Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью работы: рассмотреть как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учётной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учёте;
- прочих положений учётной политики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………6
1.1 Сущность и порядок оформления учётной политики…………………………6
1.2 Структура учетной политики по бухгалтерскому учету……………………....8
1.3 Организация учетной службы…………………………………………………..10
1.4 Порядок отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности……..12
2. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, МЕТОДЫ ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ…………………………………………………………14
2.1 Нематериальные активы……………………………………………………….14
2.2 Поступление, оценка и амортизация основных средств……………………..18
2.3 Методы учета поступления и способы списания материально-производственных запасов…………………………………………………………..23
2.4 Учет кредитов и займов………………………………………………………..27
3. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………..30
3.1 Инвентаризация имущества……………………………………………………30
3.2 Рабочий план счетов……………………………………………………………31
3.3 Формы первичных учетных документов……………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….41
-
порядок проведения
-
методы оценки активов и
- правила документооборота;
-
порядок контроля за
-
другие решения, необходимые
Структура учетной политики по бухгалтерскому учету также устанавливается самой организацией. В качестве примера я предлагаю следующий принцип ее построения:
1)
организационные моменты
2)
способы оценки имущества и
обязательств и методы
3)
прочие положения учетной
Исходя из подобной структуры учетной политики по бухгалтерскому учету, рассмотрим подробнее процесс ее формирования.
Организационные моменты учетной политики включают в себя различного рода положения, касающиеся общих принципов построения бухгалтерского учета в организации (отраслевые особенности, организация бухгалтерской службы, формы учета, порядок составления отчетности и др.).
В учетной политике при определении методов и способов ведения бухгалтерского учета в организации необходимо учесть особенности той отрасли, к которой она относится (розничная или оптовая торговля, общественное питание), а также применение организациями торговли и общепита для целей бухгалтерского учета различного рода отраслевых методик и рекомендаций.
К ним, в частности относятся:
1)
Методические рекомендации по
бухгалтерскому учету затрат, включаемых
в издержки обращения и
2)
Методика учета сырья, товаров
и производства в предприятиях
массового питания различных
форм собственности,
3) Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (далее по тексту - Методические рекомендации по учету товаров).
В этой связи необходимо напомнить, что
с 1 января 2002 г. исчисление и уплата налога
на прибыль для предприятий любых отраслей
осуществляется в соответствии с требованиями
гл.25 части второй НК РФ. С вступлением
в силу данных положений налогового законодательства
прекратило действовать Положение о составе
затрат. Соответственно утратили силу
и различного рода отраслевые инструкции
и методические указания по формированию
себестоимости товаров (работ, услуг).
Под учетной службой понимается структурная единица предприятия, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета.
В зависимости от организационной структуры учетной службой может являться не только бухгалтерия, но и иные подразделения (группа учета налогов, группа сводной отчетности, группа работы с дебиторами, экономический, финансовый отделы и т.д.).
Поэтому в учетной политике целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее, кстати, может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету.
В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации.
При этом следует иметь в виду, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители (п.1 ст.6 Закона о бухгалтерском учете). Поэтому, исходя из объемов учетной работы, руководителям организаций разрешено самим организовывать систему бухгалтерской службы, отразив данный факт в учетной политике организации. Так, в соответствии с п.2 ст.6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут:
-
учредить бухгалтерскую службу
как структурное подразделение,
- ввести в штат должность бухгалтера (для небольших организаций, объем работы которых позволяет вести бухгалтерский учет одному бухгалтеру);
-
передать на договорных
-
вести бухгалтерский учет
Однако многие предприятия имеют в своей структуре сеть подразделений, различных как по объемам деятельности (к примеру, сеть универмагов), так и по своему производственному профилю (например, организация общепита реализует изделия через собственный магазин, относящийся уже к сфере розничной торговли).
В этом случае может быть принято решение о децентрализации учета с созданием бухгалтерских служб в каждом подразделении организации.
1.4 Порядок отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности
В соответствии с п.4 ст.8 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, организациями ведутся регистры бухгалтерского учета. Регистры ведутся в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Такая форма счетоводства называется журнально-ордерной и применяется большинством организаций.
Значительно реже применяется мемориально-ордерная форма учета, при которой на основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, отражающиеся в регистрационном журнале (журнале хозяйственных операций), а затем в главной книге.
Организациями может применяться также машинно-ориентированные (автоматизированные) формы учета на основе журнально-ордерной или (значительно реже) мемориально-ордерной формы.
Применяемая в организации форма учета должна быть отражена в ее учетной политике.
По своим показателям организации торговли (общественного питания) могут относиться к так называемым "малым предприятиям". Подобные организации-субъекты малого предпринимательства, имеют более широкие возможности выбора, в каком порядке им отражать учетную информацию:
1)
аналогично вышеуказанному с
применением установленных
2) по форме счетоводства, установленной для малых предприятий (сокращенной).
3)
по упрощенной системе
Данные обстоятельства должны быть также зафиксированы в учетной политике малого предприятия. В зависимости от типа и структуры организаций торговли и общепита могут существовать некоторые различия в составляемой ими бухгалтерской отчетности.
Все организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в составе и в порядке, предусмотренном Законом о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99. В то же время субъекты малого предпринимательства могут представлять сокращенный перечень бухгалтерской отчетности (п.85 Положения по ведению бухгалтерского учета). Кроме того, организации, имеющие в своем составе структурные подразделения, выделенные на отдельные балансы, либо территориально обособленные подразделения (представительства, филиалы и др.), должны отразить в учетной политике порядок составления консолидированной отчетности в целом по организации.
2. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, МЕТОДЫ ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ
Упоминаемое выше ПБУ 1/98 было разработано в рамках реформирования российского бухгалтерского учета в направлении его соответствия международным стандартам. Однако многие формулировки этого документа носят общий характер и дополняются по ряду моментов другими Положениями по бухгалтерскому учету, которые являются российскими стандартами в определенной области бухгалтерского учета. Кроме того, многие методы и способы бухгалтерского учета отличаются от методов учета налогового. Поэтому обращаю внимание, что в настоящей дипломной работе рассмотрены только способы оценки имущества и обязательств, применяемые в бухгалтерском учете.
Операции, связанные с движением нематериальных активов (НМА), регламентируются ПБУ 14/2000.
Исходя из требований ПБУ 14/2000 (п.3), все НМА условно можно разделить на две группы: объекты интеллектуальной собственности и прочие нематериальные активы. При этом п.4 ПБУ 14/2000 приведен конкретный перечень объектов, которые могут быть отнесены к НМА, а именно:
1)
объекты интеллектуальной
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;
-
исключительное авторское
-
имущественное право автора
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
-
исключительное право
2) прочие объекты:
- деловая репутация фирмы;
- организационные расходы.
Необходимо обратить внимание, что в ПБУ 14/2000 приводится закрытый список нематериальных активов. Следовательно, никакие иные объекты прав не могут быть отнесены к НМА.
Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации (п.14 ПБУ 14/2000).
Для отражения начисленной амортизации предназначен счет 05 "Амортизация нематериальных активов" (План счетов (Инструкция по применению Плана счетов)). Однако следует учесть, что начисление амортизации нематериальных активов не всегда производится на данном счете. Поэтому организации имеют право самостоятельно выбрать порядок такого учета: