Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете такого документа как учетная политика предприятия. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при постоянном изменении налогового законодательства, учетная политика является первейшим средством защиты интересов предприятии перед налоговыми органами, также в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике определило мой выбор данной темы курсовой работы. Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации.
Введение…………………………………………………………………3
Глава1 Основные понятия учетной политики
Понятие учетной политики…………………………………………......4
Нормативное регулирование……………………………………………5
Сущность учетной политики и факторы, влияющие на ее выбор……9
Формирование учетной политики организации,………………………12
Изменение учетной политики……………………………………..……14
Последствия изменения учетной политики……………………………21
Бухгалтерская отчетность организации………………………………..22
Глава 2 Выбор учетной политики и способы ведения бухгалтерского учета
2.1 Выбор способа ведения б/у…………………………………………….33
2.2 Выбор вариантов по начислению амортизации по основным средствам…………………………………………………………………….42
2.3 Ведение бухгалтерского и налогового учета организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения………………..44
Заключение……………………………………………………………..53
Список используемой литературы……………………………………54
Приложение…………………………………………………….………55
Практическая часть…………………………………………………….60
Глава 2. Влияние учетной политики на бухгалтерскую отчетность
2.1. Выбор способов ведения бухгалтерского учета
1.Выбор
организацией способов бухгалтерского
учета, вариантность которых предусмотрена
нормативными документами
по бухгалтерскому учету и бухгалтерской
отчетности
При
формировании учетной политики предприятия
по конкретному направлению (вопросу)
ведения и организации
Можно выделить несколько групп вариантных способов.
Первая группа. Осуществляется выбор одного варианта из нескольких предлагаемых. При этом предлагаемые варианты построены с использованием одного классификационного признака.
К этой группе относится, например, способ признания управленческих расходов или способ погашения стоимости нематериальных активов (с использованием или без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов»). Организация выбирает один вариант из двух предлагаемых нормативными актами.
Вторая группа. Так же как и в первой группе, осуществляется выбор одного варианта из нескольких. Однако предлагаемые варианты построены с использованием двух и более классификационных признаков. В этом случае организация принимает решение в два этапа: сначала выбирает группу вариантов исходя из выбора одного основания классификации, а затем выбирает вариант внутри выбранной группы. Как правило, на выбор варианта оказывает влияние не только «желание» организации, но и такие факторы, как масштабы деятельности организации, вид производства и т.п.
Третья группа. К ней относятся варианты без условия обязательного выбора только одного из них (хотя может быть выбран и один). Могут быть применены все предусмотренные варианты одновременно в отношении разных групп активов. При этом влияние на выбор оказывает только решение организации. Например, организация может применить все способы начисления амортизации по основным средствам, предусмотренные законодательством, при условии, что к однородным основным средствам будет применяться одинаковый способ. Необходимо также помнить, что выбор способов учета из предлагаемых законодательством вариантов необходимо осуществлять с учетом их комплексного рассмотрения, взаимоувязки. Кроме того, организация должна оценивать последствия применения того или иного способа учета, исходя из специфики своей деятельности, финансового состояния, бизнес-планов и других факторов.
Например,
определяясь со способом формирования
первоначальной стоимости основных
средств и принимая решение о включении
в первоначальную стоимость основных
средств процентов по кредитам банка,
привлеченным для приобретения основных
средств, организация должна увязать это
решение с решением в отношении способа
учета затрат по обслуживанию займов и
кредитов.
2. Способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней
«Изобретенный»
организацией способ бухгалтерского учета,
отсутствующий в системе
1.
Организация заключила договор
комиссии, в котором оговорены
условия деления между
Организации
следует разработать и
2.
Гражданским законодательством
предусмотрена императивная
3. Способы бухгалтерского учета, в отношении которых организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики условий хозяйствования
При
необходимости организация
4. Способы бухгалтерского учета, в отношении которых организация утверждает способы, отличные от установленных
Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя правила, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету, она вправе не применять данные правила, раскрыв информацию об этом в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
Очень
важным здесь является вопрос о том,
действительно ли организация не
в состоянии соблюдать
5. Способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства
Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определить правильность той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики.
Для разрешения коллизий в общем случае применяются следующие правила. Если имеет место коллизия между актом федерального государственного органа и актом государственного органа субъекта Российской Федерации, предпочтение отдается:
• акту федерального органа — если регулируемый вопрос относится к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
• акту органа субъекта Российской Федерации – если регулируемый вопрос относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Если
имеет место коллизия между актами различной
юридической силы, предпочтение отдается
акту большей юридической силы (например,
предпочтение будет отдаваться закону
перед подзаконным актом). Если имеет место
коллизия между общей и специальной правовыми
нормами, предпочтение отдается специальной
норме. Если имеет место коллизия нормативных
актов, вступивших в силу в разное время,
нормативный акт, вступивший в силу позже,
имеет приоритет перед нормативным актом,
вступившим в силу ранее него. К сожалению,
некоторые противоречия в нормативных
актах по бухгалтерскому учету нельзя
разрешить и найти однозначное решение,
даже если воспользоваться правилами
разрешения коллизий, приведенными выше.
При разрешении противоречий следует
учитывать также и тот факт, что деление
документов по бухгалтерскому учету между
вторым и третьим уровнями документов
достаточно условно и нормативно нигде
не закреплено. В этой связи пока декларируется,
например, что методические указания могут
оказаться на третьем уровне, если выпущены
Минфином России, утверждены приказом
и зарегистрированы в Минюсте России.
Однако де-факто в этой ситуации ПБУ и
методические указания являются документами
одного уровня и действовать будет более
поздний из них. Именно такая ситуация
сложилась, например, с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных
запасов» (утверждено Приказом Минфина
России от 09.06.2001 № 44н, далее – ПБУ 5/01) и
Методическими указаниями по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов
(утверждены Приказом Минфина России от
28.12.2001 № 119н) или с ПБУ 6/01 «Учет основных
средств» (утверждено Приказом Минфина
России 30.03.2001 № 26н, далее – ПБУ 6/01) и Методическими
указаниями по бухгалтерскому учету основных
средств (утверждены Приказом Минфина
России от 13.10.2003 № 91н).