Автор: Надежда Юсупова, 31 Октября 2010 в 14:31, курсовая работа
В работе рассмотрен учет затрат на автотранспортном предприятии в соответствии с действующими на дату написания курсовой работы законодательно-нормативными документами.
На примере условного предприятия показана методика учета затрат на автотранспортном предприятии
нет
Никаких
ограничений по выбору того или иного
способа начисления амортизации бухгалтерским
законодательством не установлено. Есть
только одно требование: по группе однородных
объектов амортизация должна начисляться
одним способом. Это значит, что если в
организации есть два легковых автомобиля,
то амортизироваться они должны одним
способом: нельзя, например, начислять
амортизацию по одному автомобилю линейным
способом, а по второму - способом уменьшаемого
остатка. Для целей налогообложения прибыли
амортизация по транспортному средству
начисляется в порядке, предусмотренном
ст. 258 и 259 НК РФ. При принятии автотранспортного
средства к налоговому учету прежде всего
необходимо определить, к какой амортизационной
группе в соответствии с Классификацией
оно относится. Всего для целей налогообложения
предусмотрено 10 амортизационных групп.
Отнеся автотранспортное средство к конкретной
амортизационной группе, организация
самостоятельно выбирает любой срок его
полезного использования (в месяцах) в
рамках тех сроков, которые установлены
для данной амортизационной группы. Никакого
дополнительного обоснования выбора того
или иного конкретного срока эксплуатации,
принятого для объекта в рамках установленных
для амортизационной группы сроков, не
требуется (см. разд. 5.3 Методических рекомендаций
по применению главы 25 НК РФ).
Если организация приобрела не новое автотранспортное
средство, то она может определять норму
амортизации с учетом срока полезного
использования, уменьшенного на количество
месяцев эксплуатации объекта предыдущими
собственниками (п. 12 ст. 259 НК РФ). Иными
словами, амортизационные отчисления
могут рассчитываться исходя из оставшегося
срока службы автотранспортного средства.
Если срок фактического использования
у предыдущих собственников окажется
равным или превышающим срок полезного
использования, определяемый согласно
Классификации, организация вправе самостоятельно
определить срок полезного использования
автотранспортного средства с учетом
требований техники безопасности и других
факторов.
Пример 2: Организация приобрела подержанный автомобиль. Договорная стоимость автомобиля - 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). За регистрацию автомобиля в ГИБДД организация уплатила регистрационный сбор в размере 1000 руб. Срок службы автомобиля у предыдущего владельца - 2 года. Норма амортизации - 14,3 %, нормативный срок службы - 7 лет. Предполагаемый срок службы у покупателя составит 5 лет; при этом годовая сумма амортизации у нового собственника автомобиля будет составлять 20 200 руб. [(100 000 руб. + 1000 руб.) : 5 лет], в том числе ежемесячная - 1683 руб., или 20 % в год. В бухгалтерском учете операции по приобретению автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации, отражаются следующим образом:
Д-т08 К-т60 - 100 000 руб. - отражена стоимость приобретения легкового автомобиля по договору;
Д-т19 К-т60 - 18 000 руб. - отражен НДС по приобретенному легковому автомобилю;
Д-т08 К-т76 - 1000 руб. - отражены суммы, уплаченные за постановку на учет в ГИБДД, прохождение технического осмотра и выдачу номерных знаков;
Д-т76 К-т51 - 1000 руб. - оплачены счета, связанные с постановкой на учет в ГИБДД;
Д-т60 К-т51 - 118 000 руб. - оплачены счета, связанные с приобретением автомобиля;
Д-т01 К-т08 - 101 000 руб. - оприходован приобретенный легковой автомобиль по полной первоначальной стоимости (по унифицированной форме N ОС-1);
Д-т68 К-т19 - 18 000 руб. - принята к вычету сумма НДС по покупке легкового автомобиля.
Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного списания его стоимости или выбытия бухгалтер будет делать следующую проводку:
Д-т20"Основное производство" К-т02"Амортизация основных средств" - 1683 руб. - начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.
Налоговое законодательство, так же как и бухгалтерское, предусматривает возможность увеличения срока полезного использования объекта основных средств, введенного в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения произошло увеличение срока полезного использования объекта. Для целей налогообложения срок полезного использования объекта можно увеличить только в пределах, установленных для той амортизационной группы, в которую включен этот объект основных средств. Несовпадение правил налогового и бухгалтерского учета основных средств становится причиной расхождения данных бухгалтерского и налогового учета. Это, в свою очередь, требует от организации отражения в бухгалтерской отчетности суммы постоянных и временных разниц в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.
Восстановление свойств основных средств производится посредством ремонта (текущего и капитального), а также посредством реконструкции или модернизации. В соответствии с действующим законодательством капитальным ремонтом автотранспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится разборка тех или иных агрегатов, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулировка и испытание агрегатов. Отметим, что при текущем ремонте не происходит улучшения технических характеристик автомобиля.
Пример 3: Организация имеет на своем балансе автомобиль. В ходе текущего ремонта автомобиля были израсходованы запасные части на сумму 94 400 руб. (в том числе НДС - 14 400 руб.). Стоимость частей автомобиля, снятых во время ремонта, составила 20 000 руб. Ремонт производился хозяйственным способом. Заработная плата рабочих, производивших ремонт, налоги, связанные с зарплатой, и другие расходы составили 5000 руб. В бухгалтерском учете операции, связанные с капитальным ремонтом автомобиля, отражены следующими записями:
Д-т10 "Материалы" К-т60 - 80 000 руб. - оприходованы новые запасные части к автомобилю;
Д-т19 К-т60 - 14 400 руб. - отражен НДС по новым запчастям к автомобилю;
Д-т60 К-т51 - 94 400 руб. - отражены суммы, уплаченные поставщику за новые запасные части;
Д-т68 К-т19 - 14 400 руб. - принята к вычету сумма НДС по покупке новых запасных частей;
Д-т20,26,44 К-т10 - 80 000 руб. - списана стоимость запасных частей, установленных на автомобиль;
Д-т20,26,44 К-т69,70 - 5000 руб. - отражены затраты, связанные с ремонтом автомобиля;
Д-т10 К-т91 - 20 000 руб. - оприходованы старые запасные части.
Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. В бухгалтерском и налоговом учете организации расходы на ремонт автотранспортных средств, являющихся основными средствами, отражаются в общеустановленном порядке по статье "Расходы на ремонт основных средств". Запасные части, приобретаемые организацией для ремонта автотранспортных средств, учитываются на счете 10 "Материалы", субсчет "Запасные части". На этом же субсчете учитываются автомобильные шины в запасе и обороте. Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств (счет 01). В бухгалтерском учете расходы на ремонт автотранспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности. При этом нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
1) сумму фактических затрат на ремонт можно в полном объеме относить в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
2) организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств;
Организация
может выбрать для целей
Отметим, что при капитальном ремонте
происходят улучшения технических характеристик
автомобиля (модернизация).
Пример 4: Организация осуществила хозяйственным способом модернизацию грузового автомобиля. Его первоначальная стоимость – 150 000 руб. Стоимость работ составила 30 000 руб., в т.ч.:
- оплата труда работников, осуществлявших работы по модернизации – 5 000 руб.;
-
отчисления на социальные
- стоимость израсходованных в процессе работ материалов (запасных частей, смазки, краски и т.п.) – 19 200 руб.;
-
услуги других структурных
-
стоимость нового двигателя
Все суммы в примере приведены без учета НДС. Если работы выполняются специализированными структурным подразделением (ремонтным цехом), в учете подобные операции отражаются следующим образом:
Д-т23 К-т70 – 5 000 руб. - учтена в составе затрат на модернизацию оплата труда рабочих;
Д-т23 К-т69 – 1 800 руб. – учтены в составе затрат на модернизацию отчисления на социальные нужды ремонтных рабочих;
Д-т23 К-т10 – 19 200 руб. – списана стоимость израсходованных в процессе работ запасных частей и материалов;
Д-т23 К-т23 (котельная, транспортный участок и др.) – 4 000 руб. – учтена в составе затрат на модернизацию стоимость услуг других подразделений предприятия;
Д-т23 К-т10 – 40 000 руб. – учтена в составе затрат на модернизацию стоимость нового двигателя.
Учтенные на счете 23 расходы, связанные с модернизацией основного средства, списываются на счет 08:
Д-т08.4 К-т23 – 70 000 руб. – учтены в составе капитальных вложений затраты на модернизацию автомобиля.
После приемки выполненных работ и подписания соответствующего акта (форма ОС-3), сумма затрат на модернизацию автомобиля включается в его первоначальную стоимость:
Д-т01.1 К-т08 – 70 000 руб. – затраты на модернизацию автомобиля увеличивают его первоначальную стоимость.
Если
у автомобиля, требующего ремонта
либо попавшего в дорожно-
номерные
запасные части должны быть отражены
в бухгалтерском учете в
если в карточке учета основного средства не указана стоимость вышеуказанных номерных частей в общей стоимости автомобиля, то при их замене по истечении срока эксплуатации необходимо получение экспертного заключения об их рыночной стоимости для правильного отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности процесса замены изношенных номерных частей;
при
получении экспертного
Глава 25 НК РФ предусматривает два варианта учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения (см. ст. 260 НК РФ):
расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
под предстоящие ремонты основных средств может формироваться резерв для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.
Выбранный организацией способ учета расходов на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Величина расходов на ремонт основных средств формируется в налоговом учете посредством суммирования всех расходов, связанных с ремонтом (стоимость запасных частей, расходных материалов, расходы на оплату труда, стоимость работ, выполненных сторонними силами, и т.д.). Если налогоплательщик не образует резерв на ремонт основных средств, то сумма расходов на ремонт, сформированная в течение текущего месяца, включается в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода.
Информация о работе Учет затрат на автотранспортном предприятии