Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: s*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: изучение порядка ведения операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками и рассмотрение отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с покупателями и заказчиками в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок учета.
Для выполнения этой работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить и дать характеристику нормативно-правовому обеспечению учета расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить порядок документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить и критически оценить опыт организации и ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками на исследуемом предприятии;

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
2. Нормативное регулирование и регламентное обеспечение учета
расчетов с покупателями и заказчиками
8
3. Документальное отражение операций по учету расчетов
с покупателями и заказчиками

15
4. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями
и заказчиками
24
5. Техника обработки данных по учету расчетов с покупателями
и заказчиками на ПК
30
Заключение 40
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Учет расчетов с покупателями и заказчиками товаров и работ.doc

— 588.50 Кб (Скачать)

     В качестве сторон договора могут выступать как физические, так и юридические лица. При этом непременным условием является свобода в заключении договора. Граждане и юридические лица вступают в договорные отношения своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Это позволяет обеспечить нормальное функционирование гражданского оборота, необходимыми условиями которого являются равноправие его участников.

     Условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.

     Основные  цели заключения договора:

     • юридически закрепить отношения  между партнерами, т. е. придать им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

     • определить порядок, способы и последовательность выполнения партнерами своих обязательств;

     • предусмотреть последствия невыполнения партнерами своих обязательств.

     С учетом этого при составлении  договора должно быть уделено соответствующее  внимание его структуре и содержанию.

     Договор должен содержать реквизиты, к которым  обычно относят его название, дату и место заключения.

     Название  договора указывает на юридическую сущность составленного документа, например: «Договор продажи». Заголовок договора должен соответствовать названию, предусмотренному законом для данного вида договора.

     Необходимым реквизитом договора является дата его  составления. Она позволяет во многих случаях определить начало течения сроков по договору, особенно для  договоров, которые вступают в силу с момента подписания. В нотариально удостоверенных договорах, как правило, вся дата (число, месяц и год) указывается словами. В остальных случаях числа указывают цифрами, месяц - словом.

     В начале договора после заголовка  обычно указывается место его заключения. Если в договоре не указано место его заключения, то договор признается заключенным по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица, направившего предложение о его заключении (оферту).

     Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Т.е. достигнутое соглашение по своей форме должно полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Кроме того, должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям, к которым относят условия:

     • о предмете договора;

     • относительно которых по заявлению  одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;

     • которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Так, например, существенным условием договора купли-продажи является условие о товаре. Оно считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. При определении наименования товара в договоре необходимо указать его конкретные признаки (род, вид, номенклатуру, ГОСТ). Количество товара может быть установлено путем указания единиц измерения товара, в денежном выражении или путем закрепления в договоре порядка определения количества товара.

     Стороны могут включить в договор любые  дополнительные условия, не противоречащие императивным нормам законодательства, что позволяет ограничить произвол сильной стороны при исполнении договора и способствует защите более слабой стороны.

     Договор может иметь следующую примерную  структуру:

  1. Реквизиты договора (название договора, место и дата его заключения).

     2. Преамбула, включающая название  сторон и указание на то, что они заключили настоящий договор.

     3. Предмет договора.

     4. Срок действия договора (в случае  необходимости).

     5. Права и обязанности сторон.

     6. Расчеты сторон.

     7. Ответственность сторон.

     8. Разрешение споров.

     9. Заключительные положения.

     10. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

     11. Подписи сторон.

      Товарно-транспортная накладная (ф. № 1-ТН) - это единый первичный документ, который является основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя при перевозке грузов в пределах Украины, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета; она оформляется грузоотправителем на каждую ходку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно.

      ТТН выписывается в четырех экземплярах:

  • первый экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, передаются водителю;
  • второй экземпляр, который водитель сдает грузополучателю, является основанием для оприходования товарно-материальных ценностей;
  • третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя,  водитель передает перевозчику.

      Третий  экземпляр, являющийся основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг, перевозчик пересылает заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

      Порядок оформления ТТН установлен п. 11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. №363 .

     Накладная на отпуск товарно-мате риальных ценностей является основанием для списания товарно-материальных ценностей у предприятия осуществляющего отпуск ТМЦ, для оприходывания их предприятием - получателем и для разрешения на вывоз с территории предприятия поставщика, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета.

     Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей выписывается предприятием, осуществляющим отпуск ценностей, в трех экземплярах на основании договора (контракта), нарядов, других соответствующих документов и подписывается лицом, выдавшим разрешение на отпуск товарно-материальных ценностей и главным бухгалтером.

     Первый  экземпляр предоставляется предприятию  получателю товарно-материальных ценностей  как сопроводительный документ и  как основание для их оприходывания, второй - остается на складе предприятия поставщика и является основанием для списания товарно-материальных ценностей предприятием, осуществившим отпуск, третий - передается пропускному пункту для контроля за вывозом ценностей за пределы территории предприятия. Второй и третий экземпляры указанными службами передаются в бухгалтерию для учета.

     Несмотря  на то, что накладная на отпуск товарно-материальных ценностей бланком строгой отчетности не является, она есть одним из главных документов, который необходим для списания и оприходования товаров для складского, бухгалтерского и оперативного учета.

     Счет-фактура - расчетный документ, выписываемый поставщиком на имя покупателя на каждую партию отгруженной (или подлежащей отгрузке по условиям предварительной оплаты) продукции, а также за выполненные работы и услуги.

     Счет-фактура  выписывается поставщиком ТМЦ (работ, услуг), в котором указываются наименование, адрес и расчетные счета поставщика и плательщика, а также расчет стоимости предъявленной плательщику для оплаты: наименование, количество, цена и сумма ТМЦ и другие платежи (услуги, налоги, сборы).

     Счет-фактура  одновременно является документом, на основании которого осуществляется приемка по количеству и качеству.

     Доверенность – это документ, который служит для получения товарно-материальных ценностей от поставщика. Она передается покупателем поставщику при получении товарно-материальных ценностей.

     Предприятие поставщик, будучи зарегистрирован  как плательщик НДС, выписывает налоговую накладную и выдает ее покупателю по его требованию.

     Налоговая накладная является основанием для  исчисления суммы налогового кредита покупателем и суммы налогового обязательства поставщиком.

     Налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств у продавца в двух экземплярах. Оригинал предоставляется покупателю, копия остается у поставщика товаров (услуг). При этом выдается товарный чек, другой расчетный или платежный документ, подтверждающий поставку товаров (услуг) или принятие платежа, с указанием суммы налога.

     Расчеты населения с предприятиями торговли, общественного питания и услуг, в основном, производятся наличными деньгами.

     Расчетная квитанция - это бланк расчетного документа. Он изготавливается централизовано, типографским способом. Расчетные квитанции сброшюрованы в расчетную книжку, должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции на каждое место проведения расчетов.

     Книга учета расчетных  операций содержит ежедневные отчеты о движении денежных средств, которые составляет кассир на основании Z-отчета при использовании РРО или расчетных квитанций.

     Z-отчет - документ, который содержит информацию о приеме и выдаче денежных средств в течение рабочего дня, накапливаемую в фискальной памяти РРО при выдаче кассовых чеков. Кассир выводит Z-отчет через РРО в конце дня и тем самым обнуляет информацию в фискальной памяти РРО, накопленную за рабочий день (смену).

     Следовательно, учет расчетов с покупателями и заказчиками в ЧП «Меркурий» оформляется такими документами: договорами, товарно-транспортными накладными,  счетами-фактурами, расходными накладными, налоговыми накладными, свидетельством о качестве товара, сертификатом соответствия государственной системы сертификации или заверенной поставщиком копией сертификата соответствий товара (если он подлежит обязательной сертификации). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями

и заказчиками 

     В ЧП «Меркурий» на счете № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражают расчеты за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги лишь на тех предприятиях, у которых реализация продукции планируется по мере ее отгрузки, сдачи заказчикам работ и предоставления услуг. Здесь учитывают также и задолженность покупателям за полученную от них частичную оплату продукции, находящуюся в отгруженных товарах или в платежах, поступивших в оплату еще не отгруженной продукции.

     Торговые  организации на счете № 36 учитывают расчеты за товары, отгруженные в порядке мелкооптовой продажи и предварительно оплачиваемые покупателями, по авансам за питание, по абонементам и др.

     Расчеты с покупателями по экспортно-импортным операциям отражают на отдельных субсчетах к счету № 36.

     Счет № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и услуги, кроме задолженности, обеспеченной векселем.

     Счет  № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» имеет такие субсчета: № 361 «Расчеты с отечественными покупателями», № 362 «Расчеты с иностранными покупателями».

     На  дебете счета № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается продажная стоимость реализованной продукции, работ, услуг, товаров (в т.ч. по выполнению бартерных контрактов), которая включает налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги, сборы (обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды и включенные в стоимость реализации); на кредите - суммы платежей, поступившие на предприятие в банковских учреждениях, и другие виды расчетов. Сальдо счета отражает задолженность покупателей и заказчиков за полученную продукцию (работы, услуги).

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками