Автор: Надежда Юсупова, 31 Октября 2010 в 14:31, курсовая работа
В работе рассмотрен учет затрат на автотранспортном предприятии в соответствии с действующими на дату написания курсовой работы законодательно-нормативными документами.
На примере условного предприятия показана методика учета затрат на автотранспортном предприятии
нет
При
непригодности объектов автотранспортных
средств к дальнейшему
Пример 5: Предприятие приняло решение о списании с баланса автомобиля непригодного к дальнейшему использованию ввиду морального и физического износа. Первоначальная стоимость автомобиля – 300 000 руб., сумма начисленной амортизации – 200 000 руб. Расходы, связанные с демонтажем и разборкой объекта, составили 700 руб. (заработная плата с отчислениями рабочим, осуществлявшим демонтаж). Рыночная стоимость полученных при демонтаже и разборке объекта запасных частей составила 200 руб., стоимость металлолома – 400 руб. В бухгалтерском учете оформлены следующие записи:
Д-т01.2 К-т01 – 300 000 руб. – списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта;
Д-т02 К-т01.2 – 200 000 руб. – списана амортизация, начисленная на момент ликвидации автомобиля за период с начала его эксплуатации;
Д-т91 К-т01 – 100 000 руб. – учтена в составе прочих операционных расходов остаточная стоимость объекта основных средств;
Д-т91 К-т69,70 – 700 руб. – учтена в составе прочих операционных расходов сумма заработной платы (с отчислениями) рабочих, осуществлявших демонтаж;
Д-т10 К-т91.1 – 600 руб. – учтена в составе прочих операционных доходов стоимость оприходованных запасных частей и лома;
Д-т91 К-т99 – 100 100 руб. – отражена сумма убытка от ликвидации автомобилей.
В
бухгалтерском учете операции по продаже
автотранспортных средств, учитываемых
в составе основных средств организации,
отражаются на счете 91 "Прочие доходы
и расходы". При этом у организации-продавца
возникает обязанность исчислить и уплатить
в бюджет НДС со стоимости реализованного
транспортного средства. Для целей налогообложения
прибыли доход от реализации автотранспортного
средства уменьшается на его остаточную
стоимость, а также на сумму расходов,
связанных с реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).
При этом остаточная стоимость автотранспортного
средства определяется на основании данных
налогового учета и может не совпадать
с данными бухгалтерского учета (особенно
это касается транспортных средств, введенных
в эксплуатацию до 1 января 2002 года). Поэтому
величина прибыли (убытка), полученной(го)
при реализации автотранспортного средства,
в бухгалтерском и налоговом учете может
не совпадать. Кроме того, главой 25 НК РФ
предусмотрен особый порядок признания
убытка, полученного от реализации амортизируемого
имущества.
Полученный убыток включается в состав
прочих расходов налогоплательщика равными
долями в течение срока, определяемого
как разница между сроком полезного использования
реализованного объекта и фактическим
сроком его эксплуатации до момента реализации,
включая месяц, в котором объект был реализован
(п. 3 ст. 268, ст. 323 НК РФ). При реализации
объектов амортизируемых основных средств
велика вероятность расхождения данных
бухгалтерского и налогового учета. Если
объект реализуется с прибылью, то сумма
полученной прибыли в налоговом учете
может отличаться от суммы прибыли, выявленной
на счетах бухгалтерского учета. Такая
ситуация может возникнуть в случае, если
величина остаточной стоимости реализованного
объекта в налоговом учете не совпадает
с величиной остаточной стоимости по данным
бухгалтерского учета. Несовпадение данных
бухгалтерского и налогового учета ведет
к необходимости применения положений
ПБУ 18/02. Самое главное - правильно определить
причины расхождения данных бухгалтерского
и налогового учета. Этими причинами могут
быть:
несовпадение первоначальной стоимости автотранспортных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
начисление амортизации по объекту в бухгалтерском и налоговом учете различными способами;
применение специальных коэффициентов при начислении амортизации в налоговом учете.
В зависимости от причин несовпадения данных бухгалтерского и налогового учета сумма, на которую бухгалтерская прибыль, полученная от реализации объекта основных средств, отличается от величины налоговой прибыли, может быть квалифицирована:
как постоянная разница;
как
погашение временной
как погашение вычитаемой временной разницы, выявленной ранее в момент приобретения объекта или в процессе начисления амортизации по этому объекту.
Если объект реализуется с убытком, то при реализации основного средства возникает вычитаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового актива. Вычитаемая временная разница возникает в том периоде, когда имел место факт реализации. Величина вычитаемой временной разницы равна сумме выявленного в налоговом учете убытка, подлежащей списанию постепенно в течение оставшегося срока полезного использования реализованного объекта. В дальнейшем вычитаемая временная разница постепенно погашается в течение всего периода списания суммы полученного убытка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 268 НК РФ.
Учет
ГСМ осуществляется на счете 10 "Материалы",
субсчет "Топливо", только в случае,
если они изначально предназначены для
использования внутри организации, то
есть для заправки собственного автотранспорта.
Для учета ГСМ возникает необходимость
открытия к счету 10 субсчетов второго,
третьего и четвертого порядков, например:
счет 10, субсчет "Топливо", субсчет
"ГСМ на складе", субсчет "Бензин",
субсчет "Бензин АИ-96" или счет 10,
субсчет "Топливо", субсчет "Бензин
АИ-96", субсчет "На складе".
Организации
приобретают ГСМ за наличный расчет
или безналичным путем. При безналичном
расчете оправдательными документами
являются платежное поручение и приходный
ордер (типовая форма N М-4, утвержденная
постановлением Госкомстата России от
30.10.1997 N 71а) на оприходование оплаченных
ГСМ, талонов на топливо или лимитной карты.
Кроме того, получение ГСМ возможно на
автозаправочных станциях, с которыми
у организаций имеются соглашения о заправке
автомобилей на условиях безналичной
оплаты (как с выдачей талонов на право
заправки, так и без них). В бухгалтерском
учете организации оплата ГСМ безналичным
путем отражается следующим образом:
Д-т10 субсчет "Топливо" К-т60, 76 - оприходована стоимость ГСМ (отражение затрат на доставку ГСМ сторонней организацией; начисление комиссионного вознаграждения; прочие затраты, включаемые в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в фактическую себестоимость ГСМ);
Д-т19 К-т60,76 - отражена сумма НДС по закупленным ГСМ.
При использовании счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", что должно быть закреплено в учетной политике организации, операции по приобретению ГСМ отражаются следующим образом: При закупке в безналичном порядке талонов на право заправки ГСМ, либо лимитных карт оформляются следующие проводки:
Д-т10 К-т60 – оприходованы талоны на бензин;
Д-т19 К-т60 – отражен НДС по приобретенным талонам на бензин;
Д-т60 К-т51 – произведены безналичные расчеты за приобретенные талоны;
Д-т68 К-т60 – приняты к вычету НДС, уплаченный поставщику;
Д-т10 К-т10 – выданы талоны водителям под отчет.
Чаще всего закупка ГСМ все же осуществляется за наличный расчет. Для этого водителям выдаются под отчет соответствующие денежные средства. При выдаче средств под отчет необходимо учитывать следующие требования действующего законодательства:
при наличии остатка по лицевому счету подотчетного лица новый аванс может быть выдан только при представлении отчета по предыдущему (предыдущим) авансу (авансам);
не допускается выдача средств лицу, с которым организацией не заключен трудовой договор (контракт);
в организации должны быть установлены сроки и порядок отчетности подотчетных сумм.
Общепринято,
что величина сумм наличных денежных
средств для приобретения топлива,
подлежащих выдаче под отчет, обычно
устанавливается исходя из величины
стоимости средненедельного расхода
топлива, а при работе в междугородном
или межобластном сообщении - исходя
из величины стоимости расхода топлива
на выполнение производственного задания.
При исчислении средненедельного расхода
топлива используются величины планового
пробега, утвержденных в организации линейных
норм расхода топлива, действующих цен
на топливо в данной местности и на территориях
маршрута следования, количество рабочих
дней в неделе, величины заправок непосредственно
на предприятии (при наличии хранилищ,
других условий и возможностей для заправки).
Стоимость расхода топлива при работе
на дальних маршрутах исчисляется, кроме
того, с учетом предполагаемого дополнительного
пробега, связанного с загрузкой в обратном
направлении или поиском груза, переадресацией
груза, возможного увеличения пробега,
связанного с непредвиденными обстоятельствами,
в размере до 15 % общего пробега по маршруту
и т.п.
В бухгалтерском учете операции по выдаче
наличных денежных средств под отчет для
закупки ГСМ отражаются следующим образом:
Д-т71 К-т50 - выданы наличные деньги под отчет;
Д-т10 К-т71 - оприходованы ГСМ;
Д-т50 К-т71 - оприходован остаток подотчетных сумм
или
Д-т71 К-т50 - выдана из кассы сумма перерасхода.
Понятие "норма расхода топлива или смазочного материала" применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля. При установлении норм расхода топлива на автотранспортные средства предприятия в основном пользуются нормативно-методическими материалами, приведенными в "Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (утв. распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р): в организации должны быть утверждены внутренним приказом нормы расхода топлива на зимний и летний периоды, рассчитанные с учетом необходимости служебных разъездов (в силу специфики деятельности организации) на основе утвержденных норм Минтранса России. Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается согласно технической документации на автомобиль.
Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно. Во всех случаях нормы расходы топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн. человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс. Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами главы 25 НК РФ. Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, использующихся в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам организации (подпункт 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), а для служебных автомобилей, использующихся в управлении организацией, - к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подпункт 11 п. 1 ст. 264 Кодекса). Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля (оформленные в установленном порядке режим работы автомобиля, путевые листы и т.д.).
Информация о работе Учет затрат на автотранспортном предприятии