Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:53, курсовая работа
Цель данной работы – изучить сущность государственного регулирования, его формы, методы и инструментарий воздействия на экономику, рассмотреть приоритеты государственного регулирование в условиях финансово-экономического кризиса. Выполнена работа на основе использования метода изучения и анализа научной литературы и метода изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики.
Введение 3
1 Общая характеристика оплаты труда 5
1.1 Заработная плата понятие и сущность 6
1.2 Функции заработной платы, задачи учета труда и заработной платы 7
1.3 Порядок исчисления заработной платы работникам всех категорий, регламентирующий различные формы и системы заработной платы 9
2 Учет труда, расчеты по оплате труда 9
2.1 Оперативный учет личного состава и использование рабочего времени 9
2.2 Учет выработки и документальное оформление заработной платы 10
2.3 Расчет заработной платы и различных доплат, оплата отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам 14
3 Удержания из оплаты за труд 15
3.1 Удержание подоходного налога, отчисления в пенсионный фонд 16
3.2 Удержания по исполнительным листам, возмещение материального ущерба 18
3.3 Удержание за товары, купленные в кредит 20
3.4 Удержание по предоставленным ссудам, займам 22
Заключение 25
Глоссарий 28
Список использованных источников 30
Список сокращений 31
Приложение 32
2 Должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса государственное предпринимательство. Несоблюдение этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
3 Финансовая, кредитная и налоговая политика, проводимая государством, должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности в
обществе.
4 Государственное
вмешательство в рыночные
5 Государственное регулирование имеет особую значимость в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (внешнеторговая деятельность, международная специализация труда, валютные отношения).
Основные направления государственного регулирования следующие:
1 Правовое
обеспечение функционирования
2 Стабилизация
макроэкономических колебаний
3 Регулирование
занятости населения состоит
в поддержании оптимального
4 Регулирование
денежного обращения. Главная
цель регулирования денежного
обращения – борьба с
5 Регулирование платежного баланса. Состояние платежного баланса
отражает уровень развития экономики. Во всех странах с рыночным хозяйством государство осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем торговой политики и участия в международной экономической интеграции.
Государственное регулирование рыночной экономики нацелено на:
- минимизацию
неизбежных негативных
- создание
правовых, финансовых и социальных
предпосылок эффективного
- обеспечение
социальной защиты тех групп
рыночного общества, которые в
конкретной экономической
Носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов выступают субъектами государственного регулирования. Носители хозяйственных интересов: социальные группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по имуществу, по доходам, по видам деятельности, по профессии, по отраслевым и региональным интересам. К ним относятся: наемные рабочие, индивидуальные предприниматели, учителя, адвокаты, пенсионеры. У каждого из этих групп есть свои интересы, которые выражаются, как правило, представителями этих групп путем выступления на митингах, на радио и т.п. Выразители: это объединения, союзы, ассоциации, профсоюзы, которые объединяют этих носителей, а также общественные политические партии. Исполнители хозяйственных интересов – это органы государственной власти.
Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. К ним относятся: экономический цикл; отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены и др.
2.1 Инструменты и методы государственного регулирования экономики, их понятие и классификация
Характерно многообразие методов, форм и инструментов государственного регулирования для современной рыночной экономики. Выбор форм и содержания регулирования экономики является результатом действия многих факторов и предпосылок, важнейшие из которых – эффективность производства и конкурентоспособность экономики.
Изучая теоретическую систематизацию инструментов государственного регулирования, нужно отметить, что все они тесно взаимосвязаны между собой. Инструмент государственного регулирования представляет собой конкретную меру, с помощью которого реализуется государственное регулирование. С точки зрения уровня государственного воздействия все инструменты можно подразделить на инструменты:
- микрорегулирования (например, налоги, трансферты);
- макрорегулирования (например, государственный бюджет);
- интеррегулирования (например, таможенные тарифы).
Более обстоятельно рассмотрим макрорегулирование рыночной экономики, которое осуществляется в интересах общества в целом и предполагает проведение государством в стране определенной экономической и социальной политики. Цели этой политики следующие: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, экономическая свобода, обеспечение нетрудоспособных, стабильный уровень цен, баланс во внешних связях.
Первая
из них – экономический рост,
благодаря которому обеспечиваются
увеличение количества, повышение качества
жизненных благ, а в итоге и
более высокий уровень
Государством решаются две ключевые задачи через полную занятость:
обеспечиваются
работой и возможностью зарабатывать
необходимый доход все
Благодаря
достижению экономической эффективности
все хозяйственные ресурсы
Непременным
условием успешного развития рыночной
экономики является экономическая
свобода. Она предусматривает
Следующая
цель – обеспечение нетрудоспособных
– демонстрирует важнейший
Стабильность
уровня цен – важнейшая задача
социально-экономической
Достижение баланса во внешнеэкономических связях обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, оптимальные пропорции между импортом и экспортом товаров и капиталов, прочность позиций в торговых, финансовых, инвестиционных и других отношениях с зарубежными государствами.
С точки
зрения воздействия государства
на экономические процессы в обществе
экономической теории известны следующие
формы: законодательная (правовая); административно-
В свою очередь форма социально – экономического регулирования
подразделяется на виды регулирования: бюджетно-налоговое; кредитно-денежное; валютное; внешнеторговое.
Каждая из этих форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор определяется не столько экономической материей, сколько политической организацией общества, традициями, целями и задачами, которые решаются тем или иным обществом, его руководством на определенном историческом этапе.
Применяя ту или иную форму воздействия на экономику, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых и осуществляет непосредственное регулирование. При этом необходимо отметить, что каждой из форм присущ свой набор методов, их различные комбинации, которые образуют механизм воздействия государства на экономику. Так, законодательная форма является наивысшей формой воздействия государства на экономику. Она представляет собой совокупность законов и механизмов их принятия и применения, государственных институтов, занимающихся и тем и другим.
На настоящем этапе развития рыночных систем в промышленно развитых странах законодательная форма сочетается с административной и экономической.
Методы государственного регулирования классифицируют по различным критериям. Различают методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, которые основаны не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов (например, налог на добавленную стоимость), величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. Например, государство использует ряд косвенных методов регулирования денежной массы, такие как «государственная регистрация банков» и «амортизационная политика».
В качестве обязательного условия регистрации и получения лицензии во всех странах рыночной экономики коммерческий банк обязан предоставить доказательства наличия у него уставного капитала в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, государство, таким образом, косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией3.
Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы. Ускоренная амортизация дает возможность предприятиям быстро возмещать вложенные в вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производства.
Формы и методы государственного регулирования различны (см. Приложение Б).
2.2 Формы государственного регулирования экономики, их характеристика
Законодательная
(правовая) форма государственного
регулирования экономики
Антимонопольное законодательство предусматривает административные и экономические меры, которые препятствуют монополизации производства и торговли отдельными субъектами. К таким мерам относят: жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов; дезинтеграция сверхкрупных управленческих и
коммерческих структур; поддержка конкуренции; поощрение диверсификации
производства; антимонопольная экспертиза принимаемых законов.
Антимонопольное регулирование является главным условием перехода к
цивилизованным рыночным отношениям.
Очень важна и дефляционная политика, так как современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы.
Дефляционная политика ограничена выбором:
- или
стабилизация совокупного
- или переход к «равновесным», т.е. свободным рыночным ценам, что в условиях инфляции приведет к росту цен;