Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью работы: рассмотреть как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учётной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учёте;
- прочих положений учётной политики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………6
1.1 Сущность и порядок оформления учётной политики…………………………6
1.2 Структура учетной политики по бухгалтерскому учету……………………....8
1.3 Организация учетной службы…………………………………………………..10
1.4 Порядок отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности……..12
2. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, МЕТОДЫ ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ…………………………………………………………14
2.1 Нематериальные активы……………………………………………………….14
2.2 Поступление, оценка и амортизация основных средств……………………..18
2.3 Методы учета поступления и способы списания материально-производственных запасов…………………………………………………………..23
2.4 Учет кредитов и займов………………………………………………………..27
3. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………..30
3.1 Инвентаризация имущества……………………………………………………30
3.2 Рабочий план счетов……………………………………………………………31
3.3 Формы первичных учетных документов……………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….41
Пример. Порядок и сроки проведения инвентаризации в ООО ПКФ «Полесье» в 2008 г.
Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.
Инвентаризация в организации проводится в следующие сроки:
- основных средств - не реже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября отчетного года;
- нематериальных активов - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;
-
незавершенного капитального
- сырья (продуктов питания), товаров, материалов - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;
- незавершенного производства - ежемесячно по состоянию на конец месяца (для организаций общепита);
- расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- денежных средств на счетах в учреждениях банков - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- денежных средств в кассе - не реже, чем один раз в квартал (месяц);
- финансовых вложений - ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;
-
расчетов с дебиторами и
-
расчетов по налогам и
Для проведения инвентаризации создаются
постоянно действующие инвентаризационные
комиссии, состав которых утверждается
приказом руководителя организации.
3.2 Рабочий план счетов
Все организации независимо от структурной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы руководствуются действующим Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов).
В тоже время Инструкцией по применению Плана счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса, количества и видов хозяйственных операций организации (см. приложение 3).
Небольшие и средние организации с незначительными объемами учетной работы (и соответственно количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок.
Иные же предприятия (как правило, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных, разветвленную структурную сеть и т.п.) должны разрабатывать свой так называемый рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности.
При этом в части субсчетов и аналитического учета организации торговли и общепита могут самостоятельно устанавливать порядок своей учетной работы. В этих целях и разрабатывается рабочий план счетов предприятия, являющийся составной частью его учетной политики и утверждаемый (как правило) в качестве ее приложения.
3.3 Формы первичных учетных документов
В соответствии с п.1 статьи Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Причем, такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Такие унифицированные формы первичных документов утверждаются соответствующими постановлениями Госкомстата России. К примеру, формы первичных документов по операциям, осуществляемым организациями торговли и общественного питания, утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
В учетной политике необязательно указывать тот факт, что предприятие применяет унифицированные формы первичной документации, так как данное обязательство установлено на законодательном уровне.
Однако при формировании учетной политики
организации необходимо определить, для
каких финансово-хозяйственных операций
унифицированные формы не утверждены.
Если для подтверждения совершенных в
учете операций унифицированные формы
каких-либо первичных документов отсутствуют,
предприятия вправе самостоятельно разработать
такую документацию. Разработанные организацией
внутренние формы первичной документации
(так же как и учетных регистров) должны
быть в обязательной форме зафиксированы
в ее учетной политике (обычно альбом неунифицированных
форм утверждается в составе учетной политики
в качестве ее приложения) (см. приложение
4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Основным нормативным документом, регламентирующим основы формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета является ПБУ 1/98.
ПБУ 1/98 было разработано в рамках реформирования российского бухгалтерского учета в направлении его соответствия международным стандартам. Однако многие формулировки этого документа носят общий характер и дополняются по ряду моментов другими Положениями по бухгалтерскому учету, которые являются российскими стандартами в определенной области бухгалтерского учета. Кроме того, многие методы и способы бухгалтерского учета отличаются от методов учета налогового.
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.
Это в свою очередь потребовало разработки учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия - это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностях предприятия. Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.
Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности предприятия.
Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому. Это означает, что даже, если организация каждый год утверждает новую учетную политику, ее положения (особенно в части применения методов отражения операций в бухгалтерском учете) все равно основываются на учетной политике предыдущего года. Однако это вовсе не значит, что учетную политику совсем нельзя изменять. В п.6 ПБУ 1/98 приводятся случаи, когда возможно изменение учетной политики организации.
Если организацией произведены изменения учетной политики или отдельных ее положений, то они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения (то есть с начала следующего финансового года).
Разработанная методика помогла выявить, что учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
Недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались предприятием и налоговыми органами по разному, в разные моменты времени. Например, недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем - других. В зависимости от принятия в учетной политике предприятия того или иного способа оценки средств, начисления износа и так далее по-разному формируется себестоимость, отражаются операции.
Таким образом документом, охватывающим всю хозяйственную деятельность предприятия является учётная политика.
Каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя способ учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Такая возможность имеется благодаря учетной политике, благодаря гибкости учетной политики ее использование предполагается всеми организациями независимо от организационно-правовых форм.
В ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" сказано: "Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету". Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности.
Существующие законодательные документы по учётной политике не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий, в связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые должны четко обосноваться и аргументироваться.
Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации должна быть налажена система внутрихозяйственного контроля.
В этой связи Положение о внутреннем (внутрихозяйственном) контроле может быть утверждено руководителем предприятия как в виде самостоятельного документа, так и в составе учетной политики в качестве ее приложения.
К числу позиций, которые целесообразно было бы включить в состав Положения о внутреннем контроле можно отнести следующие:
-
распределения сфер
-
применение руководством
-
существование методов
-
обеспечение достаточной
-
использование методов
-
перечень должностных лиц,
- сохранение коммерческой тайны;
-
представление информации