Учетная политика предприятия и его роль в принятии управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть учетную политику предприятия и ее роль в принятии решений по управлению предприятием.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы рассматриваемого вопроса,
на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о современном состоянии формирования и применения учетной политики на предприятии,
рассмотреть сущность и специфику перспективы формирования и использования учетной политики предприятия,
систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме,
предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы рассматриваемой проблемы.

1.1. Цели и задачи учетной политики предприятия.

1.2. Аспекты учетной политики, касающиеся вопросов управленческого учета.

1.3. Степень изученности вопроса на современном этапе.

2. Современное состояние формирования и применения учетной политики на предприятии.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Действующая учетная политика, ее основные характеристики.

2.3 Формирование базы данных финансового учета с учетом потребности в информации для принятия управленческий решений.

3. Перспективы формирования и использования учетной политики предприятия.

3.1. Аналитика рабочего плана счетов.

3.2. Формы первичных документов и система управленческой отчетности.

3.3. Учет производственных затрат.

3.4. Элементы учетной политики, влияющие на формирование себестоимости продукции и финансово результата.

Выводы и предложения.

Список литературы.
Приложения

Работа содержит 1 файл

БУУ лена Курина.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

      При наличии на предприятии обособленных подразделений, не выделенных на отдельный  баланс, для облегчения контроля за результатами деятельности таких подразделений целесообразно предусмотреть одноименные субсчета по такому подразделению в разрезе всех синтетических и аналитических счетов.

      При наличии на предприятии нескольких видов деятельности также необходимо выделение одноименных субсчетов по различным видам деятельности. Выделение отдельных субсчетов является доказательством ведения организацией раздельного учета затрат в целях налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.  

      Можно выделить следующие требования к  рабочему Плану счетов:

  • степень учета специфики деятельности организации.

          Достаточность введенный синтетических счетов и аналитический позиций (включая субсчета) для адекватного отражения всех хозяйственных операций, которые осуществлялись ранее организацией;

  • гибкость рабочего Плана счетов или возможность внесения дополнений в систему счетов без кардинальной реорганизации всего Плана счетов;
  • возможность организации эффективной системы документооборота под рабочий План счетов;
  • полнота аналитических счетов для формирования бухгалтерской отчетности.

      Чем больше возможностей заложено в рабочем Плане счетов для формирования отчетность, тем меньше дополнительной работы необходимо будет проводить при заполнении отчетных форм. В идеале возможно автоматическое формирование отчетных данных.  

      Приказом  Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94-н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. 

     Важное  значение имеет выбранный организацией рабочий план счетов. Рабочий план счетов соответствует плану счетов, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г., но имеет некоторые особенности ( приложение В).

     Во-первых, МТП учитывается обособленно  на счете 24. Во-вторых, некоторые счета  вообще не используются (04, 05, 57, 59, 60, 63, 67, 73, 79, 81, 85, 86, 96, 97, 98).Существуют отличия по субсчетам к счету 10 «Материалы» и 90 «Продажи». 
 
 
 
 

3.2. Формы первичных  документов и система  управленческой отчетности. 

      Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Это важнейшее правило бухгалтерского учета закреплено в ст.9 ФЗ № 129.

      Первичные учетные документы, поступающие  в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме и содержанию. 

      Первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации или в ведомственных и отраслевых инструктивных нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. В настоящее время Госкомстатом РФ утвержден ряд альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий.

      Для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, разрешено использовать формы, утвержденные приказом руководителя ОАО, или формы документов, утвержденные приказом руководителя организации-контрагента.

      Требования  главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений являются обязательными для всех работников организации. Указание этого правила в Приказе об учетной политике может избавить от бесконечных дискуссий на данную тему.

      Особое  внимание необходимо уделять оформлению внешнеэкономических сделок в порядке, установленном российским законодательством (валютным, банковским и таможенным).

      Законом РФ №129-ФЗ установлено, что первичный  документ не может быть принят бухгалтерией к учету, если он не подписан теми лицами, которые имеют на это право. В это связи в организации должен быть специальный приказ о лицах, которым предоставлено право подписи отдельных документов согласно приказу, утвержденному руководителем согласованию с главным бухгалтером организации.

      Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или лицами, уполномоченными распоряжением руководителя организации на право подписания указанных документов.

      Денежные  и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица. Под финансовыми и кредитными обязательствами необходимо понимать документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

      Внесение  исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

      Первичный учетный документ должен быть составлен  в момент совершения операции, а  если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.  

      Содержание  хозяйственной операции, указанной  в первичном документе, должно соответствовать ее наименованию в расчетных документах. 

     В Колхозе им. «18 Партсъезда» применяется  журнально-ордерная форма учета, и  основная часть данных обрабатывается вручную. В качестве журналов-ордеров  в большинстве случаев используются бланки других документов, реже - установленных форм, некоторые формы чертятся вручную, из-за недостаточной технической оснащенности копировальными устройствами.

     Запись  в журналы-ордера производится непосредственно  с первичных документов или с  накопительных ведомостей. В Колхозе  им. «18 Партсъезда»  применяются единые унифицированные формы первичных документов, при этом берется во внимание специализация предприятия. Часть из них, сохраняя реквизиты, ведут на других бланках или листах бумаги, что связано с плохой обеспеченностью необходимыми бланками.

     В составе регистров учета также  имеются несколько типов ведомостей, листки расшифровки, разработочные  таблицы и Главная книга.

     Главную книгу ведут в разрезе счетов. Кредитовый оборот в неё переносят  с соответствующего журнала-ордера, а дебетовые - из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам.

     Журнал-ордер  и Главная книга взаимно дополняют  друг друга. В первом дается расшифровка  кредитового оборота синтетического счета, а в Главной книге - дебетового оборота того же счета.

     Первичные документы, отчеты подразделений и прочие документы должны сдаваться в бухгалтерию в соответствие с графиком документооборота, указанного в учетной политике. На самом деле графика нет, хотя каждый бухгалтер в соответствие с возложенными обязанностями и ориентируясь на требования главного бухгалтера, знает срок создания, проверки, обработки, сдачи в архив всех необходимых документов. 

3.3. Учет производственных  затрат. 

     Учет  затрат на производство в традиционной учетной практике представляет собой  часть общей системы бухгалтерского учета. При этом собственно бухгалтерский (финансовый) и производственный учет взаимоопределены и взаимосвязаны между собой, поскольку имеют единые процедуры документального оформления хозяйственных операций и их стоимостной оценки.

     Для рациональной организации производственного  учета является важным определение  объектов учета затрат, способов учета  затрат, объектов калькулирования, калькуляционных  единиц и приемов калькулирования  себестоимости продукции.

     Объекты учета затрат на производство – это реально возникающие затраты производства, сгруппированные по различным признакам, необходимым для получения информации в целях контроля и управления (по видам деятельности, видам производства, периодам возникновения затрат, способу их включения в себестоимость продукции, местам возникновения затрат и другим признакам). При этом особое значение имеет разграничение затрат по видам деятельности (отдельно по обычной уставной деятельности и в сфере капитальных вложений), по видам производств (их разграничение в разрезе основного и вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств, а также в процессах заготовления материальных ресурсов и продажи готовой продукции) и местам возникновения затрат (по структурным подразделениям хозяйства, где непосредственно происходит производственное потребление ресурсов с целью получения готовой продукции, осуществления услуги или работы).

     Для учета производственных затрат в  сельскохозяйственных организациях выделяются четыре группы счетов:

  • счета учета затрат основного производства;
  • счета учета затрат вспомогательных производств;
  • счета учета расходов по управлению и обслуживанию производства;
  • счета учета затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах.

     Производственные  затраты учитываются по элементам и статьям раздельно по местам их возникновения (по видам производств и хозяйств, где они произведены), в разрезе счетов и субсчетов:

     счет 20 «Основное производство»;

     счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

     счет 23 «Вспомогательные производства»;

     счет 25 «Общепроизводственные расходы»;

     счет 26 «Общехозяйственные расходы»;

     счет 28 «Брак в производстве»;

     счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

     Учет  затрат вспомогательных производств, которые обслуживают основные отрасли  в порядке выполнения для них определенных работ или оказания услуг, ведется на счете 23 «Вспомогательные производства» по их видам: ремонтные мастерские, ремонт зданий и сооружений, грузовой автомобильный транспорт, гужевой транспорт, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, холодильные установки.

     Все косвенные затраты объединены в  обособленной статье «Общепроизводственные (цеховые) расходы ремонтной мастерской» (содержание управленческого и хозяйственного персонала, содержание и ремонт оборудования, здания мастерской и т.д.) по субсчету 23-1.

     По  субсчету 23-2 «Ремонт зданий и сооружений»  ведут учет всех затрат по проведению подрядным или хозяйственным  способом объектов капитального и текущего ремонтов независимо от источников их покрытия.

     Фактические затраты по законченному капитальному ремонту могут быть списаны только в пределах сумм, числящихся на момент списания в ремонтном фонде. Сумма затрат, не покрытая фондом, переносится на счет 97 «Расходы будущих периодов» с отражением в балансе в составе этой статьи, а затем списывается с него по мере поступления средств в ремонтный фонд.

     Себестоимость отремонтированных объектов с кредита  счета 23-2 «Ремонт зданий и сооружений», отдельных аналитических счетов списывается в дебет счетов –  заказчиков (Растениеводство, Животноводство, другие Вспомогательные производства, Расходы будущих периодов, Общепроизводственные, Общехозяйственные расходы и т.д.).

     Если  в организации создается резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, то себестоимость отремонтированных объектов с кредита счета 23-2 «Ремонт зданий и сооружений» списывается на уменьшение резерва (в дебет счета 96-4 «Резерв на ремонт основных средств»). В этом варианте расходы на ремонт заранее резервируются по дебету счетов: 20-1 «Растениеводство», 20-2 «Животноводство», 20-3 «Промышленные производства» и т.д. по основной статье «Содержание основных средств», элементу «Ремонт основных средств», с кредита счета 96-4 «Резерв на ремонт основных средств».

Информация о работе Учетная политика предприятия и его роль в принятии управленческих решений