Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа
Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей и оказанием услуг покупателям. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату.
Таким образом, для достижения основной цели аудита организации, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются:
При решении всех поставленных задач решается основная задача аудита товарных операций – составляется аудиторское заключение, основанное на информации, собранной и проанализированной аудитором в ходе проверки, что служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами.
3.3 Аудит товарных операций на примере ИП Антипова Е.А.
В ИП Антипова Е.А
учет товаров ведет материально-
При сортовом способе хранения вновь приобретенный товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования.
Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях. В ИП Антипов Е.А товаровед ведет учет товаров на карточках. На каждое наименование товара открыта отдельная карточка. В заголовке карточки указано наименование, цена товара и другие отличительные признаки товара. В остальной части карточки отражены приход, расход и остатки товаров.
Когда товар поступает в магазин товаровед делает записи в карточки о поступлении товара на основании каждого приходного документа. Затем товар выдается в отделы магазина, материально-ответственным лицам (заведующим отделов) в подотчет для дальнейшей реализации товара и товаровед вносит записи в карточки о количестве и сумме отпущенного товара на основании расходного документа.
Когда в магазине большой объем операций по движению товаров, то для того, чтобы сократить число записей в карточках товаровед вносит записи в карточки на основании актов предварительно составленных накопительных документов.
Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета.
Учет поступления товаров рассмотрим на примере ИП Антипова Е.А за октябрь 2009 года.
Таблица 2 - Корреспонденция счетов по учету товаров от поставщиков
Содержание операции |
Корреспондирующий счет |
Сумма (тыс. рублей) | |
Дебет |
Кредит | ||
Уплачено поставщику за товары из кассы |
60 |
50 |
105,0 |
Оприходованы товары: |
|||
а) на покупную стоимость с учетом налога на добавленную стоимость |
41-2 19 |
60 |
157,5 105,0 |
б) одновременно отражается торговая наценка |
41 |
42 |
52,5 |
На первое число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и счету 41 "Товары", где по каждому наименованию товаров указывают в натуральном и денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41 «Товары». Таким образом, синтетический учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.
В ИП Антипова Е.А журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, движение товаров и тары отражают в журнале - ордере по кредиту счета 41 и ведомости по его дебету. Записи в регистре ведут не по каждому первичному документу в отдельности, а в целом по товарному отчету, где показывают остаток товаров на начало отчетного периода, обороты по Дебету и Кредиту счета 41 «Товары» с указанием корреспондирующих счетов и остаток товаров на конец отчетного периода. В октябре 2009 года от поставщиков поступили товары на сумму 105 тысяч рублей. Одновременно начислена торговая наценка в сумме 52,5 тысяч рублей. Эти суммы вносят в ведомость по Дебету счета 41 «Товары» на общую сумму 157,5 тысяч рублей в графу «Итого» по Дебету счета 41 «Товары». По кредиту счета 41 «Товары» отражается расход по товарному отчету за октябрь месяц, который составлен с учетом остатка товаров на первое октября, прихода товаров и расхода, считается остаток на конец месяца.
По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.
Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с учетным регистром по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по графе, где дебетуется счет 41 «Товары» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; стоимость товаров, реализованных в розницу за наличный расчет, сверяют с учетным регистром по счету 50 "Касса" (в графе, где кредитуется счет 46 "Реализация").
Бухгалтер, составивший учетный регистр по счету 41 «Товары», ставит дату и расписывается. Итоги журнала-ордера записывают в Главную книгу. Дату этой записи и подпись лица, ее сделавшего, указывают в журнале-ордере. Итоги дебетовой ведомости переносят в журналы-ордеры по кредиту соответствующих счетов.
Учетные регистры по счету 41 «Товары» обычно составляют отдельно на каждое материально ответственное лицо (бригаду). По окончании месяца на их основании составляют сводные учетные регистры.
На практике
применяются также товарные отчеты,
приходная часть которых
Бухгалтерия организации контролирует полноту и своевременное оприходование товаров, правильность их оплаты. Сущность контроля заключается в сопоставлении двух показателей: сумма, уплаченная поставщику за товары и тару; стоимость по покупным ценам товаров и тары, полученных от поставщиков и оприходованных материально-ответственными лицами. На практике в условиях ручного ведения учета принимаются два способа бухгалтерского контроля за полнотой и своевременностью оприходования товаров, а также за правильностью их оплаты:
Так как в
ИП Антипова Е.А применяется журнально-
В ИП Антипов Е.А применяется безрегистровый способ учета расчетов с поставщиками. В данном случае расчетные документы сличают с товарными, о чем делается отметка в особой части товарного отчета, то есть указывается дата оплаты. По окончании месяца на основании незакрытых позиций составляют ведомость оприходованных, но неоплаченных товаров. В ведомости указывают поставщика, код торговой единицы, дату и номер товарного документа, стоимость товара и тары, транспортные расходы и сумму к оплате.
В ведомости оприходованных и неоплаченных товаров в следующем месяце делают отметки об оплате товаров.
По данным расчетных документов на поступление товаров, составляют ведомость товаров в пути. Эту ведомость в следующем месяце используют для контроля за поступлением товара. Безрегистровый способ учета расчетов с поставщиками весьма прост и обеспечивает оперативный способ исключает двойную регистрацию операций как по оплате товаров (первый раз - в учетном регистре по счету 51 «Расчетный счет» или 50 «Касса», второй раз - в учетном регистре по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»), так и оприходованию товаров (первый раз - в учетном регистре по счету 41 «Товары», второй - в учетном регистре по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Однако он менее нагляден, а при наличии большого числа торговых единиц непосредственное сличение товарных и расчетных документов становится трудоемким.
В процессе деятельности происходит ежедневное движение товаров. Для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей на складах торгового предприятия проводится инвентаризация товаров и тары. При этом выявляется соответствии фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остатков по данным бухгалтерского учета.
Если руководитель организации розничной торговли принял решение о взыскании с виновных лиц недостачи товаров сверх норм по ценам выше учетных, то на разность между взыскиваемой суммой и стоимостью товаров по учетным ценам делается запись:
Дт 73.3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
Кт 98.3 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам ценностей".
В дальнейшем при погашении виновными лицами задолженности по возмещению материального ущерба кредитуется счет 73.3 "Расчеты по возмещению материального ущерба" с дебетом соответствующих счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на сумму погашения долга. При перевозке, хранении и реализации товаров возникают потери, которые делятся на два вида: нормируемые и ненормируемые. К нормируемым потерям относятся естественная убыль товаров, потери от боя товаров в стеклопосуде, завес тары. Ненормируемые потери являются главным образом результатом бесхозяйственности - порчи товаров, недостачи, хищения.
Деление потерь
товаров на нормируемые и ненормируемые
имеет значение при решении вопроса
о том, за чей счет списать ущерб,
причиненный организации
Естественная убыль - это потери товаров, обусловленные изменением их физико-химических свойств (усушка, утруска). На каждый товар в отдельности устанавливают норму убыли. Сумму товарных потерь при перевозках вследствие естественной убыли определяют путем нахождения нормы убыли от стоимости каждого вида товара.
Нормы естественной убыли при хранении и продаже товаров зависят от условий хранения, климатической зоны. Нормы естественной убыли не принимают по товарам, которые принимают и отпускают без взвешивания, которые списаны по актам о порче, бое, а также по штучным товарам. Потери товаров при хранении и продаже вследствие естественной убыли списывают исходя из установленных норм, но не больше суммы недостачи, выявленной при инвентаризации.
Поскольку потери товаров вследствие естественной убыли образуются за весь период между инвентаризациями, то они и должны быть распределены между всеми месяцами данного периода.
Для более равномерного распределения потерь от естественной убыли между всеми месяцами межинвентаризационного периода ежемесячно на издержки обращения списывают плановую сумму этих потерь, то есть начисляют резерв на естественную убыль начисление резерва на списание потерь (ежемесячно) оформляется бухгалтерской записью:
Дт 44 "Издержки обращения"
Кт 98 "Резервы предстоящих расходов и платежей"
В соответствии
с правилами продажи отдельных
видов продовольственных и
В организациях розничной торговли некоторые товары поступают в таре. Завес тары оформляют специальным актом. Разница между фактической массой тары, определенной после ее высвобождения из-под товара и массой ее по маркировке называют завесом тары
При списании потерь от завеса тары за счет виновного лица но стоимость товаров по учетным ценам производится запись:
Дт 73.3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Предприятия также могут осуществлять реализацию товаров по договору комиссии. Учет реализации товаров по договору комиссии розничной торговле отражается следующими бухгалтерскими записями, представленными в таблице 3.