Учет товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

1.Экономическая сущность товарных запасов, доходов от реализации и товарооборо хозяйственной деятельности объектов общественного питания, роль бухгалтерского учета и анализа в повышении эффективности деятельности объектов общественного питания
1.1.Экономическая сущность и значение товарных запасов, доходов от реализации и товарооборота в хозяйственной деятельности объектов общественного питания

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

      Внереализационные доходы – доходы, не связанные с хозяйственной деятельностью, а скорее являющиеся отклонением от нее (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров, суммы списанной кредиторской и дебиторской задолженности с истекшим сроком давности, курсовые разницы).

      Чрезвычайные  доходы – это непредвиденные приобретения объекта питания, вследствие наступления чрезвычайных ситуаций. В Республике Беларусь данный вид доходов учитывается в составе внереализационных доходов.

      Подводя итог вышеизложенному материалу, заметим, что товарооборот служит одним из показателей уровня жизни, материального и культурного благосостояния населения. Этот уровень характеризуется совокупностью показателей: объем и структура потребления, среднедушевой товарооборот, реальные доходы населения в расчете на одного человека. Должное внимание следует уделить и наличию, величине товарных запасов, являющихся материальной основой развития товарооборота объекта общественного питания, и изменению товарооборачиваемости, влияющей на финансовый результат деятельности объекта питания. Просмотренные в этом параграфе показателей находятся в тесной взаимоувязке. 
 
 

      1.2. Цель, задачи и принципы бухгалтерского  учета и анализа товарных запасов, доходов и прибыли от реализации и товарооборота объектов общественного питания

     

    Важной  экономической задачей общества является неуклонное развитие материального  производства с целью более полного удовлетворения потребностей всех его членов. Объемы производства устанавливаются исходя из производственных возможностей общества, потребности народного хозяйства и платежного спроса населения, обеспечения народно-хозяйственных пропорций.

    Главными  целями учета товарных запасов, прибыли  и доходов от реализации и товарооборота объектов общественного питания являются: формирование полной и достоверной информации о товарообороте и валовом доходе; контроль за наличием и движением покупных товаров, продукции собственного производства и тары; состоянием товарных запасов и эффективностью их использования в процессе управления.

    Для достижения этих целей надо выполнить  следующий комплекс бухгалтерских задач и задач экономического анализа:

  • проверка правильности документального оформления, законности товарно-тарных операций, своевременное и правильное отражение их в учетных регистрах;
  • организация материальной ответственности [7, с.232];
  • контроль за соблюдением установленных учетных цен, торговых надбавок и наценок общественного питания;
  • контроль за соблюдением норм закладки сырья при изготовлении продукции и выходом готовых изделий;
  • контроль за выполнением плана по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
  • выявление рентабельности всей продукции и отдельных ее видов

[22, с.314];

  • определение момента признания дохода, распределение доходов по отчетным периодам, своевременность и полнота их отражения;
  • правильное определение финансового результата [7, с.233];
  • изучение исследуемых показателей в их взаимосвязи;
  • выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемые показатели;
  • изучение и обобщение передового опыта, в том числе зарубежного, и использование его при принятии управленческих решений [9, с.160];
  • выявление резервов увеличения товарооборота и разработка мероприятий по освоению выявленных резервов [32, с.440].

      В организации бухгалтерского учета  покупных товаров, сырья, продукции собственного производства, а также при определении доходов и прибыли от реализации бухгалтер руководствуется принятыми МСФО следующими принципами.

      Единство оценки товаров при их оприходовании, выбытии и списании. Т.е. товары, оприходованные по установленным учетным ценам (розничным, отпускным, розничным с наценкой общественного питания), зависящими от вида товаров, категории, типа общественного питания и принятой методики оценки, должны быть списаны при выбытии по этим же ценам. Несоблюдение этого принципа ведет к образованию излишков или недостач товаров.

      Соответствие отражаемых в учете операций с товарно-материальными ценностями отчетному периоду. Т.е. документальное оформление движения покупных товаров, сырья и продукции собственного производства в учете отражаются в том периоде, к которому они относятся. Нарушение этого принципа ведет к искажению учетных и отчетных данных, к сокрытию недостач, потерь и излишков.

      Организация материальной ответственности за товары и отчетности об их наличии и движении [5, с.420].

      Выбор схем учета покупных товаров, сырья и продукции собственного производства (стоимостная и натурально-стоимостная) [29, с.10].

      Принцип учетного периода.

      Принцип осмотрительности (осторожности) в оценке. Т. е. определяется момент признания доходов.

      Принцип реализации. Суть данной концепции состоит в определении суммы дохода (выручки) от реализации покупных товаров и продукции собственного производства.

      Принцип соответствия. Этот принцип предполагает увязку полученных доходов с расходами, понесенными для их извлечения, в пределах данного отчетного периода [7, с.233].

      Таким образом, чтобы правильно вести учет товарных запасов, доходов и прибыли от реализации, товарооборота на объектах общественного питания, необходимо руководствоваться поставленными перед учет и анализом целями и задачами в непосредственной взаимосвязи с принципами бухгалтерского учета. Что позволит исследовать все факторы, влияющие на формирование и эффективность использования товарных запасов; выявить резервы их рационального использования; своевременно принять меры по сокращению и исключению товарных потерь; создать возможность по наиболее полному удовлетворению спроса покупателей; определить соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Это в свою очередь приведет к увеличению товарооборота объектов общественного питания, повышению эффективности использования экономического потенциала, а следовательно увеличению доходов и прибыли от реализации покупных товаров и продукции собственного производства. 
 
 

    1.3. Краткая  экономическая характеристика Чаусского  райпо Могилевского ОПС 

      Чаусское  районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в виде потребительского общества, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых учреждениях, печать с его полным наименованием, штампы.

      Общество  включает в себя три частных унитарных  предприятия: ЧУП «Чаусский продторг», ЧУП «Чаусский комбинат кооперативной  промышленности», ЧУП «Автобаза» и собственное хозяйства: отдел заготовок, оптовая база, объект общественного питания.

      Основным  видом деятельности Чаусского райпо  является торгово-оптовая и розничная. Торговая сеть Чаусского райпо по состоянию на 1 января 2005 года представлена 80 магазинами торговой площадью 7529 метров квадратных, 62 из них торговой площадью 5229 квадратных метров расположены в сельской местности. Жители малых населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети (104 пункта), обслуживаются тремя автомагазинами, среднемесячный товарооборот которых составил 9,5 млн. рублей.

      На  основании бухгалтерской отчетности за 2003 - 2004 годы проанализируем финансовое состояние Чаусского райпо. Основным источником анализа финансового положения являются бухгалтерские балансы на 1 января 2004 года (приложение А) и на 1 января 2005 года (приложение Б), отчеты о Прибылях и Убытках формы №2 (приложения В, Г), отчет о расходах на реализацию формы №3 и прилагающиеся к ним справки (приложения Д, Ж), приложения к бухгалтерскому балансу (приложение К, Л).

      По  данным таблицы 1.3.1 проанализируем основные показатели деятельности Чаусского райпо за 2003 – 2004 гг.

      Таблица 1.3.1

      Показатели  деятельности Чаусского  райпо Могилевского ОПС за 2003-2004 гг

Показатели Годы Отклонение (+;-) Темп  изменения, %
2003 2004
1. Товарооборот:        
1.1. В действующих ценах, млн р 8228 9239 +1061 112,9
1.2. В сопоставимых ценах, млн р. 8228 7934 -294 96,4
2. Выручка от реализации товаров:        
2.1. В действующих ценах, млн р 7830 9225 +1395 117,8
2.2. В сопоставимых ценах, млн р. 7830 7879 +49 100,6
3. Валовая прибыль:        
3.1. В сумме, млн р. 1564 1909 +345 122,1
3.2. В % к выручке от реализации, % 19,97 20,7 +0,73 -
4. Сборы и отчисления от валовой  прибыли:         
4.1. В  сумме, млн р.  257 - -257 -
4.2. В  % к выручке от реализации, % 3,3 - -3,3 -
5. Расходы  на реализацию:        
5.1. В  сумме, млн р. 1717 1907 +190 111,1
5.2. В  % к выручке от реализации, % 21,9 20,7 -1,2 -
6. Прибыль(Убыток) от реализации:        
6.1. В  сумме, млн р.  -148 2 +150 -
6.2. В  % к выручке от реализации, % - 0,022 +0,222 -
7. Прибыль (убыток) от операционных расходов и доходов, млн р - 6 +6 -
8. Прибыль (убыток) от внереализационных расходов и доходов, млн р 71 46 -25 64,8
9. Прибыль (убыток) за отчетный период, млн р -77 54 - -
10. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, млн р. 28 44 +19 183,3
11. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн р. -105 10 +115 -
12. Торговая  площадь магазинов (площадь складов), м.2 7838 7529 -309 96,06
13. Товарооборот на 1 м2 площади, млн р. 1,05 1,053 +0,003 100,3
14. Среднегодовые  товарные запасы, млн р. 149,5 131,5 -18 87,96
15. Время  обращения товаров, дней 6,5 5,1 -1,4 -
16. Скорость  обращения товаров, раз 55 71 +16 -
17. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн р. 3270 3361 +91 102,8
18. Фондоотдача, р. 2,5 2,8 +0,3 -
19. Среднесписочная численность работников, чел: 428 345 -83 80,6
20. Производительность труда, млн р. 19,2 23 +3,8 -
21. Средняя  заработная плата на 1 работника,  р. 0,19 0,180 +0,061 151,3
 

      Как свидетельствуют данные таблицы 1.3.1 в 2004 году достигнут объем товарооборота в размере 9239 млн. руб. Определенным образом по обеспечению высоких темпов роста товарооборота сказалось создание Продторга, в магазинах которого был обеспечен более широкий ассортимент конкурентоспособных товаров. Создание Продторга, позволило не только увеличить товарооборот, но и обеспечить рост на 3,5% товарооборота потребительской кооперации в городе. Если за 2003 год удельный вес потребительской кооперации в городе составил 36,1%, то в 2004 году – 39,6%. Принимаемые меры по увеличению объемов деятельности и выполнения комплексного плана мероприятий по финансовому оздоровлению системы позволили несколько стабилизировать финансовое положение и по итогам 2004 года выйти на рентабельную работу по отрасли «торговля». За 2004 год по торговой деятельности получена прибыль в сумме 2 млн. руб.,  за 2003 год убытки составили 148 млн. руб. Определенным образом на безубыточной работе сказалась экономия расходов на реализацию на 1,2% и рост валовой прибыли на 0,73%.

      По  данным таблицы 1.3.2 проанализируем структуру и динамику активов Чаусского райпо.

Таблица 1.3.2

Структура и динамика активов Чаусского райпо Могилевского ОПС за 2003-2004 гг

Показатели 2003 год 2004 год Отклонение (+;-) Темп изменения, %
сумма, млн р. удельный вес, % сумма, млн р. удельный вес, % сумма, млн р. удельный вес, %
1.Внеоборотные  активы 3603,1 72 3255 66,5 -348,1 -5,5 90,3
2.Оборотные  активы 1400,3 28 1635 33,5 +236,7 +5,5 116,9
В том  числе:              
2.1.Запасы  и затраты 116,9 8,3 146 8,9 +29,1 +0,6 124,9
2.2. Налоги по приобретенным ценностям 210,1 15 252 15,4 +41,9 +0,4 119,9
2.3. Готовая  продукция и товары 585,9 41,8 762 46,6 +176,1 +4,8 130,1
2.4. Товары  отгруженные 159,6 11,4 62 3,8 -97,6 -7,6 38,8
2.5. Дебиторская  задолженность 191,6 13,7 341 20,8 +149,4 +7,1 178
2.6. Финансовые  вложения 0,2 0,01 - - -0,2 -0,01 -
2.7. Денежные  средства 116,1 8,3 67 4,1 -49,1 -4,2 57,7
2.8. Прочие  оборотные активы 19,9 1,49 7 0,4 -12,9 -1,09 26,8
Итого активов 5003,4 100 4892 100 -111,4 - 97,8

Информация о работе Учет товаров