Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:57, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы рассмотреть современное состояние банковской системы России и её развития.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и структуру банковской системы
2. Изучить методы управления банковской системы в условиях кризиса
3. Исследовать современные тенденции развития
По итогам первого квартала российская банковская система получила прибыль 57,5 млрд. руб. Однако эксперты отмечают, что даже если в этом году Банк России не возобновит девальвацию российской валюты, то в лучшем случае результаты банков будут "балансировать на уровне нуля". В отсутствие девальвации валютная переоценка уже не будет так сильно влиять на общий результат, да и сами банки будут стараться сокращать валютные позиции. Но практически вся прибыль будет уходить в резервы на проблемные кредиты.
По заявлению Председателя Банка России на ХХ съезде Ассоциации российских банков, наиболее острая фаза экономического кризиса позади, и уже в ближайшие месяцы возобновится пусть и медленный, но рост экономики.
Основные доводы в пользу такого мнения следующие.
Мировые цены на нефть стабилизировались на уровне, превышающем наш прогноз, — 41 доллар за баррель.
Завершена девальвация рубля. Российские производители получили конкурентные преимущества по сравнению с иностранными. С ноября 2008 г. по март 2009 г. реальный эффективный курс рубля понизился на 13,6%. Выгоды для банков операций с иностранной валютой по сравнению с кредитованием реального сектора стали очень сомнительными.
Ситуация с рублевой ликвидностью нормализовалась. Процентные ставки на межбанковском рынке снизились.
Еще год назад считалось, что наша банковская система неуязвима и практически безопасна для капиталов. Банкротство российских банков было маловероятно. Сегодня эта тема больше не поднимается. Российские банки за III-IV квартал 2008 и I квартал 2009 года пережили многое: банковский кризис, кризис ликвидности, закрытие для российских банков рынков международного капитала; потери от сектора, предоставлявшего услуги трейдинга на фондовых биржах; значительный отток средств вкладчиков, остановку роста сегмента потребительского кредитования и проблемы неплатежей по кредитам.
Прогнозы развития ситуации с банковским кризисом разнятся очень сильно. От ярко-оптимистических, обещающих восстановление банковской системы и окончания кризиса к III кварталу 2009 года, до резко-пессимистических, которые заявляют, что дно банковского кризиса в России еще не достигнуто, и что кризис 2009 года будет тяжелее, чем банковский кризис 2008 года.
После выхода из кризиса банкам придется жить в радикально изменившейся реальности. Ее основными характеристиками является низкое качество имеющихся активов (доля кредитов наихудших четвертой и пятой категории на 1 мая 2010г., согласно официальной отчетности Центрального банка, была на уровне 9,6%), падающую доходность (после кризиса рентабельность активов и капитала сократилась в разы по сравнению с докризисной), медленно растущее кредитование и, как следствие, проблемы с достаточностью капитала. Это при том, что за время кризиса показатель отношения капитала к активам, взвешенным по уровню рисков, вырос в среднем по банковской системе с 14,5% до 20,5%. Обычно на выходе из кризиса у банков возникают проблемы с капиталом. Банки не наращивают кредитные портфели, большая часть капитала не работает, возникают проблемы с доходностью. Расчеты Центрального Банка подтверждают, что у ряда банков, в том числе крупных, могут возникнуть серьезные проблемы с капиталом, а некоторые из них уже вплотную приблизились к минимально необходимой планке в 10%. Для разрешения проблем у банков есть механизм докапитализации с помощью ОФЗ.
Действительно, несколько из крупных банков имеют сейчас критичный уровень достаточности капитала: Промсвязьбанк — 10,7%, "Траст" — 13,2%, Московский кредитный банк — 11,7%. Еще ряду банков удается поддерживать уровень достаточности капитала благодаря полученным от ВЭБа субординированным кредитам. Но это дорогой капитал (ставка 8% годовых), который при этом не работает, а используется для того,
Что бы выполнять нормативы Центрально Банка.
Фактической ликвидности у банков 10% против необходимых 5%.
Банки вкладываются в облигации, причем чем они надежнее, тем ниже по ним доходность. Тот факт, что у банков избыточная ликвидность, не избавляет их от проблем с капиталом.
Дополнительным фактором риска является необходимость создавать резервы по выдаваемым ссудам в обычном, а не льготном порядке, что также может привести к убыткам и к давлению на капитал для отдельных игроков. Объем плохих долгов недооценен, а банковская система недорезервирована. С учетом роста резервов от отмены послаблений, а также исходя из того, что проблемная задолженность будет потеряна на 70%, резервы должны быть на уровне 11-14%, а они у наших банков зачастую гораздо ниже. Финальные списания банков, по базовому сценарию, составят 15% от кредитного портфеля. Чтобы покрыть эти потери, отчисления в резервы должны увеличется теще на 50%.
Необходимо
так же учитывать скрытую часть
проблемы, а именно те кредиты, которые
превратились в непрофильные для
банков активы. Их объем оценивается
в 1,5-2 трлн. руб. Непрофильные активы на
балансах банков могут стать новой угрозой
капиталу банков. Центральный Банк не
исключает введения резервирования по
непрофильным активам на балансах банков
с 2011 года. Если в течение первого года
банк не избавился от непрофильного актива,
это значит, что банк не может реализовать
его по заявленной цене и под него должен
быть создан резерв иными словами,
цена его должна быть дисконтирована.
Спасти капитал может лишь активная выдача
банками кредитов, что позволит им начать
зарабатывать. Сейчас банки не зарабатывают
столько, чтобы себя содержать: операционные
расходы превышают доходы, банки «проедают»
свой капитал. Впрочем, уже к концу 2010 года
банки нарастят кредитные портфели на
7-8%, причем не только госбанки, а вся система
в целом.
3.2 Управление
банковской системой в условиях современной
экономики
Российская банковская система, как субъект переходной экономики, нуждается в управлении и регулировании со стороны государства, основным субъектом которого должен стать ее верхний уровень – Банк России.
В профессиональном и научном обороте термин «управление» применительно к банковской системе обычно не употребляется, а используются понятия банковского регулирования, надзора и контроля, которые в своем исходном содержании являются лишь отдельными функциями, частями (этапами) управленческого процесса. По своей сути воздействие верхнего уровня банковской системы на нижний уровень является управлением, а не регулированием, поскольку верхний уровень банковской системы имеет не жестко регламентированное задание, а лишь общую информацию о целях и требуемых результатах деятельности банковской системы, которую получает от Правительства и в рамках законодательных актов. Поэтому в соответствии с системным подходом необходимо говорить об управлении деятельностью банковской системы со стороны верхнего уровня банковской системы (в России Центрального банка РФ)
При управлении деятельностью банковской системы в соответствии с требованиями системного подхода необходимо реализовать все функции управленческого цикла. В системе функций верхнего уровня банковской системы необходимо определить место планирования - наиболее значимой функции управления, отсутствие реализации которой приводит к неэффективности всего управленческого цикла.
Если придерживаться западной идеологии управления, где превалирует стратегическое управление, то концептуально можно выделить два уровня управления: стратегический и тактический.
Стратегическое управление представляет процесс, включающий постановку целей, анализ внешней и внутренней среды, изучение альтернатив развития, разработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой и внутренних взаимоотношений элементов, непрерывный контроль за ходом выполнения стратегии, оценку результатов и план корректирующих действий. Тактическое управление сосредоточено на том, какими средствами возможно осуществить реализацию поставленных целей, и охватывает решение внутренних проблем.
Таким образом, каждому уровню присущи свои функции управления. На стратегическом уровне осуществляется целеполагание, анализ, прогнозирование, разработка стратегий, контроль, организация и мотивация, а на тактическом осуществляется планирование средств и работ для достижения поставленных целей, сбор и учет данных о деятельности системы управления и регулирование ее деятельности.
Ответственность за формирование и реализацию решений на каждом уровне несет отдельный уровень иерархии системы управления. Причем, стратегические решения формируются на высшем уровне и доводятся до низших уровней, то есть стратегическое управление и планирование осуществляется «сверху вниз». Решение тактических задач осуществляется на нижних уровнях управления, то есть тактическое планирование и управление реализуется по принципу «снизу вверх».
Таким образом, в управлении деятельностью банковской системой необходимо также выделить два уровня: стратегический и тактический (Приложение А).
Кредитные организации, как элементы нижнего уровня банковской системы, должны разрабатывать индивидуальные планы развития в соответствии со стратегией развития банковской системы и формировать, таким образом, тактический план для банковской системы. Сформированная на верхнем уровне стратегия будет реализовываться нижним уровнем банковской системы. По результатам реализации планов кредитных организаций, необходимо осуществлять контроль со стороны Центрального банка за тем, насколько текущее состояние банковской системы отвечает целям развития системы, выявлять отклонения от намеченного хода реализации стратегии, определять причины и необходимые корректирующие действия. Кредитные организации в результате осуществленного контроля должны корректировать свои планы.
Планирование деятельности банковской системы со стороны Центрального банка состоит в формировании целей развития банковской системы, определении приоритетных направлений развития, средств и методов достижения поставленных целей. В соответствии с выделенными уровнями управления банковской системой стратегическое и текущее (тактическое) финансовое планирование деятельности банковской системы.
Анализ практики управления и планирования банковской деятельности в России показывает, что развитие банковской системы и отдельных кредитных организаций нельзя назвать целенаправленным, в практике их управления отсутствуют механизмы реализации и контроля достижения поставленных целей. В отсутствии технологий планирования деятельности банковской системы, контроля реализации поставленных целей Банк России не имеет возможности концентрировать усилия на формировании будущего банковской системы, не может предвосхищать и предотвращать возможные проблемы, осуществлять эффективный контроль риска системно кризиса. В этих условиях банковская система России, будет подвержена различным рискам, а ее развитие будет хаотичным и нестабильным.
В условиях снижения доходности и усиления конкурентной борьбы одним из способов повышения эффективности деятельности банковской системы, обеспечения сбалансированного и стабильного ее развития нам видится в применении механизма бюджетирования. Это справедливо как для отдельных кредитных организаций, так и для верхнего уровня банковской системы. Технология бюджетирования позволит обеспечить перевод стратегических целей банковской системы в набор финансовых показателей, которые можно рассчитать и контролировать их выполнение. Кроме того, необходимость бюджетирования на верхнем уровне банковской системы, с точки зрения системного подхода, обусловлена потребностью обработки огромных объемов информации и согласования целей системы с интересами отдельных ее элементов.
Бюджетный метод управления как инструмент планирования, контроля и регулирования деятельности банковской системы. Поэтому для целенаправленного воздействия на развитие банковской системы и эффективного контроля развития банковской системы и отдельных кредитных организаций, на верхнем уровне банковской системы необходимо формирование системы бюджетирования деятельности банковской системы региона.
В данной системе бюджетирования деятельности банковской системы выделяют два уровня (Приложение Б): стратегический уровень управления банковской деятельностью, функционирование которого происходит в рамках верхнего уровня банковской системы в лице Банка России, и тактический уровень– уровень кредитных организаций.
Стратегический уровень системы планирования банковской системы, должен включать следующие элементы (подсистемы): подсистему нормотворчества и методических разработок, подсистему анализа, подсистему прогнозирования и моделирования деятельности кредитных организаций и банковской системы, подсистему планирования деятельности банковской системы, подсистему сбора и учета данных о деятельности кредитных организаций, подсистему контроля, подсистему регулирования (оперативного управления) деятельности кредитных организаций и банковской системы, подсистему коммуникации и координации – «контактная группа».
Тактический
уровень системы планирования банковской
системы формируется из подсистем
текущего финансового планирования
(бюджетного планирования) кредитных
организаций и подсистем
Стратегия каждой кредитной организации должна способствовать реализации общей стратегической ориентации банковской системы. Реализация стратегии отдельного коммерческого банка раскрывается в бюджетах банка в виде решения среднесрочных и текущих задач.
Сформированные бюджеты кредитных организаций консолидируются в сводный тактический финансовый план банковской системы.
Таким образом, стратегическое планирование деятельности банковской
системы
ведется сверху вниз, а тактическое
снизу вверх. Причем, если сформированный
на основе индивидуальных бюджетов кредитных
организаций тактический финансовый план
банковской системы не будет соответствовать
стратегическим целям банковской системы,
то управляющая подсистема, должна будет
разработать указания о корректировке
индивидуальных планов кредитных организаций.