Учет затрат вспомогательных производств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы служит изучение особенностей процесса управления затратами вспомогательных производств,системы учета по местам возникновения, центрам и носителям затрат и других аспектов управленческого учета.

Содержание

Введение
1. Теоретическое обоснование темы.
1.1.Основные нормативные документы по учету затрат на
производство.
1.2. Калькулирование полной себестоимости продукции.
1.3. Производственная себестоимость продукции
1.4. Система «директ-костинг»
1.5. Нормативный метод учета затрат и калькулирования
себестоимости
1.6. Система «стандарт-кост».
1.7. Учет затрат по центрам ответственности
1.8. Учет и отчетность по центрам затрат
1.9. Учет и отчетность по центрам прибыли
2. Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО
«Петелино»
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
3. Учет затрат по ремонту основных средств в ОАО «Петелино»
3.1. Учёт затрат по субсчету 23-1.
3.2. Учет затрат по субсчету 23-2
Выводы и предложения.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

учет затр вспомог пр-в.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

     Нормативный метод имеет ряд недостатков  при использовании его на практике. Например, часто неверно учитываются отклонения: отклонения выявляются расчетами за длительный период, не всегда документируются, ведется укрупненный учет без определения причин и виновников, существенны суммы неучтенных отклонений.

     Нормативный метод учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости не нашел должного и широкого применения на промышленных предприятиях, из-за высокой трудоемкости. Кроме того, он неприменим в условиях высокой инфляции (часто пересматривать нормы).

     1.6. Система «стандарт-кост».

     Система С-К возникла в США в начале XX века. Название “standard costs” подразумевает себестоимость установленную заранее. В СССР в 30-е годы на основе С-К был разработан нормативный метод.

     Суть  системы С-К – в том, что  в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, зарплаты и всех других расходов, связанных с производством продукции. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно.

     Расчет  стандартной себестоимости имеет  определенный алгоритм. Все операции, связанные с изготовлением изделия нумеруются. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для  выполнения операции, на стандартную часовую ставку. Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен часто используются рыночные цены. Отдельно определяются ставки распределения косвенных расходов. Наиболее распространенной базой являются затраты на основную заработную плату производственных рабочих.

     Одно  из основных преимуществ системы  С-К – при правильной ее постановке  не требуется большой бухгалтерский штат, поскольку учитываются только отклонения от стандартов. Чем стабильнее работает предприятие, тем более стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемким становится учет и калькулирование.

     В системе стандарт-кост текущий учет изменений не ведется, при нормативном методе ведется в разрезе причин и инициаторов. Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты в обеих системах.

     Учет  по системе С-К нерегламентирован, не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. Нормативный метод регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы.

     Положительные стороны системы “стандарт-кост”, которые могут быть заимствованы и внедрены в практику российских предприятий – все выявленные отклонения от норм (стандартов) попадают, в конечном счете, не на себестоимость, а списываются на счет прибылей и убытков с указанием, в каком подразделении, по какой причине и по чьей вине допущены эти отклонения. Это показывает влияние качества хозяйствования в производственных цехах на конечный результат работы всего предприятия. Отчетливым становится вклад каждого подразделения, каждой структурной единицы в достижение рентабельной и высокоэффективной работы.

     Законы  рынка диктуют необходимость  разрабатывать нормы (стандарты) таким образом, чтобы стандартная калькуляция продукции была значительно ниже возможной рыночной цены, обеспечивая необходимый уровень рентабельности. Если в условиях централизованной экономики к цене приходили от затрат, то в рыночных условиях к нормативным (стандартным) затратам необходимо идти от рыночной цены.

     1.7. Учет затрат по центрам ответственности

     На  предприятия управление затратами  осуществляется не только по предприятию  в целом, но и более детально – по центрам ответственности. ЦО – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения. Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях.

     Деление предприятия на центры ответственности  позволяет:

     использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия;

     увязать управление затратами с организационной  структурой предприятия;

     децентрализовать  управление затратами, осуществляя  его на всех уровнях управления;

     установить  ответственных за возникновение  затрат, выручки, прибыли.

     Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности  заключается в следующем:

     определение области полномочий и ответственности  каждого менеджера: менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;

     персонализация  документов внутренней отчетности;

     участие менеджеров центров ответственности  в подготовке отчетов за прошедший  период и планов на предстоящий период.

     Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования:

     в каждом ЦО должен быть показатель для  измерения объема деятельности и  база для распределения расходов;

     во  главе ЦО должно быть ответственное лицо – менеджер;

     необходимо  четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера  каждого ЦО;

     степень детализации информации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;

     желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия  существовал такой центр ответственности, для которого данные затраты являются прямыми;

     поскольку деление предприятия на центры ответственности  сильно влияет на мотивацию руководителей  соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

     Центры  ответственности можно классифицировать по следующим признакам:

     функции, выполняемые центром ответственности;

     объем полномочий и ответственности.

     ЦО  по принципу выполняемых ими функций  делятся на основные и вспомогательные.

     Основные  ЦО непосредственно изготавливают  продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для потребителей. Их затраты на прямую относят на себестоимость продукции (Р, У).

     В составе основных ЦО выделяют центры, относящиеся к материальным запасам, участки  и цехи основного производства, управленческие и сбытовые центры. ЦО, относящиеся к материальным запасам, включают снабжение и складское хозяйство. Участки и цехи основного производства охватывают технологический процесс изготовления продукции. К управленческим относятся ЦО, осуществляющие функции управления предприятием, например, администрация, плановый, финансовый отделы. Сбытовые центры ответственности решают задачи маркетинга и сбыта продукции предприятия.

     Вспомогательные ЦО участвуют в производстве косвенно, сказывая услуги, выполняя работы или изготавливая продукцию, предназначенную не для потребителя, а для основных ЦО. Затраты вспомогательных ЦО невозможно напрямую отнести на себестоимость, поэтому их сначала распределяют по основным центрам, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость.

     В составе вспомогательных ЦО выделяют общезаводские и обслуживающие  процесс производства. Общезаводские  центры обслуживают все подразделения  предприятия (объекты социальной сферы, административно-хозяйственный отдел). Центры, обслуживающие процесс производства, занимаются оказанием услуг только для нужд основного производства (ОТК, ремонтный цех, инструментальная мастерская).

     ЦО  по принципу объема полномочий делятся на центры затрат, прибыли, инвестиций.

     Менеджер  любого центра ответственности для  выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему ЦО, чтобы иметь возможность на основании этой информации принимать соответствующие управленческие решения.

     1.8. Учет и отчетность по центрам затрат

     Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское  бюро. ЦЗ могут входить в состав других более крупных ЦО. Центры затрат можно разбить на центры регулируемых, произвольных (частично регулируемых) и слабо регулируемых затрат.

     Для центра регулируемых затрат существует оптимальное соотношение между  затратами и выпуском. Например, у производственного цеха существуют нормы расхода материалов, нормативная трудоемкость единицы продукции, а суммарные затраты на материалы и оплату труда определяются путем умножения нормативных затрат на единицу продукции на запланированный объем выпуска. Управление затратами таких центров осуществляют при помощи гибких бюджетов. Менеджер центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, так что деятельность его оценивается путем сопоставления плановых и фактических затрат на единицу продукции.

     Для центра произвольных затрат не существует оптимального соотношения между  затратами и результатами деятельности: фиксированная величина затрат для таких центров устанавливается по решению руководства предприятия в период разработки плана в зависимости от задач, поставленных перед такими центрами на предстоящий период. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, отдел маркетинга. Менеджеры центров произвольных затрат отвечают за соблюдение бюджета, а также за качественные показатели работы.

     Центр слабо регулируемых затрат отличается от центра произвольных затрат тем, что  руководство предприятия практически  не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает  ее как заданную величину. Пример – медпункт на территории предприятия.

     Главный инструмент управленческого учета, позволяющий контролировать деятельность центра затрат – смета. Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат. Определение контролируемых статей – ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по ЦО. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами. Менеджер подразделения должен иметь реальную возможность влиять на величину этих затрат. Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства.

     Сравнение фактических результатов с запланированными показателями отражается в отчете об исполнении сметы. Отчет представляет собой таблицу.  

     Статьи  контролируемых затрат Затраты по смете Фактические затраты Отклонения
 

     Отчет об исполнении сметы и другие формы внутрифирменной отчетности базируются на соблюдении двух принципов:

     внутрихозяйственная отчетность содержит только те показатели, которые подконтрольны менеджеру данного ЦО и на динамику которых он может оказывать влияние;

     отчетность  должна содержать информацию об отклонениях, наличие которой позволяет реализовать принцип управления по отклонениям. Суть этого принципа в том, что менеджеру более высокого уровня нет необходимости в текущем порядке регулировать детали деятельности ЦО более низкого уровня.

     Большинство руководителей не имеют времени изучать детализированные бухгалтерские отчеты и искать проблемные области. Поэтому такие отчеты наряду с суммарными величинами должны указывать статьи, по которым отмечены особо плохие или особо хорошие результаты (!). Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

Информация о работе Учет затрат вспомогательных производств