Учет затрат по местам формирования и центрам ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить организацию управленческого учета по местам формирования и центрам ответственности.
Для реализации данной цели в курсовой работе была поставлена задача изучить теоретические и практические аспекты учета по местам формирования и центрам ответственности.

Работа содержит 1 файл

УЧЕТ ЗАТРАТ КУРСОВАЯ.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

      Между внутризаводскими подразделениями  затраты распределяют и списывают  на конечные места затрат, выпускающие  продукцию, выполняющие работы и  услуги, в основном пропорционально  объему потребления соответствующей деятельности мест издержек.

Особую  проблему представляет исчисление и  списание себестоимости взаимооказываемых  услуг и продукции мест и центров  затрат. Их оценивают либо все по заранее заданной (плановой или нормативной) себестоимости, либо одну из наиболее массовых услуг (электротеплоснабжение, водоснабжение) оценивают по твердым ценам (плановой себестоимости, государственному тарифу), а остальные - по фактической себестоимости. Наиболее точные результаты распределения взаимооказываемых услуг обеспечивает решение системы линейных уравнений затрат каждого внутризаводского подразделения.

      С точки зрения контроля за величиной  и экономичностью затрат мест и центров  внутри предприятия различают метод  бюджетирования издержек и метод  сопоставления затрат и производительности. В первом случае для каждого места расходов или центра ответственности составляют бюджет (смету) затрат и по данным учета их фактической величины контролируют его соблюдение. Отклонения между сметой и фактической величиной характеризуют изменение уровня издержек соответствующего места и центра по сравнению с нормативами, на основе которых проводился сметный расчет.

При использовании  метода сопоставления затрат и производительности (объемов производства продукции, полуфабрикатов, работ, услуг) в разрезе каждого подразделения предприятия выявляют отклонения, вызванные изменением величины производительности или степени загрузки производственных мощностей и уровня издержек места или центра. Методика расчета и анализа отклонений зависит от применяемого варианта нормативного учета фактических затрат, т. е. от того, ведется ли он по полной или сокращенной себестоимости.

      Первый  метод приемлем для мест и центров  затрат, не имеющих четко определенного  измерителя объема деятельности (отделы заводоуправления, рекламная деятельность, здравпункт, столовая и другие социальные службы).

      Второй  метод используется, главным образом, в производственных подразделениях, деятельность которых может быть измерена в натуральных или условных единицах.

      Общий результат производственно-хозяйственной  деятельности исчисляют по данным финансового  учета организации в целом. Управление затратами заключается в использовании  возможностей их регулирования. Относительно мест затрат и центров ответственности  различают полные, частично и слабо регулируемые расходы (рис. 2). [12] 
 

          Расходы по местам и центрам затрат

Полностью регулируемые   Слабо регулируемые   Частично регулируемые

Цехи, участки, бригады основного производства   Цехи, участки, бригады вспомогательного производства   Обслуживание  и управление, участки, отделы, службы

Рис. 2. Возможности  контроля и регулирования расходов 

Степень регулируемости затрат зависит от специфики  каждого конкретного предприятия, длительности периода времени, за который определяется их величина; полномочий управленческого персонала, принимающего решения. 

1.6. Система  аналитического и синтетического  учета затрат по центрам ответственности

      При разработке системы аналитического учета центров ответственности  необходимо обеспечить раздельное кодирование мест возникновения затрат и центров ответственности в разрезе функциональных центров и центров ведения бизнеса.

      Код аналитического учета присваивается  каждому направлению, имеющему статус центра ответственности, и по центрам ведения бизнеса состоит из трех элементов: первый - код рынка, второй - код направления бизнеса (продукта), третий - код клиента. Примерная возможная нумерация элементов, составляющих код, приведена в табл. 2. В дальнейшем код проставляется на первичных учетных документах (где это возможно), что позволяет выявлять прямые доходы и расходы, имеющие отношение к аналитическому объекту. При формировании информационных запросов при выборке данных для составления внутренней отчетности допускается следующее сочетание элементов кода, приводящее к формированию информации:

 - по рынкам: элемент (1);

 - по центрам ответственности: элемент (1) + элемент (2);

 - по клиентам: элемент (1) + элемент (3);

 - по заказам: элемент (1) + элемент (2) + элемент (3);

 - по продуктам (направлениям, видам деятельности): элемент (2).

Например, обращение к аналитическому коду "05.4.6" позволяет сформировать управленческий отчет о доходах (затратах, прибыли) по арбитражным  процессам клиентов - предприятий  металлургии, которые ведет юридическая служба.

      Код аналитического учета по функциональным центрам ответственности содержит три элемента: первый указывает на внутреннее потребление работ или  услуг; второй - на центр ответственности, потребителя услуги; третий - на центр  ответственности, ее производителя. Далее информация, обобщенная в сводных регистрах оперативного и аналитических регистров бухгалтерского учета, группируется в аналитических и синтетических регистрах сводного (оперативного и бухгалтерского) учета и является основой составления внутрифирменной отчетности (рис. 3).

      Как известно, в настоящее время существуют две методики интеграции управленческого  и финансового учета в рамках действующего плана счетов. Первая модель предложена Министерством финансов РФ в Инструкции по применению плана счетов [4] и состоит в использовании для управленческих целей незанятых кодов счетов с 30 по 39, относящихся к разд. III. Затраты на производство. Вторая принадлежит В.Ф. Палию и В.В. Палию и заключается в использовании счетов 20 - 29 - для управленческого учета, 30 - 39 - для финансового учета [14].

      Рассмотрим, каким образом можно организовать синтетический учет затрат по центрам  ответственности в официальной  модели плана счетов (по варианту Министерства финансов РФ), используя методику применения отражающих счетов, разработанную В.Ф. Палием и В.В. Палием. Группа счетов синтетического управленческого учета предполагает разграничение счетов мест возникновения и центров ответственности (табл. 3).

      Первичное отражение затрат происходит по местам их возникновения, управленческий счет которого предполагает четыре уровня учета: первым является балансовый счет синтетического учета (30 - 32), вторым - субсчет, код места возникновения, третьим - счет аналитического учета первого порядка по статьям затрат, четвертым - счет аналитического учета четвертого порядка по экономическим элементам. Аналитика может быть расширена за счет дополнительных уровней учета. На взгляд автора, выделение счетов для мест возникновения затрат в группе счетов аналитического учета не приводит к дублированию информации.

 Таблица 2

Нумерация элементов кода аналитического учета

 

  1. Рынки 2. Направления  ведения бизнеса

(продукты)

3. Функциональные  центры ответственности
01 Жилищно-коммунальное

хозяйство

1 Аудиторские услуги 1 Служба  методологии учета
02 Муниципальный

транспорт

2 Постановка  управленческого

учета

2 Служба  кадров
03 Нефтепереработка 3 Налоговое консультирование 3 Хозяйственная служба
04 Автозаправочные

станции

4 Арбитраж 4 Администрация
05 Металлургия 5 Реинжиниринг  бизнес-процессов 5 Компьютерная  служба
06 Негосударственные

пенсионные  фонды

6 Бюджетирование 6 Юридическая служба
07 Инвестиционные

фонды

7 Исследование  рынка  
08 Банки 8 Рекрутинг кадров
09 Торговля 9 Регистрация предприятий  
10 Прочие  
11 Функциональный  ЦО (внутреннее потребление)  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первичный учет элементов (затрат, доходов, активов, обязательств, нефинансовых данных) по местам возникновения затрат
Форма первичных документов: совмещение бухгал терского и оперативного учета
 
Элементы, прямо относимые на центры ответственности и конечные объекты учета (продукты и клиентов)
 
Элементы, совместно контролируемые несколькими центрами ответственности и распределяемые между конечными объектами учета
 
 
Аналитические регистры бух. учета   Регистры  оперативного учета   Аналитические регистры бух.учета   Регистры  оперативного учета

Аналитические регистры сводного учета  по центрам ответственности

Сводные регистры матричной  формы: распределение  комплексных элементов  учета по центрам  ответственности

 
        Регистры  синтетического учета  по центрам ответственности

 
Внутрифирменная отчетность по центрам  ответственности
Сводные регистры матричной формы: распределение элементов учета, аккумулированных по центрам ответственности, на конечные объекты учета

Информация о работе Учет затрат по местам формирования и центрам ответственности