Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:15, дипломная работа
Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Основные виды расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации
1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.6 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма-М»
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.4. Отражение расчетов с заказчиками в финансовой отчетности ООО «Агма-М»
Глава 3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма - М»
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений
Отчетный документ аудитора
Заключение
Список литературы
Приложения
В течение пяти лет с момента списания сумма списанной задолженности учитывается за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Как и все российские организации, ООО «Агма-М» в обязательном порядке заполняет форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», в которой отражается информация по задолженности. Форма № 5 содержит раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность», в рамках которого подлежит раскрытию сальдо дебиторской и кредиторской задолженности с расшифровкой по сроку возникновения, а также по видам расчетов. В общем случае, поскольку в активе баланса дебиторская задолженность показывается за минусом резерва по сомнительным долгам, то и расшифровка в форме 5 приводится за минусом этого резерва.
Так, краткосрочная дебиторская задолженность на начало и на конец периода раскрывается в строке 610, в строках 611 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 612 «Авансы выданные» и т.д. раскрывается краткосрочная дебиторская задолженность по видам. Данные берутся со счетов 62, 76, 60.
Долгосрочная дебиторская задолженность на начало и на конец периода отражается в строке 620. Расшифровываться по видам она может аналогично краткосрочной в строках 621, 622 и т.д. В ООО «Агма-М» долгосрочная дебиторская задолженность отсутствует.
Отметим, что нумерация строк строго не регламентирована и может различаться у разных предприятий. В данном случае приводится нумерация строк, принятая ООО «Агма-М».
По сравнению с прошлым годом дебиторская задолженность возросла на 11 743 тыс. руб. причиной этого служат возросшие задержки платежей со стороны контрагентов в связи с непростой экономической ситуацией.
Итак, в данном разделе было рассмотрено отражение дебиторской задолженности ООО «Агма-М» в финансовой отчетности. В отчетности дебиторская задолженность фигурируют в активе баланса (форма 1) и в форме 5 (приложение к балансу).
Глава 3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма - М»
Начальным этапом проведения аудиторской проверки является планирование аудита. Этот этап, как правило, завершается написанием письма-обязательства и заключением договора.
Письмо-обязательство готовится аудиторской фирмой и выражает согласие на проведение проверки. Для разовых (единовременных) проверок письмо-обязательство обычно является офертой. Обычно такое письмо предшествует заключению договора. В письме-обязательстве формулируются условия проведения аудита.
При долгосрочном договоре о целях и масштабах аудита письмо-обязательство составляется только при возникновении новых обстоятельств в отношениях субъектов аудиторской деятельности.
Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью будущего клиента и принятия решения о возможности оказания услуг. Подготовка договора включает определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, необходимости привлечения сторонних консультантов и экспертов, специалистов по оценке и т.д.
Договор может носить разовый (единовременная проверка) или долгосрочный (ежегодный аудит) характер. При повторном соглашении об оказании услуг условия договора могут пересматриваться, что должно быть оформлено письменно. Предметом долгосрочного договора может выступать одновременно проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг. Долгосрочное соглашение обычно является рамочным, стоимость каждого конкретного этапа работ может быть сформулирована в дополнительном соглашении. В таком случае, порядок определения стоимости обычно прописывается в самом договоре. Оплата услуг обычно проводится поэтапно.
Существенные условия договора включают:
Ø предмет договора
Ø условия оказания аудиторских услуг
Ø права и обязанности сторон
Ø стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг
Ø ответственность сторон и порядок разрешения споров
Обычно в договоре четко прописываются сроки предоставления заключения. Для многих клиентов критично, чтобы отчетность была проверена до ее официального опубликования, с тем чтобы компания могла своевременно внести исправления в отчетность. В России большинство аудиторских проверок проходит в феврале.
Для крупных компаний часто аудит разбивается на этапы. Сначала аудируется отчетность за 9 месяцев (аудиторы выезжают к клиенту в ноябре-декабре), а в феврале уже проверяются данные последнего квартала и проводятся заключительные тесты и процедуры. Такая организация работы позволяет аудиторским фирмам более эффективно использовать свои кадровые ресурсы, а клиентам – снизить нагрузку на бухгалтерскую службу в отчетный период. Разумеется, такой порядок аудита и конкретные сроки выезда к клиенту также оговариваются в договоре.
Как правило, компании заказывают аудит только тогда, когда он является обязательным. Но существуют и определенные предпосылки, которые ведут к проведению инициативного аудита. Это может быть требование инвестора, кредитора или собственника, выявление случаев мошенничества, ненадлежащее ведение учета, значительные суммы претензий со стороны налоговых органов и т.д.
На этапе планирования в аудите расчетов с покупателями и заказчиками, как правило, можно выделить следующие процедуры:
Ø Определение источников аудиторской информации
Ø Анализ контрольной среды в части расчетов с покупателями и заказчиками
Ø Анализ состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
Ø Оценку аудиторского риска, уровня существенности и трудоемкости
Ø Анализ возможных нарушений
Источниками аудиторской информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками могут являться различные документы, а именно:
Ø Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Ø Учетная политика для целей налогообложения
Ø Рабочий план счетов организации
Ø Бухгалтерский баланс (стр. 230, 240, 940)
Ø Форма 5
Ø Пояснительная записка
Ø Оборотно-сальдовая ведомость/ главная книга
Ø Регистры бухгалтерского учета по счетам 62, 60 и др.
Ø Договоры на реализацию и относящаяся к ним документация (счета-фактуры, акты приемки-передачи, счета, спецификации, платежные поручения и т.п.)
Ø Результаты предыдущей аудиторской проверки (если имеются)
Ø Результаты налоговых проверок (если таковые имели место)
Ø Результаты внутреннего аудита (если таковой проводится)
Ø Акты сверки с контрагентами по расчетам
Ø Результаты инвентаризации расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности
Анализ контрольной среды будет рассмотрен ниже в соответствующем разделе.
Для оценки состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками необходимо изучить учетную политику, иную внутреннюю документацию и проверить, отражены ли в ней следующие вопросы:
Ø методы учета при использовании неденежных форм расчетов
Ø наличие и действие распорядительных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками, соблюдение сроков внутренней отчетности и порядка документооборота
Ø форма учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная)
Кроме того, целесообразно провести анализ состава, характера, сумм операций в отчетном периоде, сравнить показатели отчетности текущего периода с аналогичными показателями предыдущего периода, проанализировать динамику изменений.
Такой анализ помогает проверить выполнение ряда предпосылок формирования отчетности. При первоначальном аудите такого рода процедуры также способствуют лучшему пониманию бизнеса клиента. Резкий рост или сокращение дебиторской задолженности должны быть экономически обоснованы (изменением объема операций, условий платежей и т.п.).
Аудитору также необходимо посмотреть, ведется ли аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками, а также какие программные продукты используются для ведения учета (бухгалтерские программы, складские программы, ручной учет и т.п.). При ошибках в программах (и тем более при ручном учете) возможно нарушение предпосылки «точное измерение» (например, при ошибочном отнесении операции не к тому периоду).
В ООО «Агма-М», как уже отмечалось ранее, бухгалтерский учет ведется при помощи программы «Бухсофт: Предприятие», основанной на журнально-ордерной системе учета. Автоматизированный способ учета исключает арифметические и некоторые другие ошибки 9например, неверную корреспонденцию счетов), но риск методологических ошибок при этом сохраняется.
Оценка аудиторского риска осуществляется в соответствии со стандартами аудита и включает в себя:
Ø оценку неотъемлемого риска
Ø оценку контрольного риска
Ø оценку риска необнаружения
Неотъемлемый риск означает подверженность финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента искажениям. Неотъемлемый риск определяется аудитором субъективно и отражает вероятность появления существенных искажений в регистре бухгалтерского учета (в нашем случае это счета 62, 60, а также регистры счетов, корреспондирующих с ними) или статье отчетности (стр. 230, 240 формы 1, а также раскрытия в форме 5 и пояснительной записке) до их выявления системой внутреннего контроля (или при допущении, что внутренний контроль отсутствует).
Контрольный риск характеризует степень вероятности того, что искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности не будет предотвращено или своевременно выявлено и скорректировано посредством системы внутреннего контроля.
На основе оцененных неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля оценивается риск необнаружения, который зависит от профессионального суждения аудиторов и состава и объема осуществляемых ими аудиторских процедур.
Разные значения риска необнаружения влияют на размеры аудиторской выборки, а также выбор аудиторских процедур.
Исходя из опросного листа (см. таблицу 6), неотъемлемый риск для ООО «Агма-М» следует определить как средний, так как есть риск совершения бухгалтером непреднамеренных ошибок, поскольку в должностной инструкции порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, документооборота по ним, порядок предоставления внутренней отчетности четко не прописан. Регулярный анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения не проводится.
Контрольный риск следует определить как средний, так как на предприятии существует система внутреннего контроля. Слабость данной системы в том, что контроль осуществляется нерегулярно (четкого графика нет) и не документируется.
На основании оценки неотъемлемого и контрольного рисков, риск необнаружения следует признать средним.
Возможные нарушения при учете расчетов с покупателями и заказчиками представлены ниже.
Ø В учете числится дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности
Ø Сальдо по счетам не соответствует суммам в отчетности
Ø Данные аналитического учета не соответствуют данным синтетического учета
Ø Операции проведены не в том периоде, к которому они фактически относятся
Уровень существенности рассчитывается аудитором на основании данных отчетности. Несмотря на то, что в стандартах приводится примерная методика расчета уровня существенности, отправной точкой является профессиональное суждение аудитора. Для ООО «Агма-М» примем уровень существенности равный 5% от среднего показателя дебиторской задолженности за период, поскольку это самая крупная статья активов. Использовать для расчета существенности выручку в данном отчетном периоде нецелесообразно, поскольку ввиду сложной экономической ситуации выручка заметно сократилась, и использование ее в расчетах может привести к неоправданному занижению уровня существенности. Расчетный показатель существенности равен 2 028 тыс. руб.
Трудоемкость аудиторской проверки может рассчитываться на основании следующих показателей:
Ø суммарного выражения показателей отчетности
Ø количества операций
Ø наличия особых видов операций (импорт, экспорт, вексельные схемы и т.п.)
Ø системы учета
Ø программного обеспечения учета
Ø первый аудит или нет
Ø аудиторских рисков
Ø наличия в отчетном периоде реорганизации (слияния, поглощения, выделения и т.п.)
Могут учитываться и иные факторы на усмотрение аудиторской организации.
При расчете трудоемкости аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Агма-М» принимались во внимание следующие факторы:
Таблица 5. Определение трудоемкости проверки расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»
Наименование фактора | Описание | Повышает трудоемкость | Понижает трудоемкость |
Количество операций | Менее 50 в месяц |
| + |
Наличие особых видов операций | Вексельные расчеты | + |
|
Система учета | Автоматизированная, с возможностью выгрузок в EXCEL |
| + |
Анализ результатов прошлых проверок | Нет истории проверок | + |
|
Аудиторские риски | Средние |
| + |
Организация документооборота, квалификация персонала | Нет утвержденного графика документооборота. Квалификация персонала средняя | + |
|
Реорганизация (слияние, выделение) в отчетном периоде | Не имели места |
| + |
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками