Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:58, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы на основании изучения специальной экономической литературы и практики работы УО СПК «Путришки» раскрыть теоретические вопросы учета отгрузки и реализации готовой продукции, определить нормативно-правовые акты реализации продукции растениеводства АПК и показать учет отгрузки и реализации готовой продукции на предприятиях АПК.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ …………………………………………………………..
5
1.1. Нормативно-правовые документы по учету реализации готовой продукции …………………………………………………………….....
5
1.2. Обзор литературы …………………………………………………… 10
2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УО СПК «ПУТРИШКИ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА ……………………..
18
3. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В УО СПК «ПУТРИШКИ» ………..
30
3.1. Договорные основы и направления реализации продукции ………. 30
3.2. Документальное оформление операций по реализации готовой продукции ………………………………………………………………
35
3.3. Синтетический и аналитический учет реализации готовой продукции и его совершенствование …………………………………
40
3.4. Учет расходов по реализации готовой продукции …………………. 44
3.5. Автоматизация учета реализованной продукции ……………….. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………............ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………… 53
Для учета отгрузки и реализации готовой продукции Управлением методологии по бухгалтерскому учету было рассмотрено и издано для применения на практике ряд положений и инструкций, в которых оговариваются порядок и сроки ведения учета, к ним, в частности, относятся:
• Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 года «О налоге на добавленную стоимость»;
• Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС, утвержденную Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 г. №16 с изменениями и дополнениями от 25.11.2006 г., №11 (зарегистрирована в Национальном реестре правовых актов 27.02.2006, №8/14024);
• «Инструкция о дооценке готовой продукции», утверждена Министерст-вом финансов Республики Беларусь и Министерством промышленности Республики Беларусь от 01.07.2002, №94/6 (по состоянию на 0,1.10 2009 г.) (Национальный реестр правовых актов 12.07.2002, №8/8317);
• «Инструкция об особенностях формирования закупочных цен на продукцию сельскохозяйственного производства», утверждена Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.01.2006 г., №19/8 с изменениями и дополнениями от 23.06.2006, №105/42 (зарегистрирована в Национальном реестре правовых актов 27.06.2006, №8/14623).
На третьем уровне находятся методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов.
•
Для единообразного обобщения данных
о работе организаций различных
форм собственности и для удобства
работы контрольных органов
• Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.08.2009 года « Об утверждении методических рекомендаций по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг)»
Следует
добавить, что реализация выполненных
работ, оказанных услуг, готовой
продукции – завершающая стадия
кругооборота средств организации.
Она может осуществляться в соответствии
с заключенными договорами контрактации
или путем свободной продажи
через организации торговли, работникам
своей организации за наличный расчет,
а также в счет оплаты труда т.д.
Большинство рыночных процессов, ныне осуществляемых на практике, нуждается в глубоком научном исследовании, которое позволит выработать определенные правила и эффективные модели их осуществления.
Одним из таких процессов является реализация произведенной продукции.
Экономическим
аспектам реализации произведенной
продукции посвящены работы ряда
известных ученых классических школ
прошлого, а также более поздних
зарубежных и отечественных
Экономическая литература агропромышленного профиля охватывает многие аспекты проблемы обмена. Назовем лишь некоторых авторов, труды которых ближе стоят к продовольственному рынку и каналам реализации продукции: А.А. Голованов, З.Н. Грекова, Л.И. Кочурова, Ю. Захаров, И.И. Карандашева, С.Л. Коротаев, А.А. Никитенко, М.З. Пизенгольц, А.С. Чечеткин, Ф.К. Шакиров и др.
Шакиров Ф.К. говорит о важности реализации продукции и выделяет факторы, которые влияют на процесс реализации. По его мнению, в условиях рыночной экономики это один из важнейших этапов работы всего предприятия и каждого работника. [32, с. 69]
Сбыт
продукции оказывает влияние
на ход производства. Для создания
четкой, ритмичной работы предприятия
следует уделять внимание равномерному
распределению объемов
Шакиров Ф.К. выделяет следующие факторы, которые влияют на процесс реализации:
- установленные сроки поставки продукции;
-
увеличение выпуска продукции
за счет прироста и улучшения
использования
- производительность труда;
-
ввод в действие новых
-
обеспечение равномерной
-
повышение серийности
- сезонность и сменность работы;
-
сезонность реализации
-
снятие с производства
Коротаев С.Л раскрывает решение проблемы повышения надежности, стабильности и доходности производства. По его мнению, решение этой проблемы диктует необходимость создания действенного структурного подразделения предприятия по реализации продукции. Данное подразделение может быть представлено товаропроизводящей сетью, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз. Коротаев С.Л. рассматривает реализацию продукции как процесс, состоящий из определенных периодов. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков незавершенной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров-поставок. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика (14, с. 86).
Сельскохозяйственные предприятия основную массу произведенной продукции реализуют. Они реализуют также выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных, обслуживающих производств.
При решении проблемы финансовой стабильности, улучшения платежеспособности предприятий АПК главным является создание условий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее время «товаро-производителям» в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством. Однако, устанавливаются объемы поставок и закупок и для государственных нужд. Правительство устанавливает гарантированные закупочные цены.
В
процессе реализации продукции формируется
конечный финансовый результат производственно-
Коренная
перестройка экономических
Ученые и специалисты ведут споры по поводу целесообразности выбора того или иного варианта. Первый вариант признания выручки от реализации по мере оплаты отгруженной продукции является традиционным для отечествен-ного учета. Он чаще используется организациями еще и потому, что в условиях инфляции и неплатежей как бы гарантирует финансовую возможность расчетов с бюджетом по налогам, поскольку деньги от покупателей зачислены на счета организаций. Однако Грекова З.Н. и Кочурова Л.И. [7, с. 39] считают, что если оценивать выручку по мере поступления платежей, то отдельные предприятия зачастую не спешат выполнить свои обязательства по отгрузке товаров и оказанию услуг, стараясь воспользоваться деньгами в своих интересах. А если вовремя отгружают, то или не ту продукцию, или не в том объеме, или не того качества. В результате у покупателя растет дебиторская задолженность, которая впоследствии ведет к убыткам и возникновению арбитражных споров.
Валебникова Н.В. считает, что внешний пользователь отчетности, анали-зируя баланс предприятия, приказом об учетной политике которого избран способ определения финансового результата от реализации по мере поступления от покупателей оплаты, не сможет определить фактическую сумму задолжен-ности дебиторов, необходимую для оценки его финансового состояния. [5, с.47]
Бровина
Т.М., свидетельствуя в пользу выбора
второго варианта учета реализации
(по отгрузке) утверждает, что из-за
снижения размеров дебиторской задолженности
предприятие, применяющее вариант
учета реализации продукции по оплате,
будет иметь (при прочих равных условиях)
более низкие значения коэффициента
промежуточного покрытия и коэффициента
текущей ликвидности, чем предприятие,
применяющее другой вариант учета
реализации. А оценка финансового
положения предприятия при
Однако, Грекова З.Н. и Кочурова Л.И. считают, что при оценке выручки по мере отгрузки ситуация усложняется тем, что товар отгружен, а деньги на расчетный счет не поступили. Получается, что предприятие рентабельное, но не платежеспособное. К тому же оно еще обязано платить пеню за каждый день просрочки налоговых платежей. [7, с. 41] Далеко не всегда и не от всех дебиторов задолженность бывает получена в полном объеме. Предприятие, в соответствии с Закон Республики Беларусь от 18.04.1994г. № 3321–ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 г., от 26.12.2007г. № 302-З, можно создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты».
Однако, на сегодняшний день такой резерв может создаваться лишь «у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов».
Следовательно, под одну и ту же задолженность при разных методах определения выручки от реализации в одном случае разрешается, а в другом воспрещается создавать за счет финансовых результатов соответствующие резервы. «Очевидно, что во втором случае предписываемый нормативными документа-ми порядок приводит к завышению отражаемой в учете прибыли, что происходит из-за отражения нереальной к получению задолженности как высоколиквидного актива. Таким образом, создается препятствие для реализации принципа осмотрительности, заключающегося в большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных активов и доходов», считает Валебникова Н.В.[5, с.48 ] В то же время «метод определения выручки по отгрузке», по мнению Грековой З.Н. и Кочуровой Л.И. [7, с. 42] имеет ряд существенных недостатков: по налоговому законодательству предоплата влечет за собой применение этого метода определения выручки от реализации и предъявления покупателю расчетных документов. Здесь многое зависит от предприятия, получившего предоплату: оно может задержать отгрузку товаров по различным причинам. Но если даже продукция отгружается своевременно, то у предприятия покупателя все равно проблемы: покупатель вынужден ждать продукцию какое-то время после того, как деньги перечислены на расчетный счет поставщика. И как результат – замедление оборачиваемости оборотных средств, снижение коэффициента покрытия. Имеются проблемы и у предприятия-поставщика. Получив предоплату, оно обязано перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость, не оказав услуг и не выполнив работ по отгрузке товаров. В случае, если покупатель отказывается от товара, поставщик не в состоянии вернуть ему все деньги, т.к. часть из них перечислена в бюджет в виде налогов. Поэтому Грекова З.Н. и Кочурова Л.И. считают, что нельзя платить свои долги и взыскивать чужие по прежней оценке, т.к. их обесценивание ведет к тому, что одни предприятия живут за счет других. Решение данной проблемы эти авторы видят в «…законодательном порядке решения взаимных претензий предприятий с учетом периодически публикуемого коэффициента инфляции». [7, с. 43]