Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:15, дипломная работа
Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Основные виды расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации
1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.6 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма-М»
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.4. Отражение расчетов с заказчиками в финансовой отчетности ООО «Агма-М»
Глава 3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма - М»
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений
Отчетный документ аудитора
Заключение
Список литературы
Приложения
Согласно закону «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о ее достоверности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная законом «О бухгалтерском учете».
Аудиторская деятельность может осуществляться аудиторской фирмой или частным аудитором и представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.
Целью аудита расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской задолженности. Следовательно, основной задачей аудита расчетов с покупателями и заказчиками является получение доказательств правильности отражения такого рода операций в учете и отчетности.
Типовая аудиторская проверка подразделяется на три основных этапа.
1. Подготовительный этап (этап планирования)
На данном этапе аудитор знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. При этом принимаются во внимание отрасль, сфера деятельности, экономические, финансовые и иные риски, свойственные данной компании. Аудитор проводит предварительный анализ системы внутреннего контроля, структурный и динамический анализ отчетности.
На этом же этапе определяется величина аудиторского риска, рассчитывается уровень существенности, а также трудоемкость проверки. Данные расчеты базируются на результатах анализа указанных выше внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица. Когда определена величина аудиторского риска и уровень существенности, разрабатывается программа аудита. В аудиторских фирмах, как правило, имеется набор типовых аудиторских программ для проверки всех статей отчетности. Программы могут адаптироваться для конкретного предприятия. Также при разработке аудиторских программ могут приниматься во внимание результаты предшествующих проверок.
2. Основной этап
На этой стадии аудиторской проверки производится сбор аудиторских доказательств, который состоит из двух основных блоков:
Ø тестирование средств контроля
Ø проведение процедур по существу
3. Завершающий этап
На данном этапе производится обобщение и систематизация аудиторских доказательств. Перечень выявленных нарушений предоставляется руководству аудируемого лица с предложением внести соответствующие изменения в учет и отчетность. Процесс аудита завершается выдачей аудиторского заключения.
На этапе планирования аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками обычно производится анализ договоров с целью их соответствия требованиям ГК и РФ и внутренним правилам компании (наличие всех необходимых подписей, виз и т.п.). Такой анализ позволяет оценить риск претензий со стороны контролирующих органов, например, исков о признании соответствующих сделок недействительными или ничтожными. Также на ознакомительном этапе проверяется наличие необходимых лицензий, если проверяемый вид деятельности подлежит лицензированию. Кроме того, целесообразно оценить динамику показателя дебиторской задолженности. А также изменение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.
На основном этапе оценивается построение и эффективность системы контроля расчетов с покупателями и заказчиками. Методами контроля могут являться разделение полномочий между сотрудниками, периодические проверки руководством, авторизация расчетных документов, мониторинг и т.д. В качестве процедур по существу обычно выступают проверка тождественности данных учета и отчетности, проверка правильности отнесения операций к конкретному периоду, анализ результатов инвентаризаций расчетов, правильность отражения курсовых разниц при совершении валютных операций, проверка балансов дебиторов путем запросов или анализа актов сверки, полнота и корректность раскрытия информации о расчетах с покупателями и заказчиками в отчетности и пояснительной записке. Особое внимание уделяется просроченной дебиторской задолженности и правильности создания и использования резерва по сомнительным долгам (если таковой создается).
На заключительном этапе составляется список выявленных нарушений в части расчетов с покупателями и заказчиками со ссылками на соответствующие нормативные акты, а также варианты устранения этих нарушений. В случае если клиент принимает все предложенные исправления или сумма нарушений нематериальна, то выдается чистое аудиторское заключение.
Типовыми ошибками при учете расчетов являются:
Ø неправильное оформление первичных документов на отгрузку
Ø отражение операций не в том периоде, к которому они относятся
Ø неправильный учет расчетов по договорам мены
Ø неправильный зачет авансов
Ø отражение в активах дебиторской задолженности, подлежащей списанию
Ø неправильное отражение в учете расчетов по векселям
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками, цели, задачи, основные этапы проверки, а также приведен краткий перечень типовых ошибок в учете указанных операций.
1.5. Нормативное регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками
При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками проверяющему необходимо руководствоваться:
Ø стандартами аудиторской деятельности
Ø иными нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность
Ø нормативными актами, регулирующими порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками
В Российской Федерации действуют 34 стандарта аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (последняя редакция от 19.11.2008). Стандарт №15 утратил силу в 2008 году. Данными стандартами определяются цель, принципы, объем и общая методология аудита.
На этапе планирования наибольшее значение имеют следующие стандарты:
Ø Стандарт № 1. Цель и основные принципы аудита
Ø Стандарт № 3. Планирование аудита
Ø Стандарт № 4. Существенность в аудите
Ø Стандарт № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
Ø Стандарт №11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
Ø Стандарт №12. Согласование условий проведения аудита
Ø Стандарт № 20. Аналитические процедуры
На основном этапе аудитор в наибольшей степени руководствуется следующими стандартами:
Ø Стандарт №2. Документирование аудита
Ø Стандарт №5. Аудиторские доказательства
Ø Стандарт №9. Связанные стороны
Ø Стандарт №10. События после отчетной даты
Ø Стандарт №13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
Ø Стандарт №14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита
Ø Стандарт №16. Аудиторская выборка
Ø Стандарт №17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
Ø Стандарт №18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
Ø Стандарт №19. Особенности первой проверки аудируемого лица
Ø Стандарт № 28. Использование результатов работы другого аудитора
Ø Стандарт №29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
Ø Стандарт №32. Использование аудитором результатов работы эксперта
На заключительном этапе аудита наиболее важны следующие стандарты:
Ø Стандарт №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
Ø Стандарт №7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Ø Стандарт №22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Ø Стандарт №23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
Помимо стандартов аудиторской деятельности существует ряд иных нормативных актов, регулирующих аудит и аудиторскую деятельность. Наиболее важными среди них являются:
Ø Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Ø Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности»
Ø Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №80 (ред. от 31.03.2009) «Об утверждении Положения о лицензировании аудиторской деятельности»
Существование одновременно двух законов об аудиторской деятельности объясняется тем, что новый закон №307 вступил в силу частично, некоторые его положения будут применяться с 2010 года, некоторые с 2011. Закон №119, напротив, частично утратил силу, но некоторые его положения еще действуют (до полного вступления в силу ФЗ №307). В основном эти положения касаются аттестации аудиторов. Таким образом, в до 01.01.2011 одновременно действуют два закона «Об аудиторской деятельности».
Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 01.01.2010 в соответствии с п.5.2 ст.18 ФЗ от 08.08.2001№ 128 (ред. от 25.11.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако, как уже упоминалось выше, для аудиторов и аудиторских фирм стало обязательным членство в саморегулируемых организациях.
Помимо стандартов аудиторской деятельности и законов об аудите, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками аудиторы обязаны руководствоваться иными нормативными актами, регулирующими вопросы учета данных операций и отражения их в отчетности. Примерный перечень таких нормативных актов был приведен выше (см. § 1.3).
Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками могут быть представлены в виде таблицы [2.57, с.39].
Таблица 1.Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками
№ | Критерии классификации | Виды аудита |
1 | По отношению к пользователям информации | 1. Внешний 2. Внутренний |
2 | По отношению к нормативным требованиям | 1. Обязательный 2. Инициативный |
3 | По объектам аудита | 1. Банковский 2. Аудит страховых организаций 3. Аудит бирж, инвестиционных 4. институтов и внебюджетных фондов 5. Общий |
4 | По назначению | 1. Аудит финансовой отчетности 2. Налоговый 3. Аудит на соответствие требованиям 4. Ценовой 5. Управленческий аудит 6. Аудит хозяйственной деятельности 7. Специальный (операционный и др.) |
5 | По времени осуществления | 1. Первоначальный 2. Повторяющийся 3. Оперативный |
6 | По характеру проверки | 1. Подтверждающий 2. Системно-ориентированный 3. Аудит, базирующийся на риске |
Внешний аудит проводится независимыми аудиторами, а внутренний аудит - штатным сотрудником или специализированным подразделением внутри самой компании. Внутренние аудиторы отчитываются перед руководством, которое само определяет цели, методы, сроки и иные параметры проверки.
Аудит, проводимый по инициативе компании считается инициативным (добровольным), цели, характер и масштабы такой проверки определяет заказчик.
Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательному аудиту подлежат, в частности, банки, страховые компании, открытые акционерные общества, компании, выручка которых превышает законодательно установленные лимиты.
Па объектам аудита различают общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций и др. На все эти виды аудита аудитору необходимо иметь соответствующие аттестаты. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками обычно проводится в рамках общего аудита.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку независимыми аудиторами отчетности компании на соответствие стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Такого рода аудит ориентирован в основном на внешних пользователей, и его результаты обычно публикуются.
Налоговый аудит представляет собой проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики и требований налогового законодательства.
Аудит на соответствие требованиям представляет собой анализ деятельности компании в целях определения ее соответствия нормам, правилам, техническим регламентам, законам. Такой аудит может быть как внешним, так и внутренним. Обычно он является составной частью аудита финансовой отчетности или специального аудита.
Ценовой аудит представляет собой проверку обоснованности установления цены на заказ, поставку и т.д. Ценовой аудит может проводиться при проверке обоснованности бюджетных расходов и субсидий, а также при проверке трансфертного ценообразования.
Управленческий (производственный) аудит проводится с целью анализа и оптимизации менеджмента организации, повышения производительности труда и эффективности технологических процессов. Такой аудит может осуществляться независимыми аудиторами как разновидность консультационных услуг.
Аудит хозяйственной деятельности часто выступает как вид управленческого аудита и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей, например, для оценки эффективности управления. Как правило, это внутренний аудит.
Специальный аудит представляет собой проверку отдельных аспектов деятельности организации. В случае с покупателями и заказчиками это может быть проверка состояния дебиторской задолженности с целью выявления «плохих долгов» и оценки реальной стоимости активов.
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками