Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:08, реферат
1.Экономическая сущность товарных запасов, доходов от реализации и товарооборо хозяйственной деятельности объектов общественного питания, роль бухгалтерского учета и анализа в повышении эффективности деятельности объектов общественного питания
1.1.Экономическая сущность и значение товарных запасов, доходов от реализации и товарооборота в хозяйственной деятельности объектов общественного питания
Внереализационные доходы – доходы, не связанные с хозяйственной деятельностью, а скорее являющиеся отклонением от нее (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров, суммы списанной кредиторской и дебиторской задолженности с истекшим сроком давности, курсовые разницы).
Чрезвычайные доходы – это непредвиденные приобретения объекта питания, вследствие наступления чрезвычайных ситуаций. В Республике Беларусь данный вид доходов учитывается в составе внереализационных доходов.
Подводя
итог вышеизложенному материалу, заметим,
что товарооборот служит одним из показателей
уровня жизни, материального и культурного
благосостояния населения. Этот уровень
характеризуется совокупностью показателей:
объем и структура потребления, среднедушевой
товарооборот, реальные доходы населения
в расчете на одного человека. Должное
внимание следует уделить и наличию, величине
товарных запасов, являющихся материальной
основой развития товарооборота объекта
общественного питания, и изменению товарооборачиваемости,
влияющей на финансовый результат деятельности
объекта питания. Просмотренные в этом
параграфе показателей находятся в тесной
взаимоувязке.
1.2.
Цель, задачи и принципы
Важной экономической задачей общества является неуклонное развитие материального производства с целью более полного удовлетворения потребностей всех его членов. Объемы производства устанавливаются исходя из производственных возможностей общества, потребности народного хозяйства и платежного спроса населения, обеспечения народно-хозяйственных пропорций.
Главными целями учета товарных запасов, прибыли и доходов от реализации и товарооборота объектов общественного питания являются: формирование полной и достоверной информации о товарообороте и валовом доходе; контроль за наличием и движением покупных товаров, продукции собственного производства и тары; состоянием товарных запасов и эффективностью их использования в процессе управления.
Для достижения этих целей надо выполнить следующий комплекс бухгалтерских задач и задач экономического анализа:
[22, с.314];
В организации бухгалтерского учета покупных товаров, сырья, продукции собственного производства, а также при определении доходов и прибыли от реализации бухгалтер руководствуется принятыми МСФО следующими принципами.
Единство оценки товаров при их оприходовании, выбытии и списании. Т.е. товары, оприходованные по установленным учетным ценам (розничным, отпускным, розничным с наценкой общественного питания), зависящими от вида товаров, категории, типа общественного питания и принятой методики оценки, должны быть списаны при выбытии по этим же ценам. Несоблюдение этого принципа ведет к образованию излишков или недостач товаров.
Соответствие отражаемых в учете операций с товарно-материальными ценностями отчетному периоду. Т.е. документальное оформление движения покупных товаров, сырья и продукции собственного производства в учете отражаются в том периоде, к которому они относятся. Нарушение этого принципа ведет к искажению учетных и отчетных данных, к сокрытию недостач, потерь и излишков.
Организация материальной ответственности за товары и отчетности об их наличии и движении [5, с.420].
Выбор схем учета покупных товаров, сырья и продукции собственного производства (стоимостная и натурально-стоимостная) [29, с.10].
Принцип учетного периода.
Принцип осмотрительности (осторожности) в оценке. Т. е. определяется момент признания доходов.
Принцип реализации. Суть данной концепции состоит в определении суммы дохода (выручки) от реализации покупных товаров и продукции собственного производства.
Принцип соответствия. Этот принцип предполагает увязку полученных доходов с расходами, понесенными для их извлечения, в пределах данного отчетного периода [7, с.233].
Таким
образом, чтобы правильно вести учет товарных
запасов, доходов и прибыли от реализации,
товарооборота на объектах общественного
питания, необходимо руководствоваться
поставленными перед учет и анализом целями
и задачами в непосредственной взаимосвязи
с принципами бухгалтерского учета. Что
позволит исследовать все факторы, влияющие
на формирование и эффективность использования
товарных запасов; выявить резервы их
рационального использования; своевременно
принять меры по сокращению и исключению
товарных потерь; создать возможность
по наиболее полному удовлетворению спроса
покупателей; определить соответствие
между спросом и предложением, называемое
рыночным равновесием. Это в свою очередь
приведет к увеличению товарооборота
объектов общественного питания, повышению
эффективности использования экономического
потенциала, а следовательно увеличению
доходов и прибыли от реализации покупных
товаров и продукции собственного производства.
1.3. Краткая
экономическая характеристика
Чаусское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в виде потребительского общества, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых учреждениях, печать с его полным наименованием, штампы.
Общество включает в себя три частных унитарных предприятия: ЧУП «Чаусский продторг», ЧУП «Чаусский комбинат кооперативной промышленности», ЧУП «Автобаза» и собственное хозяйства: отдел заготовок, оптовая база, объект общественного питания.
Основным видом деятельности Чаусского райпо является торгово-оптовая и розничная. Торговая сеть Чаусского райпо по состоянию на 1 января 2005 года представлена 80 магазинами торговой площадью 7529 метров квадратных, 62 из них торговой площадью 5229 квадратных метров расположены в сельской местности. Жители малых населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети (104 пункта), обслуживаются тремя автомагазинами, среднемесячный товарооборот которых составил 9,5 млн. рублей.
На
основании бухгалтерской
По данным таблицы 1.3.1 проанализируем основные показатели деятельности Чаусского райпо за 2003 – 2004 гг.
Таблица 1.3.1
Показатели деятельности Чаусского райпо Могилевского ОПС за 2003-2004 гг
Показатели | Годы | Отклонение (+;-) | Темп изменения, % | |
2003 | 2004 | |||
1. Товарооборот: | ||||
1.1. В действующих ценах, млн р | 8228 | 9239 | +1061 | 112,9 |
1.2. В сопоставимых ценах, млн р. | 8228 | 7934 | -294 | 96,4 |
2. Выручка от реализации товаров: | ||||
2.1. В действующих ценах, млн р | 7830 | 9225 | +1395 | 117,8 |
2.2. В сопоставимых ценах, млн р. | 7830 | 7879 | +49 | 100,6 |
3. Валовая прибыль: | ||||
3.1. В сумме, млн р. | 1564 | 1909 | +345 | 122,1 |
3.2. В % к выручке от реализации, % | 19,97 | 20,7 | +0,73 | - |
4. Сборы и отчисления от валовой прибыли: | ||||
4.1. В сумме, млн р. | 257 | - | -257 | - |
4.2. В % к выручке от реализации, % | 3,3 | - | -3,3 | - |
5. Расходы на реализацию: | ||||
5.1. В сумме, млн р. | 1717 | 1907 | +190 | 111,1 |
5.2. В % к выручке от реализации, % | 21,9 | 20,7 | -1,2 | - |
6. Прибыль(Убыток) от реализации: | ||||
6.1. В сумме, млн р. | -148 | 2 | +150 | - |
6.2. В % к выручке от реализации, % | - | 0,022 | +0,222 | - |
7. Прибыль (убыток) от операционных расходов и доходов, млн р | - | 6 | +6 | - |
8. Прибыль (убыток) от внереализационных расходов и доходов, млн р | 71 | 46 | -25 | 64,8 |
9. Прибыль (убыток) за отчетный период, млн р | -77 | 54 | - | - |
10. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, млн р. | 28 | 44 | +19 | 183,3 |
11. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн р. | -105 | 10 | +115 | - |
12. Торговая
площадь магазинов (площадь |
7838 | 7529 | -309 | 96,06 |
13. Товарооборот на 1 м2 площади, млн р. | 1,05 | 1,053 | +0,003 | 100,3 |
14. Среднегодовые товарные запасы, млн р. | 149,5 | 131,5 | -18 | 87,96 |
15. Время обращения товаров, дней | 6,5 | 5,1 | -1,4 | - |
16. Скорость обращения товаров, раз | 55 | 71 | +16 | - |
17. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн р. | 3270 | 3361 | +91 | 102,8 |
18. Фондоотдача, р. | 2,5 | 2,8 | +0,3 | - |
19. Среднесписочная численность работников, чел: | 428 | 345 | -83 | 80,6 |
20. Производительность труда, млн р. | 19,2 | 23 | +3,8 | - |
21. Средняя заработная плата на 1 работника, р. | 0,19 | 0,180 | +0,061 | 151,3 |
Как свидетельствуют данные таблицы 1.3.1 в 2004 году достигнут объем товарооборота в размере 9239 млн. руб. Определенным образом по обеспечению высоких темпов роста товарооборота сказалось создание Продторга, в магазинах которого был обеспечен более широкий ассортимент конкурентоспособных товаров. Создание Продторга, позволило не только увеличить товарооборот, но и обеспечить рост на 3,5% товарооборота потребительской кооперации в городе. Если за 2003 год удельный вес потребительской кооперации в городе составил 36,1%, то в 2004 году – 39,6%. Принимаемые меры по увеличению объемов деятельности и выполнения комплексного плана мероприятий по финансовому оздоровлению системы позволили несколько стабилизировать финансовое положение и по итогам 2004 года выйти на рентабельную работу по отрасли «торговля». За 2004 год по торговой деятельности получена прибыль в сумме 2 млн. руб., за 2003 год убытки составили 148 млн. руб. Определенным образом на безубыточной работе сказалась экономия расходов на реализацию на 1,2% и рост валовой прибыли на 0,73%.
По данным таблицы 1.3.2 проанализируем структуру и динамику активов Чаусского райпо.
Таблица 1.3.2
Структура и динамика активов Чаусского райпо Могилевского ОПС за 2003-2004 гг
Показатели | 2003 год | 2004 год | Отклонение (+;-) | Темп изменения, % | |||
сумма, млн р. | удельный вес, % | сумма, млн р. | удельный вес, % | сумма, млн р. | удельный вес, % | ||
1.Внеоборотные активы | 3603,1 | 72 | 3255 | 66,5 | -348,1 | -5,5 | 90,3 |
2.Оборотные активы | 1400,3 | 28 | 1635 | 33,5 | +236,7 | +5,5 | 116,9 |
В том числе: | |||||||
2.1.Запасы и затраты | 116,9 | 8,3 | 146 | 8,9 | +29,1 | +0,6 | 124,9 |
2.2. Налоги по приобретенным ценностям | 210,1 | 15 | 252 | 15,4 | +41,9 | +0,4 | 119,9 |
2.3. Готовая продукция и товары | 585,9 | 41,8 | 762 | 46,6 | +176,1 | +4,8 | 130,1 |
2.4. Товары отгруженные | 159,6 | 11,4 | 62 | 3,8 | -97,6 | -7,6 | 38,8 |
2.5. Дебиторская задолженность | 191,6 | 13,7 | 341 | 20,8 | +149,4 | +7,1 | 178 |
2.6. Финансовые вложения | 0,2 | 0,01 | - | - | -0,2 | -0,01 | - |
2.7. Денежные средства | 116,1 | 8,3 | 67 | 4,1 | -49,1 | -4,2 | 57,7 |
2.8. Прочие оборотные активы | 19,9 | 1,49 | 7 | 0,4 | -12,9 | -1,09 | 26,8 |
Итого активов | 5003,4 | 100 | 4892 | 100 | -111,4 | - | 97,8 |