Учет затрат и калькулирование себестоимости строительно – монтажных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение методики учета и затрат и калькулирование себестоимости в строительстве.
В связи с поставленной целью был определен ряд задач, а именно:
- Изучить нормативное регулирование учета затрат в строительстве;
- Изучить технологические особенности строительного производства и их влияние на формирование себестоимости;
- Определить состав и классификацию затрат в строительстве;
- Установить порядок учета материальных затрат;
- Исследовать учет расходов на оплату труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОТЕРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА СМР ….6
1.1. Нормативные документы регулирующие учет затрат на СМР…….6
1.2. Технологические особенности строительного производства и
их влияние на формирование себестоимости СМР...…….....................10
1.3. Затраты на производство СМР, их классификация и состав……...15
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА ЗАТРАТ НА СМР В ЗАО
«ССУ-6» И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ………………………….....22
2.1. Документальное оформление и учет материальных затрат……….22
2.2. Учет расходов на оплату труда……………………………………...31
2.3.Документальное оформление и учет расходов на содержание и
эксплуатацию строительных машин и механизмов…………………….37
2.4. Учет накладных расходов…………………………………………...43
ГЛАВА 3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ СМР………………50
3.1. Объект калькулирования, калькулирование единицы
в строительстве……………………………………………………..…..50
3.2. Сводный учет затрат на СМР……………………………………...60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..68

Работа содержит 1 файл

Учет затрат на СМР.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Несмотря на это, нередко  строительные организации «упрощают» калькуляционную работу за счет применения так называемого «котлового»  учета. Подобный подход нередко приводит к нарушению методологии бухгалтерского учета, а также к искажениям информации о фактической себестоимости продукции вспомогательных производств и показателей финансовой отчетности организации, в том числе для целей налогообложения.

Следует иметь в виду, что изготовление строительных материалов и конструкций строительной деятельностью не является, а относится к промышленной деятельности. Таким образом, при организации учета затрат по вспомогательным производствам следует применять методологические подходы, соответствующие конкретному виду деятельности, отраслевым рекомендациям и указаниям.

Когда продукция вспомогательного производства передастся в основное производство строительной организации, это является внутренним перемещением материально-производственных запасов. В связи с этим многие строительные организации не прилагают должные усилия в направлении правильной организации бухгалтерского учета на данном участке. Они ошибочно считают, что если это не приводит к определенным налоговым последствиям, то не стоит тратить средства на формирование соответствующих показателей.

Такая позиция неверна по следующим причинам:

- при отгрузке продукции  из подразделений вспомогательного  производства в основное производство  меняется материально-ответственное  лицо;

- для осуществления  внутреннего контроля необходимы достоверные данные о деятельности каждого подразделения, в том числе и подсобных производств;

- отсутствие аналитической  информации в нужных разрезах  по подразделениям вспомогательных  производств лишает руководство  организации возможности анализа выбора альтернативных вариантов;

- не формируются данные  для оценки деятельности менеджеров  вспомогательных производств, что  препятствует применению такой  функции управления, как стимулирование;

- продукция вспомогательных  производств, как правило, реализуется сторонним организациям и физическим лицам, что непосредственно влияет на величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, а также налогу на добавленную стоимость.

Затраты вспомогательных  производств являются важнейшим  фактором, определяющим уровень совокупных затрат строительной организации. Поэтому для принятия решений по данному участку руководство строительной организации должно располагать как минимум следующей информацией:

- состав, структура и  направления затрат вспомогательных производств;

- рентабельность каждого  вспомогательного производства;

- рентабельность каждого  вида продукции, работ, услуг  вспомогательных производств;

- внутренние резервы  повышения эффективности деятельности  вспомогательных производств.

В случае реализации продукции вспомогательных производств на сторону строительная организация должна отразить в бухгалтерском учете финансовый результат по данным хозяйственным операциям в момент их отгрузки, если иное не предусмотрено законодательством. Кроме того, реализация продукции вспомогательных производств сторонним организациям увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

Широко применяемая  в настоящее время методика учета  затрат вспомогательного производства не соответствует современному представлению. Ее главный недостаток - существенное ограничение информации, характеризующей процесс формирования себестоимости продукции, работ, услуг вспомогательных производств.

Чтобы формировать достоверную  информацию по деятельности вспомогательных производств, следует вести аналитический учет на счете 23 «Вспомогательные производства» с необходимой степенью детализации.

Однако исследования показали, что в результате методологических нарушений и ошибок не только значительно  искажается структура себестоимости выполненных работ, но и не формируется информация, необходимая для принятия обоснованных управленческих решений руководством как данного подразделения, так и всей организации. Кроме того, ведение раздельного учета не влечет дополнительных затрат, так как система бухгалтерского учета в ЗАО «ССУ-6» автоматизирована.

 

3.2. Сводный учет затрат

 

Затраты   на   производство   строительной продукции  обобщаются по дебету калькуляционного счета 20 «Основное производство»  в корреспонденции со счетами:

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» -на сумму основной заработной платы;

10 «Материалы» - на  стоимость использованных основных  и вспомогательных материалов, конструкций  и деталей; 

25 «Общепроизводственные расходы» - на  расходы по использованию строительной техники; 

23 «Вспомогательные производства»  - на  стоимость транспортных услуг и др.; 

60  «Расчеты с поставщиками  и  подрядчиками» - на стоимость  подлежащих оплате услуг, оказанных  сторонними организациями; на  суммы начисленных субподрядным  организациям за выполненные работы; 

26 «Общехозяйственные расходы» - на сумму накладных расходов, отнесенных на производство строительной продукции. 

Счет 20 «Основное производство»  кредитуется в корреспонденции  со счетами:

90 «Продажи» - на фактическую  себестоимость сданных застройщику предприятий, пусковых комплексов, объектов, комплексов и выполненных работ. 

Так, дебет счета 90 «Продажи»  корреспондирует, в частности, со счетами:

46 «Выполненные этапы  по незавершенным работам» - на  стоимость сданных заказчику этапов незавершенных работ, то есть осуществляется сдача объема работ по частям; 

68 «Расчеты по налогам  и сборам» - на сумму НДС,  начисленной от стоимости выполненных  работ; 

Сводный учет затрат на производство строительной продукции ведется на счете 20  «Основное    производство»    по    объектам учета по применяемой системе классификации затрат (калькуляционным статьям) в соответствующем регистре бухгалтерского учета.  Для определения затрат на производство строительной   продукции   по   строительному участку и в целом по строительной организации объекты могут группироваться в регистре по принадлежности к строительному участку, а внутри строительного участка - по видам строительной продукции. При применении элементов нормативной системы учета и контроля использования ресурсов в регистре бухгалтерского учета могут предусматриваться графы (строки) для учета затрат на производство вышеуказанных работ по нормам и отклонениям от норм. Незавершенное строительное производство отражается в регистре бухгалтерского учета на начало и конец месяца по фактической себестоимости или в оценке, определяемой в соответствии с договором строительного подряда, ценой.  

Стоимость выполненных  объемов работ и незавершенного строительного производства по отдельным объектам учета отражается в регистре бухгалтерского учета по данным акта о выполненных объемах работ. Учет затрат на производство строительной продукции по элементам осуществляется в целом по строительной организации за месяц и нарастающим итогом с начала года. 

В   строительной   организации   сводный учет себестоимости выполненных строительных работ в основном производстве, а также подсобных производствах и хозяйствах и ее структурных строительных и вспомогательных подразделениях, занятых выпуском продукции и оказанием услуг, по объектам учета по применяемой системе классификации затрат, ведется с использованием специального учетного регистра - журнала-ордера №10-с, где по вертикали перечисляются объекты учета, а по горизонтали – кредитуемые корреспондирующие   счета.   Суммы   затрат вносятся в журнал-ордер  непосредственно из группировочных ведомостей, разработанных  таблиц,   ведомостей   распределения т. д. Поскольку в нем накапливаются и затраты по счетам 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы»,  26  «Общехозяйственные  расходы», как  правило,   специальных  ведомостей   по распределению этих расходов не составляют так как имеется возможность отразить их в самом журнале-ордере.В типовом журнале-ордере №10-с предусмотрены графы, где отражается уменьшение производственных затрат: возврат материалов и другие суммы. Кроме   того,   типовая   форма   журнала-ордера №10-с имеет графы для отражения показателей сметной  стоимости  строительства, компенсации, фактических затрат и финансовых результатов с начала строительства;  
Особенностями строительного производства обусловлено применение позаказного метода учета и калькулирования себестоимости строительных работ как наиболее распространенного в данной отрасли. При применении нормативов для учета производств строительных    работ    в    журнале-ордере сводного учета необходимо предусмотреть графы (строки) для учета затрат на производство вышеуказанных работ по нормам и  от норм. При позаказном методе учета затрат объектом учета и калькулирования себестоимости является отдельный заказ. Фактическая себестоимость заказа определяется после его выполнения или по выполненным этапам (частям).

Записи в журнале-ордере №10-с по всем счетам производятся по истечении месяца на основании документов первичного учета и данных уже заполненных регистров бухгалтерского учета в следующей последовательности:

В первую очередь разносятся расходы с кредита счетов:

02 «Амортизация  основных средств» - согласно данным разработочной таблицы РТ-7 «Расчет    износа  (амортизации)    основных средств»;

05   «Амортизация   нематериальных  активов» - согласно ведомости 17 «Ведомость учета нематериальных активов и износа»;

10 «Материалы» - по  данным ведомости 10-с «Ведомость учета движения материалов в денежном выражении»; 

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- согласно данным разработочной таблицы РТ-5-с «Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределению заработной платы»; 

94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» - на основании актов и заключений администрации списываются суммы недостач и потерь, по которым приняты соответствующие решения. 

Затем закрываются  счета учета содержания служб, производств и хозяйств, обслуживающих  основное  производство,  учитываемых в журнале-ордере №10-с, в следующей последовательности: счета 26 «Общественные  расходы»,  28  «Брак  в  производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Далее закрываются   счета   23   «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы».  Затраты,  учтенные  на вышеприведенных счетах, распределяются на себестоимость продукции на основе аналитических данных, приводимых по каждому счету в журнале-ордере  №10-с (об объемах оказываемых услуг - по счету 23 «Вспомогательные производств»).

Последним закрывается  счет 20 «Основное производство», где наряду с себестоимостью произведенной в отчетном месяце строительной продукции определяется также себестоимость сданных объектов строительства и работ и стоимость незавершенного строительного производства на конец отчетного месяца. 

В заключение подсчитываются кредитовые обороты по остальным счетам, приводимым в данном журнале-ордере, и дебетовые обороты счетам, приводимым на заключительном листе журнала-ордера учета себестоимости.  

При закрытии журнала-ордера №10-с обороты по кредиту каждого счета из строки «Всего по журналу- ордеру» переносятся в Главную книгу в графу «Обороты по кредиту». Фактическая себестоимость единицы работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество выполненных работ.

Обобщение затрат по местам возникновения,  направлению,  объектам учета и видам продукции по калькуляционным статьям, выявление отклонений от нормативов дают  возможность использовать информацию для управления   строительной   организацией   на разных уровнях. В условиях применения программных средств границы информации по учету  затрат  на  производство  необходимо существенно расширить и конкретизировать по потребностям управленческого персонала организации [47, с.6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная дипломная работа посвящена учету затрат и калькулированию себестоимости в строительстве. Целью данной дипломной работы является изучение методики учета затрат в строительстве.

В настоящее время  номенклатуру статей затрат на производство и калькулирование себестоимости  строительных работ строительно-монтажные  организации определяют самостоятельно исходя из потребностей менеджмента на разных уровнях управления.

Строительным организациям в качестве типовой рекомендуется  группировка затрат на производство строительных работ по следующим  статьям расходов: материалы; расходы  на оплату труда рабочих; расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов; накладные расходы.

Затраты принимаются  к бухгалтерскому учету на основании  надлежащим образом оформленных  первичных документов: накладных  на отпуск материалов в производство, табелей учета рабочего времени, нарядов на выполненные работы или иных принятых в организации документов, подтверждающих затраты труда и размер их оплаты, сменных рапортов об использовании строительных машин и механизмов, а также составленным по установленным формам материальным отчетам.

Расходы на производство строительно-монтажных работ формируются  на счете 20 «Основное производство». При чем материальные расходы  и затраты на оплату труда производственных рабочих относят к прямым расходам, поэтому они сразу учитываются на счете 20. Расходы по обслуживанию производства сначала учитываются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», на котором отражаются расходы по содержанию и обслуживанию строительных машин и механизмов. К накладным расходам в строительстве относятся: административно-хозяйственные расходы; расходы на обслуживание работников строительства; расходы на организацию работ на строительных площадках; прочие накладные расходы; затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы. Данные затраты отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В конце месяца затраты, учтенные на указанных счетах списываются на счет 20 в соответствии с принятыми и закрепленными в учетной политике способами (пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или др.).

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости строительно – монтажных работ