Учет расходов на оплату труда и их роль в себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Для осуществления поставленной цели в рамках курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:

- определить сущность оплаты труда, порядок ее формирования и принципы законодательного регулирования;

- раскрыть специфику учета оплаты труда в торговой организации;

- показать особенности расходов на оплату труда в налоговом аспекте;

- изучить элементы организации расчетов и учета оплаты труда на исследуемом объекте;

- дать оценку состояния системы внутреннего контроля на предприятии;

- рассмотреть влияние на себестоимость трудовых затрат;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы организации и учета расходов по оплате труда………………………………………………………………………….….6

1.1.Общие понятия, формы и системы оплаты труда……………………………………………....……………………………..6

1.2. Состав расходов на оплату труда……………….………….……………..9

1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по заработной плате …………………………………….……………. …….…….13

1.4 Анализ влияния на себестоимость трудовых затрат……………………18


2. Отражение роли оплаты труда на примере ООО «Торговый Дом Элсвик Северо-Запад»………………………………………………………………… 23

2.1Краткая характеристика предприятия……………………………….……23

2.2Порядок определения составляющих расходов на оплату труда……………………………………………………………………..………24


Заключение……………………………………………………………………..36

Список использованной литературы……………………………………...…..38

Приложения……………………………………………………………..………

Работа содержит 1 файл

учет расходов на оплату труда, их роль в себестоимости.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     1.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

     2. Кодекс законов о труде РФ;

     3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая, гл. 23,24,25);

     4. Семейный кодекс РФ (в редакции  Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-Ф3);

     5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

     1.2 Состав расходов на оплату  труда

     В современных экономических условиях к числу основных задач любой коммерческой организации относится: максимизация прибыли, оптимизация расходов, обеспечение финансовой устойчивости и создание эффективного механизма управления.

     Для работодателя расходы на оплату труда  представлены в форме заработной платы, которая является составной частью расходов на персонал. Работодатель в процессе финансово-хозяйственной деятельности несет ряд издержек, которые не относятся ни к оплате труда, ни к выплатам социального характера, но связаны с занятым на предприятии персоналом. Эти расходы диктуются законодательством, практикой деятельности предприятий и вынужденно или добровольно осуществляются работодателем. Такими расходами являются: Единый социальный налог, расходы по поиску и подбору персонала, страхование работников и другие материальные выгоды, получаемые работником за счет работодателя.

     Следовательно, расходы работодателя на персонал структурно неоднородны, по-разному связаны  с производственной и финансовой деятельностью организации.

     Фонд  оплаты труда выражает суммарные расходы предприятия на оплату труда работников. Особенность формирования средств на оплату труда и социальные выплаты в современных условиях состоит в том, что предприятия самостоятельно устанавливают размер данного фонда, учитывая состояние рынка, необходимость обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности продукции и другие факторы. Определяются эти средства, исходя из количества персонала, работающего по найму, условий их оплаты в соответствии с законодательством, коллективными и трудовыми договорами и результатами труда работающих по найму работников.

     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

     Согласно  п.2 ПБУ 10/99 расходами организации  признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Затраты на оплату труда относятся к расходам по обычным видам деятельности и устанавливаются организацией самостоятельно.

     В зависимости от направления расходов суммы начисленной работникам заработной платы и иных выплат классифицируются на:

     1.Выплаты, относимые на фактическую себестоимость приобретаемых активов. Например, в соответствии с ПБУ 6/01, 5/01 основные средства, материально-производственные запасы, приобретаемые организацией, должны приниматься к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью основных средств, приобретаемых за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение.

     Суммы начисленной оплаты труда работников общепроизводственного и общехозяйственного назначения не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением.

     2.Выплаты,  подлежащие включению в себестоимость  произведенной продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) в соответствии  с требованиями 25 главы Налогового кодекса РФ. Перечень данных выплат приведен в ст. 270 НК РФ.

     3.Выплаты,  произведенные за счет собственных  средств работодателя.

     4.Выплаты,  распределяемые по другим направлениям  затрат. К числу таких выплат  можно отнести расходы, связанные с выбытием основных средств в части сумм оплаты труда, начисленной работникам, занятых их демонтажом и реализацией, и единого социального налога [10].

     Заработная  плата работников состоит из двух основных частей: постоянной и переменной. Постоянная часть представляет собой базовый оклад работников, который регламентируется запланированным фондом заработной платы, а переменная часть представляет собой доплату, размер которой зависит от общей эффективности работы (прибыли) всего предприятия.

     По  своему составу расходы по оплате труда можно подразделить на следующие  виды:

     - базовый оклад;

     - премии;

     - отпускные;

     - компенсационные выплаты;

     - Единый социальный налог.

     Следует отметить, что изменениями в законодательстве у организации появилась возможность группировать затраты в системе финансового учета для целей управления по следующим направлениям:

  1. по элементам и статьям затрат;
  2. по полной себестоимости отдельных видов продукции;
  3. по местам возникновения затрат.

     Кроме того, есть возможность составить отчетность в целях налогообложения. Но все изменения в Плане счетов коснулись лишь учета затрат и формирования себестоимости для производственных предприятий. Комментарии по ведению управленческого учета в Единой системе счетов для сферы обращения отсутствуют. Но проблема состоит не в том, что торговля не производит продукта (продуктом выступают торговые услуги), а в том, что торговля имеет свою специфику, которую необходимо учитывать.

     Следует обратить внимание, что положения  Плана счетов и ПБУ 10/99 применимы исключительно для целей бухгалтерского учета, а для целей налогообложения необходимо исходить из требований гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Классификация расходов, используемая для целей налогового учета, не совпадает с классификацией расходов, используемых для целей финансового учета. Поэтому изучение специфики расходов на оплату труда в налоговом аспекте нуждается в специальном рассмотрении [3,12].

     1.3  Синтетический и аналитический  учет расчетов с персоналом  по заработной плате

     Аналитический учет расчетов по оплате труда и  начислению заработной платы осуществляется по следующим основным направлениям:

     - по каждому ра6отнику независимо от времени его работы на предприятии;

     - по видам начислений;

     - по источникам выплат;

     - по структурным подразделениям;

     - по видам выпускаемой продукции,  оказываемых услуг, выполняемых  работ.

     На  рабочем месте расчетчика основным направлением аналитического учета  является организация учета начислении по каждому конкретному работнику.

     В настоящее время на предприятиях и в организациях используются три варианта организации такого аналитического учета: по расчетно-платежным ведомостям, раздельно по расчетным и платежным ведомостям  и по составленным машинным способом листкам "расчет заработной платы" (начислено, удержано и к выдаче) на основании которых заполняется платежная ведомость для выдачи заработной платы.                    

     Первые  два варианта используются в условиях ручной обработки документации, а  последний - в условиях автоматизации  учета.

     В соответствии с действующим ТКРФ заработная плата может выдаваться работающим один или два раза в месяц, в сроки, установленные в коллективном договоре.

     Если  заработная плата выдается два раза в месяц, то за его первую половину либо выдается аванс, либо делается полный расчет. Чаще выдается аванс. Размеры аванса и сроки его выдачи устанавливаются в коллективном договоре. Аванс устанавливается в процентном отношении к окладу или средней заработной плате за предыдущий период. Сумма аванса не должна быть больше фактически заработанной  за  соответствующий  период.  Обычно  аванс устанавливается на уровне 40% oт месячного заработка, учитывая, что удержания составляют примерно 10 процентов от начисленной суммы.

     В настоящее время чаще всего применяется  порядок, при котором заработная плата начисляется и выдается один раз в месяц.

     После поступления документов, в бухгалтерию, производится их группировка с целью  определения общего месячного заработка  каждого работника и общего фонда  заработной платы по предприятию  в целом и по категориям работающих.

     Основным  сводным документом по исчислению заработной платы является расчетная ведомость (расчетный Лист - та же расчетная  ведомость только на одного человека). Основанием для составления расчетной  ведомости служат следующие первичные документы:

     - накопительные карточки заработной  платы. 

     - справки-расчеты на отдельные  виды доплат, сумм дополнительной  заработной платы и пособий  по временной нетрудоспособности;

     - исполнительные листы и заявления  работников на различные вычеты  и удержания из заработной платы;                   

     - платежные ведомости или расходные  кассовые ордера на выданные  авансы.

       В платежной ведомости содержатся  только показатели, связанные с  выдачей заработной платы на  руки: табельный номер, Ф.И.0., сумма к выдаче, расписка в получении.

     Работники получают заработную плату либо в  кассе предприятия, либо в отделении  банка, в котором открыт их личный счет.

     Для выплаты заработной платы из кассы  установлены жесткие сроки - три  дня с момента получения наличных денежных средств в учреждении банка. В эти дни разрешается хранить наличность в кассе сверх установленного лимита.

     Выдается  заработная плата только через кассу. При децентрализации выплаты  заработной платы кассир ведет специальную  книгу регистрации платежных  ведомостей и сумм, выданных наличными.

     Если  заработная плата не получена в установленные  сроки, то в платежной ведомости  против Ф.И.0. работника специальным  штампом или от руки делается отметка '"депонировано", а не выданные суммы называются депонентскими.

     На  лицевой стороне платежной ведомости кассир делает запись о ее закрытии. При этом указываются суммы, выданной наличными и депонированной заработной платы.

     На  депонентские суммы составляется реестр не выданной заработной платы.

     Закрытая  платежная ведомость и реестр не выданной заработной платы передаются кассиром в бухгалтерию. После их проверки бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер на сумму выданной заработной платы, оформляет и передает его в кассу для составления отчета кассира.

     Вся, не выданная в указанные сроки, заработная плата подлежит возврату на расчетный счет предприятия. При этом в объявлении на взнос наличными указывается, что это депонированные суммы. Эти суммы банк не может направлять на погашение задолженности предприятия или на прочие выплаты, и обязан выдать их по первому требованию предприятия.

     В бухгалтерии предприятия учет депонентских сумм ведется в Книге учета  депонированных сумм. Книга открывается  на год. Сумма задолженности по невиданной заработной плате числится в учете  в течение трех лет. По истечении этого срока сумма списывается в состав балансовой прибыли, как прибыль от внереализационных операций. Возможно, организовать учет депонированной заработной платы и на основании реестров не выданной заработной платы, в которых предусмотрены для этого соответствующие графы.

Информация о работе Учет расходов на оплату труда и их роль в себестоимости