Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является обобщение теоретических исследований в области учета затрат, калькулирования и бюджетирования в отдельных отраслях производственной сферы АПК с целью получения обоснованных оценок и принятия управленческих решений, направленных на поиск скрытых резервов увеличения финансовых результатов и оптимизацию аналитической деятельности.

Работа содержит 1 файл

УЗКБ.doc

— 334.50 Кб (Скачать)




ВВЕДЕНИЕ

Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия  стали невозможными без формирования бюджета, как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей. Бюджет —   это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, то есть финансовый план действий. Иначе можно сказать, что это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет представляет собой количественное выражение плана, обычно показывает планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть понесены в течение данного периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели.

Составление бюджета  продаж агропромышленного предприятия – первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что составление бюджета продаж играет важнейшую роль в развитии предприятия и в получении наиболее высокой прибыли.

Целью настоящей работы является обобщение теоретических  исследований в области учета затрат, калькулирования и бюджетирования в отдельных отраслях производственной сферы АПК с целью получения обоснованных оценок и принятия управленческих решений, направленных на поиск скрытых резервов увеличения финансовых результатов и оптимизацию аналитической деятельности.

Объектом исследования является ОАО «Ежовское» Ольховского района. Организация занимается производством зерновых и масличных культур для последующей их продажи и получения прибыли.  Предприятие организовано в сентябре 2000 года и расположено на территории Волгоградской области.

Предметом изучения являются объемы продаж за 2008-2010 гг. исследуемой организации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- обобщить теоретические  знания в области учета затрат, калькулирования и бюджетирования отдельно взятой организации;

- проанализировать объемы продаж предшествующих периодов, производственные мощности, относительную прибыль продукции исследуемой организации, с целью выявления факторов, влияющих на прогноз объема продаж;

- систематизировать и рассчитать основные направления роста объемов продаж.

Для осуществления поставленных задач применялись такие комбинации экспертных и статистических методов исследования, как: статистические методы – корреляционно – регрессивный, трендовый и другие виды анализа, позволяющие сделать прогноз на основе соответствующих тенденций развития, однако не позволяют предвидеть возможные качественные изменения; метод экспертных оценок – функциональный метод, основанный на экспертных оценках: информация от руководителей отделов, экспертов поступает к директору по маркетингу, который несет ответственность за точность прогноза объема продаж и составление бюджета продаж;

Источниками информации являются  первичные бухгалтерские  документы и регистры, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») за период с 2008 по 2010 год, а также бухгалтерские справки и расшифровки. Для подготовки работы также используются учебно-методическая литература в области учета затрат,

калькулирования и бюджетирования.

1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, КАК СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие,  цели и особенности бюджетирования

Актуальной задачей  российских организаций является внедрение  современных управленческих технологий. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.

В настоящее время  изучению методики бюджетирования посвящено большое количество теоретических работ, что определяет многообразие подходов к определению данного понятия.

Бюджетирование (от англ. budgeting) – это процесс согласованного планирования работы и управления деятельностью подразделений с помощью смет и экономических показателей – такое определение дает автор Кузьмина М.С. [16]. А Вахрушина М.А. [11] просто отмечает, что под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования.

Аньшин В.М. [10] заметил, что бюджетирование – это процесс разработки сводного и частных бюджетов предприятия и контроля за их исполнением. Автор Ивашкевич В.Б. [13] подводит итог, что бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.

Современные методы бюджетирования базируются на информационных технологиях  управления, и ядром такой системы  является финансово-экономическая  модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит согласование хозяйственных и финансовых процессов. Планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи – корректировки планов для достижения приемлемого общего результата. С использованием автоматизированной системы бюджетирования данная экономическая задача в крупной организации может быть решена в течение одного часа и, соответственно, время на принятие решения сокращается от традиционных двух-трех дней до нескольких часов.

Существуют разные подходы  к автоматизации бюджетирования в организациях: ведется разработка собственных решений на основе МS Excel-Acsess, используются готовые программные продукты, такие, как бюджетный модуль в составе ERP-системы, специализированные системы бюджетирования и др.

Внедрение системы бюджетирования – сложный организационный процесс, трансформирующий функции многих подразделений  и документооборот организации. Первичный учет в организациях ведется  для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, и этой информации не достаточно для принятия управленческих решений. Система бюджетирования должна обеспечивать трансформацию данных бухгалтерского учета в данные управленческого учета, что позволит избежать ведения двойного учета (бухгалтерского и управленческого) и минимизировать затраты на ввод данных о фактическом исполнении бюджетов.

Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие  этапы:

- изучение внутренней  и внешней документации организации,  ее структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;

- поиск наименее болезненных  путей вовлечения управленческой  команды организации в процесс  бюджетирования;

- разработка плана  внедрения бюджетирования;

- пересмотр старых  или разработка новых внутренних стандартов;

- разработка или приобретение  программного обеспечения и его  установка на внутренней сети  организации;

- создание информационной  компьютерной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых  отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности организации;

- создание новых или  реорганизация старых подразделений  для осуществления процесса бюджетирования;

- обучение персонала.

Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации и позволяющий сопоставлять все понесенные затраты с полученными результатами деятельности.

Бюджет может быть составлен на краткосрочный период (неделя, месяц) или на год. Главное  требование, предъявляемое к бюджетам, – не минимизировать, а оптимизировать затраты. В таблице 1 приведены основополагающие признаки бюджетов.

Таблица 1

Характеристика  основополагающих признаков бюджетов

Признак

Характеристика

Формализация

Бюджетирование  предполагает представление данных в количественном выражении (в виде набора цифр), что позволяет обеспечить их сопоставимость и не допустить двусмысленных толкований. Бюджеты могут разрабатываться как в стоимостных, так и в натуральных единицах, однако результирующие показатели в них должны иметь стоимостную оценку. Поэтому для натуральных бюджетов, составляемых в отдельных случаях, должна существовать возможность замены единиц измерения, если к тому возникнут предпосылки

Регулярность

Основные  финансовые бюджеты составляются регулярно  на определенный срок, называемый бюджетным периодом. Бюджет каждого последующего периода разрабатывается по итогам исполнения бюджета закончившегося периода, что подразумевает непрерывный характер процесса бюджетирования

Системность

Результирующим  аспектом процесса бюджетирования является формирование системы бюджетов, которые составляются в определенной последовательности и охватывают все сегменты бизнеса. Бюджеты нижестоящего уровня являются основой для формирования вышестоящих                                                                                                                                                                                                           ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

 

бюджетов, которые, в конечном счете, образуют сводный  бюджет компании

Централизация

Бюджеты охватывают только показатели, которые утверждаются приказом высшего руководства организации  и являются обязательными к исполнению всеми структурными подразделениями


 

Таким образом, бюджет может содержать данные как о доходах, так и о расходах, разрабатываться в любых единицах измерения – как в стоимостных, так и в натуральных – и составляться как для организации в целом, так и для ее структурных подразделений, что позволяет скоординировать их действия.

Бюджетный процесс  в организации имеет циклический характер с периодом, равным временному интервалу, на котором осуществляется бюджетирование и для которого разрабатывается бюджет. Этот интервал называется бюджетным периодом. В большинстве случаев он составляет один год. В течение бюджетного периода основные вопросы планирования решаются бюджетным комитетом на своих регулярных совещаниях.

На практике получается, что  после завершения отчета об исполнении бюджета через  очень небольшой промежуток времени  нужно начинать готовить следующий  бюджет.

 

1.2. Методы составления и виды бюджетов

В зависимости  от поставленных задач различают  общие (генеральные) и частные, гибкие и статичные бюджеты.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным.

Генеральный бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям) план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании планов различных подразделений предприятия, называемых частными бюджетами. На рис. 1 представлена классификация бюджетов по различным признакам.



             Генеральный      Основные Краткосрочные


             Операционный     Операционные Долгосрочные


               Финансовый      Вспомогательные


             Частные                                       Специальные


 


 


 


             Стратегические     «Снизу-вверх»   Приростные


             Тактические     «Сверху-вниз»    С «нуля»


 




            Гибкие          Дискретные                                Постатейные


              Статичные                                  Скользящие                                 Истекающие


 

Рис. 1 . Классификация бюджетов

 

Генеральный бюджет любой организации состоит  из двух частей:

  1. Операционный бюджет.
  2. Финансовый бюджет.

         Операционный и финансовый бюджеты состоят из частных бюджетов, которые взаимозависимы и взаимообусловлены.

Последовательность составления  бюджетов организации представлена на рис. 2.

 

 



 



 













 

а)

 


 

 

б)

Рис. 2. Схема генерального бюджета организации:

а – операционный бюджет; б - финансовый бюджет

 

 

В отличие  от финансовой отчетности форма бюджета  не стандартизирована. Его структура  зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией  совместно с руководителями центров ответственности. Процесс разработки идет снизу вверх.

Традиционным  считается разбиение года на 12 месяцев  и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо понимать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. В связи с этим понятно стремление детализировать данное бюджетирование в виде разбивки месяца на недели или декады.

 

1.3. Бюджет продаж, как составной элемент генерального  бюджета

Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида товара.

Составление бюджета  продаж – это первый и наиболее ответственный этап процесса планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов. Бюджет продаж определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке.

Роль этого бюджета настолько  велика,  что приводит к необходимости  создания отдельного подразделения  со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля товаров и т.д. Как правило, это одел маркетинга. Объем реализации, конечно, определяет высшее руководство организации, но оно формирует свое решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу всей организации в целом.

Информация о работе Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях АПК