Учетная политика организации, выбор методики бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Поскольку, одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика организации, целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию учетной политики в коммерческих организациях РФ и рассмотрение методологии построения и принятия учетной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие учетной политики организации…………………………………..................... 4
1.2. Допущения, на которых основывается учетная политика…………………………….. 13
1.3. Требования к учетной политике……………………………………………………....15
2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1 Процедура формирования учетной политики…………………………………………... 17
2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением……………….. 19
2.3. Документальное оформление учетной политики…………………………………….... 21
2.4. Изменения в учетной политике……………………………………………………….23
2.5. Раскрытие учетной политики в отчетности……………………………………………. 26
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РФ……………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….………31
Список литературы…………………………………………………………………………… 34

Работа содержит 1 файл

СДАЛА!!!.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

  Изменение учётной политики организации может производиться в случаях:

  - изменения законодательства Российской  Федерации или нормативных актов  по бухгалтерскому учёту; разработки  организацией новых способов  ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;

  - существенного изменения условий  деятельности. Существенное изменение  условий деятельности организации  может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением  видов деятельности и т.п.  
Приказ об учетной политики должен включать следующие разделы: - организационно-технический, - методологический, - налоговую политику.

  Организационно-технический  раздел приказа об учётной политике может включать в себя решение  следующих вопросов.

  Организация учётной работы.

  Вопросы функционирования филиалов (структурных подразделений).

  Разработка  рабочего плана счетов.

  Применяемые формы первичных документов.

  Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных учётных документов.

  Разработка  порядка организации документооборота.

  Выбор формы бухгалтерского учёта и технологии обработки учётной информации.

  Разработка  номенклатуры учёта материально-производственных запасов.

  Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

  Внутренняя отчётность организации

  Оформление  других решений, необходимых для организации и ведения учёта.

  В рамках организационно-технического раздела  анализируются следующие вопросы.

  1. Кем осуществляется налоговый  учет в организации (ст. 313 НК РФ):

  - главным бухгалтером;

  - бухгалтерской службой;

  - структурным подразделением и др.

  2. Как составлены формы первичной учетной документации:

  - на основе первичных документов бухгалтерского учета;

  - на основе самостоятельно разработанных  документов для налогового учета.

  3. Какова технология обработки  информации для налогового учета:

  - ручная;

  - автоматизированная;

  4. Как составлены формы аналитических  регистров налогового учета (ст. 314 НК РФ):

  - на основе первичных документов бухгалтерского учета;

  - на основе самостоятельно разработанных  документов для налогового учета.

  5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.

  6. Утвержден ли график документооборота.

  Необходимость формирования учетной политики для  целей налогового учета закреплена нормами гл.25 НК РФ.

  Налоговый учет — это система обобщения  информации о хозяйственных операциях организации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов (ст3 13 НК РФ) Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов, а также для обеспечения информацией о принятых организацией методах учета внутренних и внешних пользователей.

  Каждый  налогоплательщик самостоятельно организует свою систему налогового учета. При  этом порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.  
Бухгалтерскую и налоговую учетную политику должен утвердить руководитель организации своим приказом или распоряжением. Форма приказа - произвольная. Положения учетной политики могут быть либо в самом приказе, либо в приложении к нему.

  Налоговое законодательство не содержит никаких  специальных требований к порядку  составления учетной политики для  целей налогообложения. Поэтому  можно выбрать то, что будет удобнее:

  - составить единую учетную политику  по организации в целом и сделать в ней отдельные разделы - бухгалтерская политика, политика по налогу на прибыль, политика по НДС и т.д.;

  - составить для бухучета и каждого  налога отдельный документ. 
Если организация только создана, то учетную политику ей надо утвердить в следующие сроки:

  - бухгалтерскую - не позднее 90 дней со дня госрегистрации

  - по НДС - не позднее окончания  первого квартала, в котором зарегистрирована  ваша организация. 

  Для учетной политики по налогу на прибыль  нет сроков утверждения. Но ее лучше, так же как и политику по НДС, утвердить не позднее окончания первого отчетного периода, в котором зарегистрирована организация. Таким образом, учетную политику утверждают один раз при создании организации. А потом, при необходимости, ее либо дополняют (в любое время), либо изменяют.

  Изменять  указанные в учетной политике бухгалтерские и налоговые "правила  поведения" можно только с начала очередного года. Поэтому приказ об изменении каких-либо положений  бухгалтерской и налоговой учетной  политики на новый год надо утвердить не позднее 31 декабря.

  Каждая  организация составляет учетную  политику с учетом особенностей своей  деятельности. За формирование учетной  политики организации отвечает главный  бухгалтер.

     Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики организации отражена на схеме 1:

     
МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

(взаимосвязанное  отражение, обобщение и соизмерение

в денежном выражении  фактов хозяйственной жизни организации)

ПРИЕМЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
первичное

наблюдение

стоимостное

измерение

текущая

группировка

итоговое

обобщение

 
документация
инвентаризация  
оценка
калькуляция счета двойная запись  
баланс
 
отчетность
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики [14, стр.69]

     Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

      Основное назначение и главная задача принимаемой  учетной политики – максимально адекватно отразить деятельность организации сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.

     Учетная политика организации включает три аспекта:

  • организационно-технический;
  • учетная политика для целей бухгалтерского учета;
  • учетная политика для целей налогообложения.

     Организационно-технический аспект  учетной политики отражен на схеме 2.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 2. Организационно-технический аспект учетной политики 

     Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

     Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации, имеющегося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

     Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.

     Под системой внутреннего учета и контроля понимаются состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

     В разделе «Инвентаризация» следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств.

     В разделе «Отчетность» должны быть отражены объем, сроки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетности для заинтересованных пользователей.

     В разделе «Аудит» следует зафиксировать вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией.

   Таким образом, учетная политика формируется  главным бухгалтером и служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации. 

1.2. Допущения, на  которых основывается  учетная политика.

     Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и требований, безусловных к исполнению. Наличие таких принципов и требований объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полных и достоверных данных о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов к ведению учета.

     Принципы  и требования, о которых идет речь, — это не стопроцентная унификация учетного процесса. Они лишь устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Назначение их заключается, в частности, в обеспечении сопоставимости информации, циркулирующей на рынке, в представлении правдивой и объективной картины финансового положения и финансовых результатов деятельности организации в отчетности. При их реализации в учетной политике конкретной организации необходимо исходить из допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательного применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности. 

Информация о работе Учетная политика организации, выбор методики бухгалтерского учета