Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Содержание

Введение3
1. Понятие и форма учетной политики предприятия 5
2. Формирование учетной политики предприятия.7
3. Раскрытие и изменение учетной политики 16
4.Учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения 18
Заключение24
Список использованной литературы25
Приложение 127
Расчетная часть31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФБУ.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

     В соответствии с приказами руководителя организации право подписи документов по движению объектов бухгалтерского учета закрепляется за конкретными  должностными лицами. Закрепление необходимо для контроля за правомерностью совершения хозяйственных операций. В связи с этим в документах должны быть расшифровки подписей таких лиц. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичном документе, отсутствует, его может подписывать лицо, являющееся исполняющим обязанности, или заместитель этого должностного лица. В этом случае обязательным является указание фактической должности лица, подписавшего документ, и его фамилии.

     Отсутствие  в первичном учетном документе  реквизитов, определенных законодательством  о бухгалтерском учете, считается  нарушением правил бухгалтерского учета. Все формы первичных учетных  документов, не являющихся типовыми, унифицированными, описываются в учетной политике организации (назначение, порядок составления, подписания) и прикладываются к ней.

     Первичный учетный документ должен быть составлен  в момент совершения операции, а  если это не представляется возможным  – непосредственно после ее окончания. [1, ст. 9. п. 4] Целесообразно при разработке учетной политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при совершении хозяйственных операций, а какие – по их окончании.

     Документальное  подтверждение операций является одним  из главных требований как бухгалтерского, так и налогового законодательства, в связи с чем, указанному разделу учетной политики следует уделить особое внимание.

     Формы документов для внутренней бухгалтерской  отчетности закрепляются в учетной  политике и необходимы для внутренних пользователей (менеджеров разного  уровня) в целях принятия управленческих решений, контроля за хозяйственной  деятельностью как организации  в целом, так и ее структурных (производственных, хозяйственных и  управленческих) подразделений. В связи  со спецификой деятельности организаций, разными информационными потребностями  пользователей учетной информации отсутствуют методики ее составления, единые формы отчетности. [11, с.6]

     В приказе руководителя об учетной  политике утверждаются состав и формы внутренней бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности.

     3. Порядок проведения  инвентаризации активов  и обязательств  организации.

     Согласно  п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов России от 13 июня 1995 г. № 49 с изменением от 08 ноября 2010г, количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем  организации, кроме случаев, когда  проведение инвентаризаций обязательно (п. 1.5 и 1.6 методических указаний). [3, п. 2.1] Основная цель инвентаризации − выявление фактического наличия и состояния имущества и обязательств организации, сопоставление их с данными бухгалтерского учета, а при выявлении расхождений − приведение последних в соответствие с фактическими величинами. [11, с.6]

     4. Правила документооборота  и технология обработки  учетной информации.

     Эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных  документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом учетной политики можно  считать график документооборота –  направление движения документов и  сроки их представления в соответствующие  подразделения организации, бухгалтерию  либо централизованную бухгалтерию. График документооборота формируется в соответствии с требованиями, содержащимися в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105, утверждается ежегодно руководителем организации и является приложением к учетной политике организации.

     Технология  обработки учетной информации в  составе организационно-технологического аспекта учетной политики представляет совокупность средств обработки  учетной информации. Состав такого оборудования определяет уровень и  степень охвата выполняемых учетных  процессов средствами автоматизации, качественную совокупность применяемых  программных продуктов, используемые формы бухгалтерского учета. [11, с.9]

     5. Методы оценки  активов и обязательств.

     Выбранные способы оценки и методики учета  движения имущества, обязательств организации  и хозяйственных операций представляются в приказе об учетной политике исходя из того набора способов и методов, которые допускаются законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы учета, при формировании учетной политики организация сама разрабатывает соответствующий  способ исходя из действующих положений  по бухгалтерскому учету.

     К способам оценки и методикам бухгалтерского учета относятся порядок признания  в учете активов и обязательств организации, способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, методики учета движения имущества и обязательств.

     Определяя учетную политику, организация должна раскрыть способы оценки и ведения  учета, являющиеся существенными. Существенность признается исходя из условия, что пользователем  бухгалтерской отчетности без знания о них невозможно достоверно оценить  результаты работы организации, составить  представление об имущественном  и финансовом состоянии, движении денежных средств. Эти способы должны быть раскрыты в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской  отчетности организации. [11, с.9]

     Способами оценки имущества и обязательств организации в бухгалтерском  учете и отчетности исходя из вариантов, разрешенных в нормативных документах, являются следующие.

     1. При оценке незавершенных капитальных вложений следует использовать фактические затраты для застройщика (инвестора).

     2. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

     Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  при изменении рыночной котировки  ценных бумаг могут учитывать  их по рыночным ценам, производя переоценку вложений в ценные бумаги. [11, с.10]

     3. Основные средства принимаются к учету по фактическим затратам, образующим первоначальную стоимость. Не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) организация имеет право переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

     В бухгалтерском балансе они отражаются по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной стоимости  за минусом начисленной амортизации  за весь период использования объекта). Амортизация основных средств может  начисляться:

     - линейным способом;

     - способом списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ, услуг);

     - способом уменьшаемого остатка; 

     - способом списания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования. [5, п.18]

     4. Нематериальные активы принимаются  к учету по фактическим затратам, образующим их первоначальную  стоимость. В бухгалтерском балансе  нематериальные активы отражаются  по остаточной стоимости (первоначальная  стоимость за вычетом суммы  начисленной амортизации в течение  установленного срока их полезного  использования). По нематериальным  активам, по которым невозможно  определить срок полезного использования,  нормы амортизации устанавливаются  в расчете на 20 лет (но не  более срока деятельности организации).

     Способами начисления амортизации являются:

     - линейный способ, исходя из норм, начисленных организацией на  основе срока их полезного  использования; 

     - способ списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ, услуг);

     - способ уменьшаемого остатка. [7, п. 28]

     Например, деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация равномерно списывается на финансовые результаты как прочие расходы. [11, с.10]

     5. Незавершенное производство в  массовом и серийном производстве  может отражаться в бухгалтерском  балансе по фактической производственной  себестоимости, по нормативной  (плановой) производственной себестоимости,  по прямым статьям затрат, по  стоимости сырья, материалов и  полуфабрикатов.

     В единичном производстве незавершенное  производство оценивается в бухгалтерском  балансе по фактически произведенным  затратам.

     6. Материально-производственные запасы  принимаются к учету по фактической  себестоимости либо по учетным ценам. В торговых организациях товары, приобретенные для продажи, оцениваются по цене приобретения (в организациях оптовой торговли), по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (в организациях розничной торговли).

     При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним  из следующих способов:

     -по себестоимости каждой единицы ценностей;

     -по средней себестоимости;

     -по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). [6, п.16]

     Оценка  материально-производственных запасов  на конец отчетного периода (кроме  товаров, учитываемых по продажной  стоимости) производится в зависимости  от принятого способа оценки запасов  при их выбытии.

     7. Расходы будущих периодов списываются  в течение периода, к которому  они относятся, равномерно, пропорционально  объему продукции и другими  способами. 

     8. Уставный (складочный) капитал отражается  в бухгалтерском балансе в  соответствии с учредительными  документами. 

     9. Резервы создаются организацией  в соответствии с законодательством  РФ (резервный фонд для покрытия  убытков акционерных обществ  и обществ с ограниченной ответственностью, погашения облигаций и выкупа  собственных акций), положениями  нормативных актов на основе  результатов инвентаризации, дебиторской задолженности (резерв по сомнительным долгам), в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода (резервы на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год и др.). Они отражаются в бухгалтерском балансе в виде остатков, переходящих на следующий год.

     10. Расчеты с дебиторами и кредиторами  отражаются в суммах, вытекающих  из бухгалтерских записей и  признаваемых правильными. По  полученным займам и кредитам  задолженность показывается с  учетом причитающихся на конец  отчетного периода процентов. 

     6. Порядок контроля  за хозяйственными  операциями.

     Порядок контроля за хозяйственными операциями, определяемый в учетной политике, включает содержательную проверку, которая  ведется по существу хозяйственных  операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической  целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета. Последующий контроль ведется  в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров (точек) контроля за всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации. [11, с.9]

Информация о работе Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия