Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является обобщение теоретических исследований в области учета затрат, калькулирования и бюджетирования в отдельных отраслях производственной сферы АПК с целью получения обоснованных оценок и принятия управленческих решений, направленных на поиск скрытых резервов увеличения финансовых результатов и оптимизацию аналитической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Управление предприятием
невозможно без финансового планирования
работы предприятия, а также контроля
за выполнением разработанных
Составление бюджета продаж агропромышленного предприятия – первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что составление бюджета продаж играет важнейшую роль в развитии предприятия и в получении наиболее высокой прибыли.
Целью настоящей работы является обобщение теоретических исследований в области учета затрат, калькулирования и бюджетирования в отдельных отраслях производственной сферы АПК с целью получения обоснованных оценок и принятия управленческих решений, направленных на поиск скрытых резервов увеличения финансовых результатов и оптимизацию аналитической деятельности.
Объектом исследования является ОАО «Ежовское» Ольховского района. Организация занимается производством зерновых и масличных культур для последующей их продажи и получения прибыли. Предприятие организовано в сентябре 2000 года и расположено на территории Волгоградской области.
Предметом изучения являются объемы продаж за 2008-2010 гг. исследуемой организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- обобщить теоретические знания в области учета затрат, калькулирования и бюджетирования отдельно взятой организации;
- проанализировать объемы продаж предшествующих периодов, производственные мощности, относительную прибыль продукции исследуемой организации, с целью выявления факторов, влияющих на прогноз объема продаж;
- систематизировать и рассчитать основные направления роста объемов продаж.
Для осуществления поставленных задач применялись такие комбинации экспертных и статистических методов исследования, как: статистические методы – корреляционно – регрессивный, трендовый и другие виды анализа, позволяющие сделать прогноз на основе соответствующих тенденций развития, однако не позволяют предвидеть возможные качественные изменения; метод экспертных оценок – функциональный метод, основанный на экспертных оценках: информация от руководителей отделов, экспертов поступает к директору по маркетингу, который несет ответственность за точность прогноза объема продаж и составление бюджета продаж;
Источниками информации являются первичные бухгалтерские документы и регистры, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») за период с 2008 по 2010 год, а также бухгалтерские справки и расшифровки. Для подготовки работы также используются учебно-методическая литература в области учета затрат,
калькулирования и бюджетирования.
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, КАК СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие,
цели и особенности
Актуальной задачей российских организаций является внедрение современных управленческих технологий. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.
В настоящее время изучению методики бюджетирования посвящено большое количество теоретических работ, что определяет многообразие подходов к определению данного понятия.
Бюджетирование (от англ. budgeting) – это процесс согласованного планирования работы и управления деятельностью подразделений с помощью смет и экономических показателей – такое определение дает автор Кузьмина М.С. [16]. А Вахрушина М.А. [11] просто отмечает, что под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования.
Аньшин В.М. [10] заметил, что бюджетирование – это процесс разработки сводного и частных бюджетов предприятия и контроля за их исполнением. Автор Ивашкевич В.Б. [13] подводит итог, что бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.
Современные методы бюджетирования базируются на информационных технологиях управления, и ядром такой системы является финансово-экономическая модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит согласование хозяйственных и финансовых процессов. Планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи – корректировки планов для достижения приемлемого общего результата. С использованием автоматизированной системы бюджетирования данная экономическая задача в крупной организации может быть решена в течение одного часа и, соответственно, время на принятие решения сокращается от традиционных двух-трех дней до нескольких часов.
Существуют разные подходы к автоматизации бюджетирования в организациях: ведется разработка собственных решений на основе МS Excel-Acsess, используются готовые программные продукты, такие, как бюджетный модуль в составе ERP-системы, специализированные системы бюджетирования и др.
Внедрение системы бюджетирования
– сложный организационный
Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие этапы:
- изучение внутренней
и внешней документации
- поиск наименее болезненных
путей вовлечения
- разработка плана внедрения бюджетирования;
- пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
- разработка или приобретение
программного обеспечения и
- создание информационной
компьютерной базы для
- создание новых или
реорганизация старых
- обучение персонала.
Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации и позволяющий сопоставлять все понесенные затраты с полученными результатами деятельности.
Бюджет может быть составлен на краткосрочный период (неделя, месяц) или на год. Главное требование, предъявляемое к бюджетам, – не минимизировать, а оптимизировать затраты. В таблице 1 приведены основополагающие признаки бюджетов.
Таблица 1
Характеристика основополагающих признаков бюджетов
Признак |
Характеристика |
Формализация |
Бюджетирование предполагает представление данных в количественном выражении (в виде набора цифр), что позволяет обеспечить их сопоставимость и не допустить двусмысленных толкований. Бюджеты могут разрабатываться как в стоимостных, так и в натуральных единицах, однако результирующие показатели в них должны иметь стоимостную оценку. Поэтому для натуральных бюджетов, составляемых в отдельных случаях, должна существовать возможность замены единиц измерения, если к тому возникнут предпосылки |
Регулярность |
Основные финансовые бюджеты составляются регулярно на определенный срок, называемый бюджетным периодом. Бюджет каждого последующего периода разрабатывается по итогам исполнения бюджета закончившегося периода, что подразумевает непрерывный характер процесса бюджетирования |
Системность |
Результирующим
аспектом процесса бюджетирования является формирование системы
бюджетов, которые составляются в определенной
последовательности и охватывают все
сегменты бизнеса. Бюджеты нижестоящего
уровня являются основой для формирования
вышестоящих |
бюджетов, которые, в конечном счете, образуют сводный бюджет компании | |
Централизация |
Бюджеты охватывают
только показатели, которые утверждаются
приказом высшего руководства |
Таким образом, бюджет может содержать данные как о доходах, так и о расходах, разрабатываться в любых единицах измерения – как в стоимостных, так и в натуральных – и составляться как для организации в целом, так и для ее структурных подразделений, что позволяет скоординировать их действия.
Бюджетный процесс
в организации имеет циклически
На практике получается, что после завершения отчета об исполнении бюджета через очень небольшой промежуток времени нужно начинать готовить следующий бюджет.
1.2. Методы составления и виды бюджетов
В зависимости от поставленных задач различают общие (генеральные) и частные, гибкие и статичные бюджеты.
Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным.
Генеральный бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям) план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании планов различных подразделений предприятия, называемых частными бюджетами. На рис. 1 представлена классификация бюджетов по различным признакам.
Генеральный Основные Краткосрочные
Операционный Операционные Долгосрочные
Финансовый Вспомогательные
Частные
Стратегические «Снизу-вверх» Приростные
Тактические «Сверху-вниз» С «нуля»
Гибкие Дискретные
Статичные
Рис. 1 . Классификация бюджетов
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
Операционный и финансовый бюджеты состоят из частных бюджетов, которые взаимозависимы и взаимообусловлены.
Последовательность
а)
б)
Рис. 2. Схема генерального бюджета организации:
а – операционный бюджет; б - финансовый бюджет
В отличие от финансовой отчетности форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности. Процесс разработки идет снизу вверх.
Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо понимать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. В связи с этим понятно стремление детализировать данное бюджетирование в виде разбивки месяца на недели или декады.
1.3. Бюджет продаж,
как составной элемент
Составление
операционного бюджета
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида товара.
Составление бюджета продаж – это первый и наиболее ответственный этап процесса планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов. Бюджет продаж определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке.
Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля товаров и т.д. Как правило, это одел маркетинга. Объем реализации, конечно, определяет высшее руководство организации, но оно формирует свое решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу всей организации в целом.
Информация о работе Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях АПК