется;
принцип
объективности предполагает установление
правил для регистрации и суммирования
сведений о финансовых сделках таким
образом, чтобы исключить субъективную
оценку. Организация оценивает
В отчетах для акционеров, акционерные общества обязаны указать учетную политику (которая базируется на указанных выше принципах), использованную в оценке акций, калькуляции амортизации и так далее.
При разработке учетной политики необходимо не только выбрать способ ведения учета, но и обосновать свой выбор законодательно установленными нормами (п. 1 ПБУ 1/2008).
Все нормы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные. В одновариантных нормах установлен единственный способ учета конкретных операций, который обязателен для всех. Эти способы учета в учетную политику не включаются. Если законодательством допускается несколько способов ведения бухучета, то выбирается один из них, который и закрепляется в учетной политике.
По
некоторым хозяйственным
В бухгалтерской отчетности отражаются отдельными строками только существенные показатели. Показатель считается существенным, если его отсутствие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. В учетной политике следует закрепить величину уровня существенности, а также иные признаки существенности показателя.
5.2. Для целей налогообложения
В учетной политике для целей налогообложения обязательно следует раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ (часть таких вопросов приведена в таблице 1). В учетной политике следует отразить применяемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.
Порядок
ведения налогового учета - это особый
порядок учета доходов и