Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Основные виды расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации
1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.6 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма-М»
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.4. Отражение расчетов с заказчиками в финансовой отчетности ООО «Агма-М»
Глава 3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма - М»
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений
Отчетный документ аудитора
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом пример.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

Грузы, по которым последовал полный отказ от акцепта, обычно поступают на временное ответственное хранение к покупателю. По соглашению сторон такие грузы могут быть в дальнейшем возвращены поставщику, приняты покупателем со скидкой, переданы третьей стороне и т.д.

При аккредитивной форме расчетов банк по заявлению своего клиента - покупателя дает поручение банку поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товары на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на специальном счете. В дальнейшем за счет депонированной суммы осуществляются выплаты поставщику при получении извещений банка последнего.

Аккредитив может выставляться как за счет собственных средств покупателя, так и за счет ссуды банка. Аккредитивная форма расчетов активно применяется во внешнеторговых операциях. Кроме того, она используется при расчетах между поставщиком и покупателем, когда еще не наработана положительная история сделок и контрагенты предпочитают подстраховаться, не слишком хорошо зная друг друга.

При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и комплекта предусмотренных контрактом документов, подтверждающих отгрузку товаров. В данной форме расчетных отношений участвуют четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. Таким образом, аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку продавца оплатить расчетные документы.

В тех случаях, когда продавец сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и не соглашается на предоплату, аккредитивная форма расчетов может стать оптимальным способом соблюдения интересов обеих сторон.

Аккредитивная форма расчетов является достаточно дорогой. В составе затрат по аккредитиву следует учитывать не только комиссию банка, но также и упущенную выгоду от отвлечения оборотных средств покупателей. Следовательно, целесообразно применение данной формы расчетов только в случае, когда финансовые риски велики и вероятные потери превышают затраты по использованию аккредитива.

Наиболее распространенной формой проведения безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и иным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

В настоящее время для осуществления безналичных расчетов все чаще используются расчетные чеки. Расчетный чек представляет собой составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) выплатить определенную сумму получателю (чекодержателю).

Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Сначала заключается договор купли-продажи, в котором указывается, что расчеты производятся посредством чеков. Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя оплачивает чек за счет депонированных ранее сумм.

В последние годы в практике расчетных и кредитно-денежных отношений укрепились позиции векселя. Вексель является все чаще используется

Ø для оформления товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки платежа

Ø в качестве залога для получения банковского кредита или займа

Ø как средство обеспечения обязательств третьих лиц

С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке, т.е. в обязательство заемного типа. В векселе могут быть указаны следующие сроки платежа:

Ø в момент предъявления векселя

Ø через некоторое время после предъявления векселя

Ø через определенный срок после составления векселя

Ø конкретная дата

Проценты могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате сразу по предъявлении или через определенное время после предъявления. Если в векселе срок платежа определен конкретной датой, то по такому векселю проценты не начисляются.

Держатель векселя, срок платежа, по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски при этом переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки в этом. Если должник оплатил вексель в срок, он освобождается от обязательства.

Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят фиксированными суммами в установленные соглашением сроки. Поставщик и покупатель регулярно контролируют соответствие платежей фактическому объему поставок. По результатам сверки делается перерасчет.

 

1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками

Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по РСБУ осуществляется на четырех уровнях.

Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 N 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».

Второй уровень представлен нормативными актами, изданными министерством финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом, согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:

Ø Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Ø ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

Ø ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

Ø ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Ø ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими указаниями и инструкциями по ведению бухгалтерского учета. Примерами нормативных актов данного уровня являются:

Ø План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению

Ø Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС

Ø Письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»

Ø Письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»

Ø Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ»

Некоторые авторы объединяют второй и третий уровень нормативного регулирования в один, однако, мне представляется, что их разделение более логично и юридически правильно.

Четвертый уровень нормативного регулирования составляют рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. В первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и др.

Необходимо учитывать, что в случае осуществления компанией внешнеторговых операций список нормативных актов может быть существенно расширен. Так, необходимо принимать во внимание наличие (реже – отсутствие) межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также постановлений правительства о порядке импорта (экспорта) отдельных видов товаров. В качестве примера можно привести следующие нормативные акты:

Ø Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»

Ø Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»

Ø Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки» и др.

Таким образом, по юридической силе нормативные акты, регулирующие учет расчетов с покупателями и заказчиками, распределяются по четырем уровням. Эти уровни нормативного регулирования представлены законами, ПБУ, методическими рекомендациями и указаниями по ведению учета и, наконец, внутренними документами компании. При осуществлении внешнеторговой деятельности необходимо руководствоваться межправительственными соглашениями и иными международными актами, такими как, например, Венская конвенция по купле-продаже товаров (1980 г.).

 

1.4 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками

В настоящее время в РФ действуют два закона об аудиторской деятельности:

Ø Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 24.12.2008

Ø Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности» от 13.07.2001

Новый закон №307-ФЗ полностью вступил в силу с 01.01.2010. Вместе с тем до 2011 года будут действовать отдельные положения закона №119-ФЗ, касающиеся аттестации аудиторов.

Новый закон содержит большое количество новелл. В частности изменения коснулись понятия сопутствующих аудиту услуг. Теперь их перечень устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Что касается восстановления и ведения бухгалтерского учета, налогового консультирования, оценочной деятельности, анализа финансово-хозяйственной деятельности компаний, обучения и других услуг, поименованных в пункте 6 статьи 1 закона № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», то они перешли в разряд прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг. Тем не менее, данные функции остались в компетенции аудиторов.

Кроме того, частично изменились условия проведения обязательного аудита. Теперь обязательный аудит проводится в компаниях, у которых объем выручки за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб.

Аудиторскую деятельность могут вести и аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы. Новый закон этому не препятствует.

Однако обязательный аудит некоторых видов организаций, а также аудит консолидированной отчетности проводят только аудиторские компании.

Лицензирование аудиторской деятельности заменено обязательным членством в саморегулируемых организациях аудиторов. Иными словами, с 1 января 2010 года продолжать свою деятельность могут лишь те аудиторские компании и индивидуальные аудиторы, которые состоят в какой-либо саморегулируемой организации аудиторов.

Изменился также порядок аттестации аудиторов. С 1 января 2011 года вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который предоставляет право проверять отчетность предприятий без ограничений по отраслевому критерию. Кроме того, изменились квалификационные требования к претендентам на получение аттестатов.

Отдельные положения закона №307 вступят в силу с 01.01.2011, тогда предыдущий закон №119 окончательно утратит силу.

Помимо нового закона «Об аудиторской деятельности» Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 введен новый стандарт аудиторской деятельности, качающийся системы контроля качества аудиторских услуг. Согласно новому стандарту, каждая аудиторская фирма обязана внедрить у себя такую систему. Контроль качества услуг должен четко документироваться и осуществляться по нескольким направлениям (этические требования, решение о принятии клиента на обслуживание, выполнение задания и д.р.). Подробнее стандарты аудиторской деятельности рассмотрены в п. 1.5.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками