Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: рассмотреть как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учётной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учёте;
- прочих положений учётной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………6
1.1 Сущность и порядок оформления учётной политики…………………………6
1.2 Структура учетной политики по бухгалтерскому учету……………………....8
1.3 Организация учетной службы…………………………………………………..10
1.4 Порядок отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности……..12
2. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, МЕТОДЫ ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ…………………………………………………………14
2.1 Нематериальные активы……………………………………………………….14
2.2 Поступление, оценка и амортизация основных средств……………………..18
2.3 Методы учета поступления и способы списания материально-производственных запасов…………………………………………………………..23
2.4 Учет кредитов и займов………………………………………………………..27
3. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………..30
3.1 Инвентаризация имущества……………………………………………………30
3.2 Рабочий план счетов……………………………………………………………31
3.3 Формы первичных учетных документов……………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Учетная политика предприятия на примере ООО ПКФ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Затраты организаций на осуществление любых видов ремонта основных средств (текущий, средний, капитальный) являются текущими, то есть отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов организации того отчетного периоде, к которому они относятся.

     В бухгалтерском учете расходы на ремонт основных средств отражаются по дебету счета 44 и кредиту счетов учета затрат на осуществление данного ремонта (План счетов (Инструкция по применению Плана счетов)).

    Пример: На балансе организации ООО ПКФ «Полесье» числится холодильное оборудование. Капитальный ремонт данного оборудования был произведен сторонней фирмой. Стоимость ремонта составила 5900 руб. (в том числе НДС 18% - 900 руб.). Затраты на ремонт в организации списываются в периоде их возникновения.

В учете данная операция будет отражена проводкой: дебет счета 44 кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 5000 руб. (5900 руб. - 900 руб.) - расходы по ремонту оборудования отнесены на издержки обращения (без учета НДС).

   Пример: Используя данные предыдущего примера, предположим, что годовая смета затрат согласно плану ремонтных работ организации торговли (общепита) составляет 120 000 руб. Следовательно ежемесячно резервируемая сумма будет равна 10 000 руб. (120 000 руб.: 12 мес.). В учете ежемесячно начисляемая в резерв сумма будет отражена проводкой: дебет счета 44 кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов" - 10 000 руб. - начислена ежемесячная сумма отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств. 

             2.3 Методы учета поступления и способы списания материально-производственных запасов

       В составе материально-производственных запасов (МПЗ) могут относиться сырье (продукты питания), материалы, товары. Порядок их учета определен положениями ПБУ 5/01.

     Хотя товары и являются частью МПЗ, в свете формирования учетной политики у них имеется большое количество специфических положений. Поэтому в данном разделе статьи речь пойдет только о материальных ценностях, учитываемых на счете 10 "Материалы", а товары будут рассмотрены в отдельном разделе.

      МПЗ могут поступать в организацию путем их приобретения за плату, создания силами самой организации, безвозмездного получения (дарения), обмена на иное имущество (работы или услуги) или вклада в уставный капитал.

     Как и в ситуации с НМА и основными средствами, следует обратить внимание, что в случае приобретения МПЗ за счет заемных средств, проценты за пользование этими средствами организация может либо включать в их фактическую стоимость (п.5 ПБУ 5/01), либо в состав внереализационных расходов с отражением на счете 91, субсчет "Прочие расходы" (п.11 ПБУ 10/99). Выбранный способ необходимо зафиксировать в учетной политике по бухгалтерскому учету.

       Организации могут вести учет МПЗ по фактическим ценам приобретения (п.5 ПБУ 5/01). В этом случае все затраты, связанные с поступлением МПЗ, собираются непосредственно на счете 10 в разрезе полученных партий сырья и материалов. Постановка такого учета возможна, как правило, лишь при небольшой номенклатуре МПЗ (или достаточно высоком уровне автоматизации бухгалтерского и складского учета). При этом необходимо четко отслеживать принадлежность расходов, связанных с приобретением МПЗ, к определенной их партии. Если подобные затраты, связанные с поступлением МПЗ, отражены в учете уже после оприходования материалов, то эти расходы подлежат отнесению на счет 44.

     Пример: Организация ООО ПКФ «Полесье» приобрела 100 пачек бумаги стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС 18% - 1800 руб.). Для их перевозки на склад ООО ПКФ «Полесье» была нанята машина у транспортной компании. Стоимость транспортировки бумаги составила 1180 руб. (включая НДС 18% - 180 руб.). Учетной политикой определено, что учет материалов ведется по фактической себестоимости, собираемой на счете 10.

 

В учете данные операции необходимо отразить следующим образом:

Содержание  операций Дебет счета Кредитсчета Сумма,руб.  
1. Оприходованы  материалы (бумага) (без учета  НДС): (11 800 руб. - 1800 руб.) 10 60 10 000  
2. Отражена  в учете стоимость транспортировки  бумаги на склад организации  (без учета НДС): (1180 руб. - 180 руб.) 10 60 1 000  
3. Отражен  в учете НДС по приобретенным  материалам и транспортным расходам: (1800 руб. + 180 руб.) 19 60 1 980  
4. Произведена  оплата поставщику бумаги и  транспортной компании: (11 800 руб. + 1180 руб.) 60 51 12 980  
5. Принят  к вычету НДС, уплаченный поставщику  материалов и за транспортные  услуги 68, субсчет"Расчеты  по НДС" 19 1 980  

      Если, например, расчетные документы на транспортные услуги поступили после оприходования материалов (бумаги), то проводки в части расчетов с транспортной компанией будут такими: дебет счета 44 кредит счета 60 - 1000 руб. (1180 руб. - 180 руб.) - стоимость доставки материалов на склад организации отнесена на издержки обращения (без учета НДС); дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - 180 руб. - отражен НДС по транспортным услугам; дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетные счета" - 1180 руб. - произведена оплата транспортной компании за услуги;  дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - 180 руб. - принят к вычету НДС, уплаченной за услуги по доставке материалов.

      По дебету счета 15 учитывается покупная стоимость МПЗ и другие расходы, связанные с их приобретением (например, транспортные услуги). В кредит счета 15 с дебета счета 10, списывается стоимость поступивших и оприходованных материалов по планово-учетным ценам, сформированным организацией. Разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью, рассчитанной исходя из планово-учетных цен, списывается со счета 15 на счет 16.

      Ранее такого рода отклонения списывались на счета учета затрат (издержки обращения) пропорционально стоимости материалов по учетным ценам отпущенных в производство. В настоящий момент такое требование в нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствует. В то же время накопленные по дебету или кредиту счета 16 отклонения реально относятся ко всем МПЗ, числящимся в учете предприятия (в том числе и к находящимся на складе). Поэтому было бы логично производить соответствующий расчет этих отклонений, приходящихся на остаток материалов на конец месяца, оставляя полученную сумму на счете 16.

      Поскольку порядок отражения в учете подобных операций аналогичен и для материалов, и для товаров (только с применением соответствующих счетов: 10 - для материалов, 41 - для товаров), то мы его подробнее рассмотрим в разделе, посвященном товарам.

      Оценка материалов при их отпуске на издержки обращения (и ином выбытии) осуществляется организацией одним из следующих методов (п.16 ПБУ 5/01):

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по  времени приобретения МПЗ (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по  времени приобретения МПЗ (метод  ЛИФО).

       Поскольку данные способы применяются и при списании фактической стоимости реализованных товаров (являющихся частью МПЗ), более подробно они будут рассмотрены в следующем разделе, посвященном списанию товаров. 

                                          2.4 Учет кредитов и займов

      При формировании данного раздела учетной политики следует учитывать требования ПБУ 15/01, в соответствии с которым (п.32) в учетной политике организации должна содержаться следующая информация:

1) о переводе долгосрочной задолженности  в краткосрочную;

2) о составе и порядке списания  дополнительных затрат по займам;

3) о выборе способов начисления  и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

4) о порядке учета доходов от  временного вложения заемных  средств.

      Рассмотрим подробнее, как отразить данные положения в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

    1. Организация торговли или общепита, получившая кредит или заем (заемщик), должна определить, как она будет учитывать находящиеся в ее распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев.

     Организация может учитывать находящиеся в ее распоряжении заемные средства до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности (вариант 1) либо перевести долгосрочную задолженность в краткосрочную (вариант 2). При выборе второго варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную организацией-заемщиком производится в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней (п.6 ПБУ 15/01).

    2. В числе затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов, числятся так называемые дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств (п.11 ПБУ 15/01).

     Под дополнительными расходами понимаются такие затраты как оплата юридических и консультационных услуг, копировально-множительных работ, различных налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), экспертиз, услуг связи, других затрат, непосредственно связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств.

      Такого рода дополнительные затраты могут быть либо отнесены в состав операционных расходов непосредственно в периоде их возникновения, либо учитываться обособленно как дебиторская задолженность в разрезе каждого полученного кредита (займа) и включаться в состав операционных расходов равномерно в течение срока погашения данного кредита (займа) (п.20 ПБУ 15/01).

     3. В случаях, предусмотренных законодательством, организация может привлекать заемные средства путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций (далее - выданные заемные обязательства). В этом случае в учетной политике для целей бухгалтерского учета ей необходимо предусмотреть порядок начисления и распределения причитающихся доходов по этим заемным обязательствам. Иными словами, данные доходы могут быть предварительно отражены организацией в составе расходов будущих периодов, о чем необходимо сообщить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

     4. Перечисленные выше требования и положения относятся ко всем полученным заемным средствам, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п.12 ПБУ 15/01). При этом под инвестиционными активами понимаются объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие много времени и затрат на приобретение или строительство.

      Такие затраты по полученным займам и кредитам, связанные с приобретением инвестиционного актива, могут уменьшаться на величину дохода от временного использования заемных средств, полученных под приобретение (строительство) данного актива, в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     3. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ

                                            3.1 Инвентаризация имущества

       В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, организации могут самостоятельно устанавливать сроки проведения и количество инвентаризаций в отчетном году (кроме обязательных по законодательству), перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

       При этом порядок и сроки проведения инвентаризаций утверждаются организацией либо в виде отдельного приказа (Положения о проведении инвентаризации), либо в составе учетной политики по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Учетная политика предприятия