Учетная политика организации, выбор методики бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Поскольку, одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика организации, целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию учетной политики в коммерческих организациях РФ и рассмотрение методологии построения и принятия учетной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие учетной политики организации…………………………………..................... 4
1.2. Допущения, на которых основывается учетная политика…………………………….. 13
1.3. Требования к учетной политике……………………………………………………....15
2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1 Процедура формирования учетной политики…………………………………………... 17
2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением……………….. 19
2.3. Документальное оформление учетной политики…………………………………….... 21
2.4. Изменения в учетной политике……………………………………………………….23
2.5. Раскрытие учетной политики в отчетности……………………………………………. 26
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РФ……………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….………31
Список литературы…………………………………………………………………………… 34

Работа содержит 1 файл

СДАЛА!!!.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     При выборе и обосновании учетной  политики исходят из того, что имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств, как ее собственников, так и других организаций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено имущество, которое она контролирует, в частности то, которое согласно законодательству признается ее собственностью. Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом. Такой подход выражает разделенность имущества организации и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния организации, так как по бухгалтерскому балансу они могут судить, в частности, о размерах источников покрытия ее долгов.

     Непрерывность деятельности организации означает то, что, принимая какое-либо решение  по вопросам учетной политики, исходят из того, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость самоликвидироваться или существенно сократить масштабы деятельности. Основой для подобных утверждений является отсутствие обратных свидетельств, а их следствием может быть, например, использование разных методов амортизации активов.

     Под последовательным применением учетной политики подразумевается то, что избранные организацией способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Как правило, имеется в виду неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки активов и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Вместе с тем данное положение не следует понимать как запрет на внесение изменений в учетную политику. Поскольку она является производной от хозяйственной ситуации, в которой действует организация, то в связи с изменением этой ситуации (в частности, корректировкой законодательства) должна измениться и учетная политика. В противном случае невозможно говорить об их соответствии друг другу. Речь идет о целесообразности и обоснованности изменений в каждом конкретном случае.

     Временная определенность фактов хозяйственной деятельности организации означает, что эти факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. [15] Иначе говоря, согласно данному положению учетная политика должна исходить из возможного несовпадения во времени хозяйственной операции и ее денежного обеспечения. Отсюда вытекает, что, во-первых, факты хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском учете в том учетном периоде, в котором они имели место, или, иначе, по мере их совершения. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете. Во-вторых, все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начисления, или метод записи в бухгалтерском учете операций в момент их совершения.

     Таким образом, допущения есть условия  деятельности организации, которые  должны обязательно ей выполняться  в течение всего периода формирования учетной политики.  

1.3. Требования к учетной  политике.

     Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. Как было отмечено в начале учебника, к числу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность. Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его использование названным принципам.

     Избранные организацией способы должны обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение.

     Учетная политика строится таким образом, чтобы  бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов веления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользователям бухгалтерской отчетности ее достоверность.

     Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информации порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежностью данных; в то же время ожидание того момента, когда все детали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.

     В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требований в разных хозяйственных условиях определяется профессиональным суждением.

     Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между названными требованиями-принципами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ 

2.1 Процедура формирования учетной политики.

     Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.

     В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной  политики:

     1) по аналогии со сходными операциями;

     2) исходя из общих определений  и критериев;

     3) на основе признанной практики.

     В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательстве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету.

     Во  всех случаях должно быть выдержано  одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации, т.е., другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это означает:

  • во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.
  • во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.

     В рамках группы взаимосвязанных организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Координирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.

     Процесс формирования учетной политики состоит  из этапов:

  1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
  5. выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
  6. оформление избранной учетной политики.

     Последовательность  этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку  каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная  учетная политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

      На выбор  способа ведения учета влияют факторы (см. схему 3) 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таким образом, при формировании учетной  политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. 

2.2. Порядок принятия  учетной политики  и контроль за  ее соблюдением.

     Согласно  законодательству Российской Федерации учетная политика утверждается руководителем организации. Формирование же ее наряду с другими функциями относится к компетенции главного  бухгалтера.   В   разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяет соответствующие корректировки учетной политики, может целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в системе бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распорядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имеющие большой опыт работы, досконально знающие специфику деятельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйственном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исключена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или независимых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.

     В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних  пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных  заинтересованных органов и лиц.

     Внутренний  контроль за выполнением учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией (если таковая создается в организации), причем задачи контроля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.

Информация о работе Учетная политика организации, выбор методики бухгалтерского учета