Учетная политика экономического субъекта и ее влияние на бухгалтерскую отчетность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете такого документа как учетная политика предприятия. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при постоянном изменении налогового законодательства, учетная политика является первейшим средством защиты интересов предприятии перед налоговыми органами, также в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике определило мой выбор данной темы курсовой работы. Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1 Основные понятия учетной политики
Понятие учетной политики…………………………………………......4
Нормативное регулирование……………………………………………5
Сущность учетной политики и факторы, влияющие на ее выбор……9
Формирование учетной политики организации,………………………12
Изменение учетной политики……………………………………..……14
Последствия изменения учетной политики……………………………21
Бухгалтерская отчетность организации………………………………..22
Глава 2 Выбор учетной политики и способы ведения бухгалтерского учета
2.1 Выбор способа ведения б/у…………………………………………….33
2.2 Выбор вариантов по начислению амортизации по основным средствам…………………………………………………………………….42
2.3 Ведение бухгалтерского и налогового учета организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения………………..44
Заключение……………………………………………………………..53
Список используемой литературы……………………………………54
Приложение…………………………………………………….………55
Практическая часть…………………………………………………….60

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 865.50 Кб (Скачать)
  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами (формы №№ 3-6);
  • пояснительная записка (формы №№ 3-6 вместе с пояснительной запиской именуются пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках);
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Оно необходимо, если фирма, согласно требованиям закона, должна проходить обязательную аудиторскую проверку.

     Следует отметить, что содержание и форма бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому. То есть компания обязана придерживаться принятых изначально параметров, изменение которых допускается лишь в исключительных случаях - например, если организация сменила вид деятельности. Причем компания должна подтвердить обоснованность своих действий. Информацию о произведенных существенных корректировках и о причинах, их повлекших, следует раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках. При формировании бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта следующая информация:

  • об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации;
  • об операциях в иностранной валюте;
  • о материально-производственных запасах;
  • об основных средствах;
  • о доходах и расходах организации;
  • о последствиях событий после отчетной даты;
  • о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;
  • а также относительно раскрытия в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации.

     Данные  требования можно исполнить путем  включения соответствующих показателей, таблиц и расшифровок непосредственно  в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

     Прежде  чем приступить к составлению финансовой отчетности, следует:

  • провести инвентаризацию имущества и задолженности организации во всех ее подразделениях;
  • внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;
  • провести реформацию баланса;
  • отразить те или иные операции, которые произошли после 31 декабря 2008 г. (события после отчетной даты).

     Бухгалтерская отчетность предприятия должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные  балансы), поэтому необходимо предварительно собрать, проанализировать соответствующие данные и свести их в единый отчет. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Кроме того, они необходимы для того, чтобы обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые важны для реальной оценки финансового положения организации и результатов ее деятельности. В пояснительной записке должна содержаться следующая информация (если она отсутствует в бухгалтерском отчете):

  • юридический адрес организации, основные виды ее деятельности, среднегодовая численность работающих за отчетный год или численность работающих на отчетную дату, состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов компании;
  • краткая характеристика деятельности фирмы (обычных видов - текущей, инвестиционной и финансовой);
  • основные показатели и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты;
  • решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределение чистой прибыли.

     Также в пояснительной записке отражаются допущения, на основании которых  сформирована учетная политика (п. 6, 13 ПБУ 1/2008). Необходимо указать также факты неприменения правил бухгалтерского учета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. При этом в документе должна содержаться следующая информация:

  • причины, вызвавшие отступления от правил бухгалтерского учета;
  • результат, который они оказали на понимание финансового состояния организации;
  • подтверждение оценки последствий отступления от правил бухгалтерского учета и отчетности, действующих в РФ. Данная информация должна быть представлена в денежном выражении.

     В пояснительной записке обязательно должны быть раскрыты изменения, касающиеся учетной политики, которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или результаты деятельности организации (пункт 22 ПБУ 1/2008). Данная информация должна включать в себя:

  • причину изменения учетной политики;
  • оценку последствий указанных действий в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
  • указание на то, что данные предыдущих периодов, включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год, скорректированы.

     Кроме того, в документе должны быть отражены будущие изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (п. 13 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»). Корректировки, относящиеся к предыдущим периодам, также следует отражать в пояснительной записке. При этом в документе нужно указать сведения об обнаруженной после отчетной даты ошибке или о факте нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период. А в документах за период, в котором были обнаружены несоответствия, следует раскрыть произведенные изменения, относящиеся к данным не только отчетного года, но и предшествовавших лет (п. 39 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденный Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н).Как правило, бухгалтеры мало внимания уделяют раскрытию данных о реорганизации компании, прекращении деятельности, доверительном управлении, договорах о долевом строительстве, а также об аффилированных лицах.

     С момента принятия учредителями решения  о проведении реорганизации в  отчетности необходимо отражать следующее:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации, и правопреемниках;
  • дату составления передаточного акта или разделительного баланса;
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение или увеличение задолженности), начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникших организаций;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта или разделительного баланса числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса;
  • невыполненные условия и прочие события, связанные с признанной реорганизацией.

     Данные  заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемого лица должны быть обязательно подтверждены результатами инвентаризации (п. 12 ФЗ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.; п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций; данные указания утверждены Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н).

     Если  компания прекращает деятельность, то в бухгалтерской отчетности также  раскрывается соответствующая информация. При этом в пояснительной записке:

  • приводится описание прекращаемой деятельности (операционный или географический сегмент);
  • отражается дата признания деятельности прекращаемой, стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;
  • указываются данные, касающиеся созданных резервов по прекращаемой деятельности (краткое описание характера обязательства, ожидаемого срока его исполнения, максимально возможная величина условного обязательства);
  • раскрывается информация о факте отмены программы прекращения деятельности.
 

     В отчете о прибылях и убытках:

  • отражается сумма доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумма начисленного налога на прибыль, если перечисленные сведения относятся к прекращаемой деятельности;
  • раскрывается сумма снижения стоимости актива, за исключением случаев, когда требуется относить ее на уменьшение добавочного капитала в пределах сумм переоценки, накопленных по такому объекту, либо предусмотрен иной порядок отражения указанных сумм.

     В форме № 4 приводятся данные о движении денежных средств, относящиеся к  прекращаемой деятельности, в разрезе текущих, инвестиционных и финансовых операций в течение текущего отчетного периода.

     Информацию  об аффилированных лицах компании обычно либо не раскрывают вообще (причем делают это сознательно), либо приводят частично. Вместе с тем, согласно пунктам 10-13 ПБУ 11/2008, в бухгалтерской отчетности должны быть представлены следующие данные:

  • перечень аффилированных лиц;
  • характер отношений с ними;
  • виды операций с ними;
  • объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
  • стоимостные показатели по незавершенным на конец отчетного периода операциям;
  • использованные методы определения цен по каждому виду операций с ними.

     В пояснительной записке также  следует описать характер взаимоотношений, если:

  • организация или физическое лицо контролирует другую организацию;
  • фирма контролируется непосредственно или через третьи компании одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

     Что касается доверительного управления при  составлении бухгалтерской отчетности, то здесь следует раскрывать следующую  информацию для учредителя управления:

  • данные об активах и обязательствах;
  • о расходах и доходах;
  • и других показателях путем суммирования аналогичных показателей.

     Это необходимо выполнить в соответствии с п. 7 Указаний об отражении в  бухгалтерском учете операций, связанных  с осуществлением договора доверительного управления имуществом. Данный документ утвержден Приказом Минфина РФ от 28 января 2001 г. № 97н.

     В пояснительную записку обязательно  включается информация, связанная с  осуществлением договора доверительного управления имуществом в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000.

     Для доверительного управляющего существенными  являются следующие сведения:

  • суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, отраженные в составе выручки;
  • все расходы доверительного управляющего по осуществлению деятельности, связанные с доверительным управлением имуществом, учтенные в составе себестоимости отдельно по каждому договору.

     В случае непредоставления, а также  неполного предоставления бухгалтерской отчетности, налогоплательщика ждут немалые штрафные санкции. Это же относится и к ситуации, когда в представленных данных имеются неточности. В том случае, если компания осуществляет операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства, данные суммы должны быть отражены в бухгалтерском балансе в составе кредиторской задолженности. И с целью формирования достоверного и полного представления о финансовом состоянии застройщика следует раскрывать в отчетности следующие моменты:

Информация о работе Учетная политика экономического субъекта и ее влияние на бухгалтерскую отчетность организации