Учет товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

1.Экономическая сущность товарных запасов, доходов от реализации и товарооборо хозяйственной деятельности объектов общественного питания, роль бухгалтерского учета и анализа в повышении эффективности деятельности объектов общественного питания
1.1.Экономическая сущность и значение товарных запасов, доходов от реализации и товарооборота в хозяйственной деятельности объектов общественного питания

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

    1.Экономическая  сущность товарных  запасов, доходов от реализации и товарооборо хозяйственной деятельности объектов общественного питания, роль бухгалтерского учета и анализа в повышении эффективности деятельности объектов общественного питания 

    1.1.Экономическая сущность и значение товарных запасов, доходов от реализации и товарооборота в хозяйственной деятельности объектов общественного питания 

    В условиях рыночных отношений население  для удовлетворения  своих потребностей приобретает товары из различных  источников, в том числе и в сети общественного питания. Этому способствует осознанная необходимость и процесс удовлетворения потребностей.

    Деятельность  объектов общественного питания  характеризуется рядом показателей. Показателем, характеризующим объем деятельности объекта питания, является товарооборот.

    В общем смысле слова, товарооборот-это один из основных показателей экономического и социального развития Республики Беларусь, характеризующий в обобщенном виде покупку населением товаров на свои денежные доходы. Он представляет собой конечную стадию в движении товаров, когда завершается процесс их обращения и товары переходят в сферу потребления.[8, с.352]

    Оборот  объектов питания состоит из оборота  по реализации продукции собственного производства, производимой на кухне и других производственных цехах, и оборота по продаже покупных товаров, являющихся дополнительным ассортиментом к собственной продукции и не подвергающихся технологической обработке [26, с.76].

    Деятельность  объектов общественного питания  оценивают по показателю соотношения в обороте реализации продукции собственного производства и продажи покупных товаров. Оборот по реализации и отпуску собственной продукции учитывают в бухгалтерии по следующим признакам:

    • реализация собственной продукции, включенная в розничный товарооборот;
    • реализация собственной продукции оптом;
    • внутрихозяйственный отпуск собственной продукции другим торговым объектам общественного питания.

    Для расчета рентабельности продаж, уровня издержек обращения, уровня валовой прибыли используется показатель валового товарооборота. Валовой (совокупный) товарооборот общественного питания подразделяется на розничный и оптовый.

    В оптовый товарооборот включается продажа  готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки, покупных товаров юридическим лицам в целях последующего их использования в предпринимательской деятельности или иных целях [7, с.225].

    Розничный товарооборот объектов общественного  питания регламентируется Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов [18, с.3]. Согласно Инструкции в розничный товарооборот общественного питания включается:

  • продажа населению за наличный расчет продукции собственного производства, покупных товаров через обеденный зал или буфет, магазин, отделы кулинарии, палатки, развозную, разносную и другую торговую сеть, находящуюся на балансе общественного питания, а также стоимость питания, доставленного на дом по заказам населения;
  • отпуск питания работникам своей организации с последующим удержанием его стоимости из заработной платы;
  • отпуск питания работникам других организаций, учащимся, студентам и другим категориям населения по абонементам, талонам, спискам с последующей его уплаты по безналичному расчету соответствующими органами;
  • стоимость питания, входящая в цену проживания в гостинице и в цену входного билета в организацию общественного питания;
  • продажа цветов, сувениров, табачных изделий и других непродовольственных товаров.

      В розничный товарооборот общественного  питания не включается:

  • продажа по безналичному расчету продукции собственного производства, покупных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям, организациям социального назначения;
  • отпуск продукции собственного производства и покупных товаров по бартерным операциям или в порядке взаиморасчета между организациями;
  • стоимость питания и обслуживания на банкетах и других подобных мероприятиях, оплаченного по безналичному расчету юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями;
  • стоимость питания, отпущенного бесплатно (за счет средств бюджета) учащимся объектами общественного питания, подведомственными Министерства образования Республики Беларусь;
  • стоимость питания, входящая в цену путевок в санатории, профилактории, лагеря труда и отдыха и другие организации социального назначения;
  • выручка за изготовление обеденной продукции из сырья заказчика и давальческого сырья;
  • внутренний отпуск продукции собственного производства, покупных товаров в пределах объектов общественного питания (внутрисистемный отпуск);
  • стоимость возращенной поставщикам тары;
  • выручка за просмотр концертных программ, выручка бильярдных, танцевальных, игровых залов, видеосалонов;
  • входная плата в рестораны, бары и другие объекты питания, кроме стоимости блюд, входящих в цену входного билета [17, с.3].

      Отпуск  продукции собственного производства, полуфабрикатов и покупных товаров торговым объектам общественного питания своего объединения (в собственную розничную торговую сеть) считается внутренним перемещением (внутрихозяйственным) товарооборотом [8, с.127].

      Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на объектах общественного питания, на складах и базах должны быть всегда в наличии определенные товарные запасы, являющиеся материальной основой развития товарооборота общественного питания.

      В научной литературе встречается  множество трактовок категории  «товарные запасы».

      По  мнению Абрютиной М.С., товарные запасы складываются из трех составляющих: товарные запасы во всех подразделениях производства и обращения, импортированные товарные запасы, производство товаров отечественными производителями [1,с.86]. Товарные запасы, по определению Маркиной Н.Г., состоят из товарной продукции различных отраслей промышленности и сельского хозяйства [20, с.4].

      Ефимова О.П. придерживается мнения, что товарные запасы – это масса товаров, находящаяся  на предприятии с момента их поступления  до момента полной реализации. Либо товарные запасы – товары, преобладающие  в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Они призваны обеспечить непрерывность нормального процесса обращения товаров  [20, с.68].

      Шуляк П.Н. определяет товарные запасы, как  запасы, используемые в процессе хозяйственной  деятельности. Они потребляются в каждом производственном цикле полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции [38, с.23].

      В большом экономическом словаре  под редакцией Азрилияна А.Н. можно прочесть следующие определения товарных запасов:

  • материалы и продукция, составная часть оборотных фондов предприятия, отражаемые в активе баланса (включает сырье, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию и т.д.), не используемые в данный момент в производстве, хранимые на складах и других местах;
  • раздел плана счетов [20, с.75];

      В директивных документах отмечается, что товарные запасы потребительской кооперации формируется за счет производства товаров на предприятиях, закупок сельскохозяйственной продукции, вовлечения товаров из имеющихся запасов [34, с.320].

      И так, изложенное можно сделать вывод, что товарные запасы – это масса  товаров, поступающих из различных  источников, которые предназначены  для последующей продажи конечному  потребителю для личного потребления.

      Товарные  запасы должны соответствовать двум основным требованиям:

  • должны соответствовать по объему и структуре платежеспособному спросу населения;
  • должны быть минимальными, если объект питания для закупки товаров не имеет достаточно собственных средств, т.к. заемные средства «отнимают» часть доходов [23, с.29].  

      Важное  значение имеет количество закупленных  товаров, которое зависит от частоты завоза, среднедневной реализации, остатков товара на день завоза, емкости холодильного оборудования, обеспеченности складскими и торговыми площадями, материально-технической базы объекта питания, состояния тары, уровня автоматизации.

      Согласно  Инструкции по учету розничного товарооборота  и товарных запасов в торговле в товарные запасы включаются: товары, предназначенные для розничной торговли и общественного питания; товары, закупленные, оплаченные, но оставленные на ответственном хранении у поставщиков; товары, сданные в переработку. Не включаются: товары в пути, тара всех видов, товары, предназначенные для материально-технического снабжения, товары в комиссионных магазинах, готовая продукция в подсобных промышленных производствах торговых организаций, товары принятые на ответственное хранение.

      Классификация товарных запасов представлена на рисунке 1.1.1.

      В центре внимания бухгалтерского аппарата должна находится правильная организация учета величины товарных запасов, влияющей на выполнение товарооборота, и изменения товарооборачиваемости (ускорения либо замедления), которая влияет на изменение финансового результата. Финансовый результат объектов общественного питания может быть статическим и динамическим. Статический финансовый результат (прибыль или

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1.1. Классификация товарных запасов  организации 
 

убыток) определяется по данным бухгалтерского баланса путем сопоставления стоимости чистых активов объекта питания на конец и начало отчетного периода и отражает прирост (уменьшение) собственных источников средств объекта за отчетный период. Динамический финансовый результат (доходы и расходы) выявляются путем сопоставления фактов хозяйственной деятельности.  

      С экономической точки зрения доходом  считается любое поступление средств в распоряжение организации.

      Согласно  Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», доход - это экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме [15, с.4].

      Этой  же Инструкцией в Республике Беларусь определена классификация доходов, в основу которой положен признак состава доходов и их назначения. Доходы делятся на группы: доходы от основного вида деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы.

      К доходам по видам деятельности относятся  хозяйственные операции организации, которые совершаются постоянно, являются предметом его деятельности. Виды деятельности регламентируются уставом организации.

      Источниками дохода, получаемого объектами общественного  питания от реализации продукции  собственного производства и покупных товаров, являются торговые скидки, предоставляемые поставщиками по товарам с фиксированными розничными ценами; торговые надбавки и наценки, начисляемые на поступившие товары и продукты; разница от округления цен на штучные изделия и полуфабрикаты. Таким образом, доходом объекта питания считается разница между выручкой от реализации покупных товаров, продукции собственного производства, услуг и налогом на добавленную стоимость, налогом с продаж и на услуги  [7, с.318].

      Операционными являются доходы от совершения отдельных  операций, не относящимся к основному  виду деятельности объекта.

Информация о работе Учет товаров