Учет текущих расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 03:50, реферат

Описание работы

В процессе предпринимательской деятельности организации вступают в различные расчетные отношения» например, с поставщиками и подрядчиками — за приобретенные у них активы, работы и услуги; с покупателями — за проданные им товары; с заказчиками — за оказанные им услуги; с бюджетом и внебюджетными фондами; с банками; с собственниками и наемными работниками; с различными юридическими и физическими лицами. Таким образом, при осуществлении расчетов возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства.
Организации и лица, имеющие задолженность перед данной организацией, называются дебиторами. Для учета дебиторской задолженности системой счетов бухгалтерского учета предусмотрено несколько счетов: «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Организации и лица, которым данная организация должна какие-либо суммы, называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по оплате труда своим работникам (начисленная, но не выплаченная), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и прочие отчисления иногда называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим нетоварным операциям, называют прочими кредиторами. Для учета кредиторской задолженности используются счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты с персоналом по прочим операциям», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Работа содержит 1 файл

Учет текущих расчетов.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

Аналитический учет по этому счету ведут в  хронологическом порядке по каждому  поставщику или подрядчику. Причем аналитический учет следует организовать таким образом, чтобы можно было получать сведения в различных разрезах: по срокам оплаты (долгосрочная или  краткосрочная задолженность); по расчетным  документам, срок оплаты которых еще  не наступил; по неоплаченным в срок расчетным документам; по выданным неоплаченным и просроченным векселям; по неотфактурованным поставкам  и т.д.

Принимается на учет кредиторская задолженность  перед поставщиками на основании  следующих документов: счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, приходных  ордеров, приемных актов, актов о  выполнении работ и пр. Более подробно документальное оформление поступающих в организацию активов рассматривается в соответствующих главах учебника.

На суммы  предъявленных на оплату счетов поставщиков  или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и  работы составляется бухгалтерская  запись;

Д-т 07 «Оборудование  к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в расчетных документах поставщика, отражаются у покупателя записью:

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям» (по соответствующим субсчетам)  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Если счет поставщика был акцептован и оплачен  до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или  при последующей проверке счета  было обнаружено несоответствие цен  условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Субсчет «Расчеты по претензиям» предназначен для  обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным  им, признанным и присужденным штрафам, пеням и неустойкам Этот счет дебетуется на суммы причиненного ущерба по вине поставщиков материальных ценностей, подрядчиков, банков или других организаций, а кредитуется на суммы поступивших  платежей в корреспонденции со счетами  денежных средств или расчетов Суммы  неудовлетворенных претензий или  тех, которые взысканию не подлежат, относятся на те счета, с которых  были приняты на учет

При получении  штрафов

Д-т 51 «Расчетные счета»  
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчет ыпопретензиям»

Оплата счетов поставщиков, т.е погашение задолженности  перед ними, отражается на счетах следующей  записью

Д-т 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

В зависимости  от условий договора между партнерами поставщикам могут вьздаваться  авансы под поставку продукции (товаров, работ, услуг) Выданные авансы представляют собой предварительные платежи  по сделкам, совершаемые по условиям расчетов между участниками договоров  Суммы выданных авансов перечисляются  платежными поручениями с расчетных  или специальных счетов в банках и учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», пока не будут полностью исполнены  и документально оформлены поставки товарно-материальных ценностей (работ, услуг). Если же условия договоров  поставки не выполнены, суммы авансов  должны быть возвращены покупателю.

На суммы  выданных авансов в бухгалтерском  учете делают следующую запись.

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»  
К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

При закрытии расчетов с поставщиками и подрядчиками суммами ранее выданных авансов.

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные».

В случае оформления участниками сделки обязательств векселями, для учета этих расчетов используется субсчет «Векселя выданные» к  счету 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками». Для целей бухгалтерского учета векселя подразделяются на две основные группы, финансовые и  товарные (коммерческие). Приобретение финансовых векселей рассматривается  как совершение организацией финансовых вложений.

Факт получения (или приобретения) организацией товарных векселей рассматривается как трансформация  долга (по договорам купли-продажи, подряда и прочим сделкам торгового  характера), в погашение которого получен вексель, в обязательство  по приобретенной ценной бумаге Из этого следует, что с момента  выдачи векселя прекращается задолженность, в погашение которой был выдан  документ (например, задолженность  перед поставщиком), и возникает  обязательство нового типа — обязательство  по векселю. Это позволяет определить доход по векселю как разницу  между его суммой (номинал векселя  и процент по нему) и величиной  обязательства, погашаемого с его  приобретением. В этом случае величина задолженности перед поставщиками или подрядчиками увеличивается  на вексельный доход, который увеличивает  и стоимость полученных организацией ценностей или работ. Выданные покупателем  собственные векселя под, приобретение товарно-материальных ценностей показываются:

Д-т 07 «Оборудование  к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

На сумму  налога на добавленную стоимость  по принятым ценностям (работам или  услугам):

Д-т 19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным  ценностям» (по соответствующим субсчетам)  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Передача  покупателем собственного векселя  поставщику.

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные».

И на сумму  причитающегося к уплате по векселю  дисконта:

Д-т 07 «Оборудование  к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.  
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные»

Одновременно  при выдаче векселя в учете  делается простая запись по дебету забалансового счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

При оплате векселя делается следующая бухгалтерская  проводка.

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные»  
К-т 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Одновременно  списывается вексель с забалансового  учета по кредиту счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

При оплате векселя налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям  принимается к вычету:

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»  
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам).

Но во время  совершения расчетов организация может  являться поставщиком или подрядчиком  и сама продавать покупателям  и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать  услуги

Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) организация отражает на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» На данном счете формируется информация о задолженности покупателей  и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, право на которые перешло к  покупателям или заказчикам согласно договорам купли-продажи или поставки. На этом счете отражаются также суммы  полученных авансов от покупателей.

К этому  синтетическому счету открывается  несколько субсчетов по видам  расчетов. Аналитический учет ведется  в хронологическом порядке по каждому покупателю или заказчику.

По мере отгрузки продукции или оказании услуг и предъявления к оплате расчетных документов, в которых  величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»  
К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка», 91 «Прочие доходы и расходы».

Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»  
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Организации могут получать авансы (предварительную  оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ  или при частичной оплате продукции  и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это  отражается записью:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»  
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».

Начисление  НДС с сумм выручки от продажи  и авансовых платежей:

Д-т 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет  «Авансы полученные»  
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При зачете сумм ранее полученных авансов при  предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные  работы, проданные изделия:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет  «Авансы полученные»  
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если расчеты  производятся при совершении товарообменной операции (по договорам мены), то по соглашению сторон может производиться  взаимный зачет задолженностей Такая  операция может отражаться:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При оформлении отсрочки платежа векселем полученным на счетах бухгалтерского учета эти  операции отражаются:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет  «Векселя полученные»  
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — (если задолженность была показана ранее на этом счете)  
или  
К-т 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

Если векселедержатель получает деньги и причитающиеся  проценты по векселю, то это отражается в бухгалтерском учете следующим  образом:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»  
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на общую сумму;  
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» — на величину процентов.

В соответствии с действующей методологией бухгалтерского учета хозяйствующий субъект  может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с юридическими и физическими лицами за отгруженную  продукцию, товары, работы и услуги. Сомнительным долгом признается дебиторская  задолженность организации, которая  не погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному  долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения  долга (полностью или частично).

Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.

Бухгалтерские записи по образованию резерва по сомнительным долгам могут совершаться  только на основании приказа руководителя и наличия этого положения  в учетной политике организации.

Резерв создается  за счет прибыли организации, что  отражается:

Д-т 91 «Прочие  доходы и расходы»  
К-т 63 «Резервы по сомнительным долгам».

За счет суммы созданного резерва списываются  дебиторская задолженность, по которой  истек срок исковой давности, или  другие долги, нереальные к взысканию. При списании долгов, ранее признанных организацией сомнительными, на бухгалтерских  счетах делаются следующие записи:

Д-т 63 «Резервы по сомнительным долгам»  
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сумма неиспользованного  резерва присоединяется к операционным доходам следующего отчетного года:

Д-т 63 «Резервы по сомнительным долгам»  
К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

Учет  расчетов с подотчетными лицами и работниками  по прочим операциям

В процессе любой предпринимательской деятельности организации используют живой труд. А оплату труда можно рассматривать, с одной стороны, как часть  расходов хозяйствующего субъекта, а  с другой — это заработок каждого  работника, т.е. источник удовлетворения его материальных потребностей. Этот участок бухгалтерского учета очень  важный, объемный и трудоемкий. Поэтому  вопросы учета расходов на оплату труда рассмотрены в гл. Учет расходов организации, а вопросы учета расчетов по заработной плате, выплатам и удержаниям — в гл. Учет труда и расчетов с персоналом.

Информация о работе Учет текущих расчетов