Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Содержание

Введение3
1. Понятие и форма учетной политики предприятия 5
2. Формирование учетной политики предприятия.7
3. Раскрытие и изменение учетной политики 16
4.Учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения 18
Заключение24
Список использованной литературы25
Приложение 127
Расчетная часть31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФБУ.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

     Во-первых, при изменении применяемых методов  учета. При этом изменения будут  действовать с начала следующего налогового периода.

     Во-вторых, при изменении законодательства о налогах и сборах. Внесенные  в учетную политику изменения  начнут действовать не ранее, чем  начнет действовать закон в измененной редакции.

     В-третьих, если компания начинает осуществлять новый вид деятельности.

     В последних двух случаях изменения  в политику могут вноситься в  течение года. По другим основаниям изменить политику в течение года не получится. Все изменения и  дополнения, так же как и учетная  политика, должны утверждаться приказом руководителя. Учетную политику для  целей налогообложения и для  целей бухгалтерского учета удобнее  оформлять отдельными документами, поскольку такой подход облегчит внесение изменений в учетную политику: при внесении изменений в налоговую учетную политику не будет необходимости менять бухгалтерскую политику. [16]

     Если  данные бухгалтерского и налогового учетов существенно отличаются, то налогоплательщик вынужден вести два  параллельных учета, что влечет за собой  дополнительные организационные расходы. Для сближения бухгалтерского и налогового учета нужно установить одни и те же методы (способы) учета разных видов имущества, учета доходов, расходов и т.д. Например, установить одинаковые:

     -методы  списания сырья и материалов  в производство и товаров при  продаже;

     -перечни  затрат, включаемых в первоначальную  стоимость основных средств, стоимость  сырья, материалов, товаров;

     -методы  начисления амортизации по основным  средствам;

     -сроки  полезного использования основных  средств на основании Классификации  основных средств, включаемых  в амортизационные группы;

     -способы  признания коммерческих расходов. Например отнесение их в бухгалтерском  учете к расходам на продажу  в полном размере, а в налоговом  учете – к косвенным расходам;

     -перечни  затрат, включаемых в прямые расходы.  В бухгалтерском учете перечень  прямых расходов гораздо шире, поэтому его можно применять  в налоговом учете. [16]

     Например, с 1 января 2011 года изменился стоимостный  критерий для амортизируемого имущества  – как для основных средств, так  и для нематериальных активов. Лимит  первоначальной стоимости таких  объектов вместо прежних 20 000 руб. теперь равен 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Причем срок полезного использования амортизируемого имущества остался тот же – более 12 месяцев. Это значит: все, что не дороже 40 000 руб. можно теперь считать «малоценкой» и списывать всю стоимость единовременно на текущие расходы отчетного периода. Теперь организация в учетной политике для целей и бухгалтерского и налогового учета может устанавливать лимит стоимости "малоценных" объектов основных средств не выше 40 000 руб. [13, с. 23]

     Или, например, можно прописать в учетной  политике одинаковые способы начисления амортизации основных средств и  нематериальных активов. В налоговом  учете таких способов всего два: линейный и нелинейный [8, ст. 259], а в бухгалтерском учете таких способов больше [5, п.18]. Чтобы не считать амортизацию дважды, можно выбрать линейный метод и в бухгалтерском и в налоговом учете.

     Однако  следует отметить, что иногда на практике встречается и противоположный подход. В целях налогообложения прибыли выбираются такие способы налогового учета, чтобы налогооблагаемая прибыль максимально снижалась. В бухгалтерском учете выбираются такие способы учета, чтобы прибыль по данным бухгалтерского учета максимально увеличивалась. Например, в налогообложении применяется метод списания материалов ЛИФО, а в бухгалтерском учете − ФИФО и т. д. Такой подход убивает двух зайцев − прибыль по данным бухгалтерского учета увеличивается, соответственно акционеры могут рассчитывать на большую сумму дивидендов, а налогооблагаемая база максимально уменьшается.

     Сближение бухгалтерского и налогового учета  лишь часть тех выгод, которые  может дать грамотно составленная учетная  политика. Главное, этот документ может  помочь предприятию сэкономить на налоге на имущество, НДС и налоге на прибыль. [14, с.60]

     В качестве примера в приложении 1 приведен фрагмент учетной политики организации ООО «Меркурий» для  целей бухгалтерского и налогового учета.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Роль  учетной политики в организации  всего учетного процесса крайне велика.

     Во-первых, учетная политика представляет собой  руководство по организации и  ведению учета внутри компании –  правила, установленные для всех работников организации, принимающих  участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие  учет результатов своей финансово-хозяйственной  деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает  единственным способом надлежащей организации  унифицированного учета.

     Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

     Наконец, в-третьих, учетная политика – это  нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что  учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок. [15]

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон РФ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ;
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (в ред. Приказа Минфина России от 11.03.2009 N 22н)
  3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждено Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49 с изменением от 08.11.2010 №142.
  4. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утверждено Приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утверждено Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утверждено Приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н;
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н
  8. Налоговый кодекс РФ (информационно-правовой портал «Гарант»)
  9. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2003.− 525с
  10. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб.М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. − 448 с.
  11. Красноперова О. А. Учетная политика организаций на 2010 г – Изд. «ГроссМедиа» 2009 г.– 270с
  12. Касьянов Г.Ю. 24 ПБУ: практический комментарий – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: АБАК, 2011. – 552с.
  13. Журнал «Главбух» №1 январь 2011г., статья «Бухгалтерские и налоговые изменения, которые вам важно отразить в учетной политике на 2011 год», автор Светлана Амплеева, ведущий эксперт журнала «Главбух».
  14. Журнал «Главбух» №2 январь 2005г., статья «Как упростить работу и сэкономить с помощью учетной политики», автор Мещирякова Е.И., эксперт журнала «Главбух».
  15. Журнал «Горячая линия бухгалтера», февраль 2009г., статья «Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения», автор Игорь Невский, ведущий аудитор КГ «Михайлов и Партнеры», к.э.н.
  16. Бюро налоговых консультаций «Альтернатива», Учетная политика для целей налогообложения (http://www.bnconsult.ru/).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример  Учетной политики.

Общество  с ограниченной ответственностью «Меркурий»

Приказ

об учетной  политике на 2011 год

от 31 декабря 2010 г.

№75

     Приказываю  утвердить учетную политику по бухгалтерскому и налоговому учету на 2011 год.

     1. Порядок ведения учета на предприятии.

     1.1. Бухгалтерский и налоговый учет ведется бухгалтерией.

     1.2. Организация ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы.

     1.3. Организация использует рабочий план счетов (приложение№1 к настоящему приказу), разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н.

     2. Учетные документы и регистры.

     2.1. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, утвержденными законодательством. Также используются формы, разработанные предприятием (приложение №2 к приказу). Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета распечатываются не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

     2.2. Налоговый учет ведется в бухгалтерских  регистрах и регистрах, разработанных  организацией самостоятельно и  утвержденных настоящим приказом (приложение №3 к настоящему  приказу).

     2.3. Все учетные документы хранятся  на предприятии в электронной  форме в течение пяти лет.

     3. Порядок проведения инвентаризации.

     Инвентаризация  материалов, товарных запасов и расчетов проводится на начало каждого квартала, а также в случаях, предусмотренных  законодательством. Инвентаризация основных средств проводиться раз в три года.

     4. Уровень существенности.

     Ошибка  признается существенной, если она  в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот  же период составляет сумму по определенной статье отчетности, отношение которой  к общему итогу соответствующих  данных (группы соответствующих статей) за отчетный год составляет не менее 5 процентов. В соответствии с приказом Минфина России от 28.06.2010 №63н данное определение применяется начиная  с годовой отчетности за 2010 год.

     5. Учет основных средств.

     5.1. Амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом.

     5.2. Основные средства, стоимость которых не превышает 40 000 руб., отражаются в бухгалтерском и налоговом учете в составе материально-производственных запасов и списываются на расходы единовременно после ввода в эксплуатацию.

     Операции  по учету таких объектов оформляются  следующими документами: приходный  ордер по форме № М-4, требование-накладная  по форме № М-11, карточка учета  материалов по форме № М-17, акт  списания имущества в производство по форме, разработанной организацией (образец приведен в приложении №2 к настоящему приказу).

     5.3. Амортизационная премия в налоговом учете не применяется.

     6. Учет нематериальных активов.

     6.1.Нематериальные активы в бухгалтерском и налоговом учете амортизируются линейным методом.

     6.2 Амортизация нематериальных активов  в бухгалтерском учете отражается  на счете 05 «Амортизация нематериальных  активов».

     7. Списание материально-производственных  запасов.

     Фактическая стоимость приобретенных материалов в бухучете отражается на счете 10 «Материалы». В бухгалтерском и налоговом учете материально-производственные запасы списываются по средней себестоимости.

     8. Прямые и косвенные расходы.

     8.1. К прямым расходам в бухгалтерском  и налоговом учете относятся:

     -стоимость  материалов, которые используются  при производстве;

     -заработная  плата рабочих, занятых в производстве (кроме сотрудников административно-управленческого  аппарата);

     -амортизация  по оборудованию, используемому  в производстве.

     8.2. Прямые расходы распределяются  в налоговом учете на остатки  незавершенного производства и  остатки нереализованной продукции  на складе пропорционально доле  таких затрат в плановой себестоимости.  Общехозяйственные расходы в  бухучете списываются в дебет  счета 90 «Продажи» в качестве условно постоянных.

Информация о работе Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия