Учет расчетов с подотчетными лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

В предпринимательской деятельности организаций весьма часто возникает необходимость осуществления расчетов наличными денежными средствами. Как правило, наличными денежными средствами оплачиваются материально-производственные запасы при их приобретении в розничной сети и командировочные расходы. С целью сокращения сроков исполнения договорных обязательств расчеты наличными денежными средствами могут производиться и при оплате товаров (работ, услуг), приобретаемых по этим договорам. Расчеты наличными денежными средствами также практикуются при оплате через подотчетных лиц задолженности по некоторым налогам и сборам (например, по суммам государственной пошлины) и страховым взносам.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.74 Кб (Скачать)

Д – т 71 К –  т 55 «Специальные счета в банках»  – отражена передача подотчетному лицу аккредитива или чека из чековой  книжки для осуществления расчетов с контрагентами. Расчеты чеками из чековых книжек чаще всего ограничиваются границами того населенного пункта, в котором расположено отделение  банка, открывшего специальный счет, а расчеты аккредитивами могут  осуществляться и с организациями, расположенными в других регионах. Кроме того, средства, аккумулированные на специальных счетах банков (например, для финансирования капитального строительства  или финансирования целевых мероприятий), могут использоваться так же, как  и средства, находящиеся на расчетном  счете. Иными словами, данная проводка может оформляться при получении  материально ответственным работником наличных денежных средств со специального счета или при перечислении подотчетных  сумм с соответствующих счетов; 

Д – т 07 «Оборудование  к установке» К – т 71 – на сумму  стоимости приобретенного подотчетным  лицом оборудования, а также на сумму расходов (работ и услуг  сторонних организаций), подлежащих включению в фактическую себестоимость  приобретенного оборудования к установке. Такая проводка может быть оформлена  в организациях, ведущих учет материально-производственных запасов на счете 07, то есть в организациях, являющихся заказчиками строительства  по договору строительного подряда, а также организациями, осуществляющими  строительство хозяйственным способом; 

Д – т 10 «Материалы»  К – т 71– на сумму расходов, подлежащих включению в фактическую  себестоимость приобретенных материалов, включая стоимость приобретенных  материалов. Чаще всего подобным образом  приобретаются канцелярские товары, товары хозяйственного и бытового назначения, а также оплачиваются некоторые  услуги (например, транспортные), стоимость  которых подлежит включению в  фактическую себестоимость приобретенных  материалов; 

Д – т 11 «Животные  на выращивании и откорме» К –  т 71 – на сумму стоимости животных, приобретенных для выращивания  или откорма, а также на сумму  расходов, связанных с приобретением  животных и подлежащих отнесению  на увеличение их стоимости; 

Д – т 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» К – т 71 – на сумму расходов, подлежащих включению в фактическую  себестоимость приобретенного оборудования, материалов, товаров, покупных изделий, животных для выращивания и откорма  – в случае, если учетной политикой  организации закреплена схема бухгалтерского учета, в соответствии с которой  фактическая себестоимость материально-производственных запасов формируется на счете 15. Такой же проводкой оформляется  принятие к учету стоимости любых  приобретенных за наличный расчет материально-производственных запасов; 

Д – т 20 «Основное  производство» К – т 71 – на сумму стоимости работ и услуг  сторонних организаций, оплаченных подотчетным лицом, а также на сумму расходов, подлежащих включению  в фактическую себестоимость  продукции (работ, услуг) основного  производства. Стоимость работ и  услуг сторонних организаций  может быть оплачена работником любого подразделения. Иными словами, для  того чтобы расходы, произведенные  материально ответственным работником, могли быть списаны подобным способом, необязательно, чтобы подотчетным  лицом был рабочий основного  производства; 

Д – т 23 «Вспомогательные производства» К – т 71 – на суммы произведенных расходов, так  же как и в случае списания расходов в корреспонденции со счетом 20, с  той только разницей, что расходы  в данном случае относятся к продукции, работам или услугам вспомогательных  производств; 

Д – т 25 «Общепроизводственные  расходы» К – т 71– на сумму  оплаченных наличными денежными  средствами расходов, подлежащих отнесению  на увеличение общепроизводственных расходов. Это могут быть расходы в виде оплаты работ и услуг сторонних  организаций по содержанию объектов основных средств цехового назначения, а также командировочные расходы  цехового персонала (например, мастера  или начальника цеха); 

Д – т 26 «Общехозяйственные расходы» К – т 71 – на сумму  оплаты работ и услуг сторонних  организаций, включаемых в общехозяйственные  расходы (например, коммунальных платежей, юридических, консультационных услуг  и т.д.); 

Д – т 28 «Брак в  производстве» К – т 71 – на сумму расходов, связанных с исправлением устранимого брака, а также с  осуществлением гарантийного ремонта  или гарантийного обслуживания; 

Д – т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» К –  т 71 – на сумму стоимости работ  и услуг сторонних организаций, оплаченных командированным работником. Стоимость работ и услуг сторонних  организаций может быть оплачена работником любого подразделения, включая  работников аппарата управления. Таким  же образом списываются суммы  расходов, подлежащих включению в  фактическую себестоимость продукции (работ, услуг) обслуживающих производств  и хозяйств (как правило, работников этих хозяйств) и оплаченных наличными  денежными средствами через подотчетных  лиц; 

Д – т 44 «Расходы на продажу» К – т 71 – на сумму  расходов по транспортировке и хранению готовой продукции при условии, что они оплачены наличными денежными  средствами. Кроме того, таким же образом списываются расходы, связанные  с заключением и исполнением  хозяйственных договоров, представительские  и рекламные расходы, а также  расходы, осуществляемые в рамках претензионной  работы (с поставщиками, подрядчиками, транспортными организациями и  т.д.) и мероприятий по разрешению разногласий с контрагентами. Организации  торговли и общественного питания  в дебет счета 44 могут списывать  суммы оплаченных наличными денежными  средствами расходов любого из работников организации (с распределением по статьям  издержек обращения); 

Д – т 68 «Расчеты по налогам и сборам» К –  т 71 – на сумму наличных денежных средств, использованных на оплату задолженности  перед бюджетом по налогам и сборам. Чаще всего подобным образом осуществляется оплата государственной пошлины; 

Д – т 70 К –  т 71 – такая проводка оформляется  в случае, если выплата заработной платы структурным подразделениям организации осуществляется через  подотчетных лиц (раздатчиков). Проводка оформляется после завершения выплат и сдачи ведомости (платежной  или расчетно-платежной) в кассу  организации; 

Д – т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К – т 71 – на сумму оплаты страховых  взносов наличными денежными  средствами через подотчетных лиц, например взносов на обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств; 

Д – т 91 «Прочие  доходы и расходы» К – т 71 –  на сумму прочих расходов, оплаченных наличными денежными средствами. Такими расходами могут быть расходы, связанные с прочей деятельностью (например, арендой объектов основных средств), суммы финансовых санкций  за нарушение условий хозяйственных  договоров и т.д. 

Д – т 50 К –  т 71 – на сумму неиспользованного  остатка подотчетной суммы, сданной  подотчетным лицом в кассу  организации; 

Д – т 50 К –  т 71 – отражено приобретение за наличный расчет денежных документов (почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, авиабилетов, путевок  в дома отдыха и т.д.), а также  выбытие денежных документов. Если денежные документы приобретаются  кассиром (что является весьма распространенной практикой), в учете делается проводка: Д-т 50, субсчет «Денежные документы», К-т 50; 

Д – т 51 К –  т 71 – на сумму неиспользованного  остатка, сданного подотчетным лицом  по объявлению непосредственно на расчетный  счет в банке; 

Д – т 55 К –  т 71 – на сумму неиспользованного  остатка, сданного подотчетным лицом  по объявлению непосредственно на специальный  счет в банке. Такой же проводкой  отражается возврат неиспользованного  аккредитива; 

Д – т 70 К –  т 71 – на сумму неиспользованного  остатка подотчетной суммы, удержанного  с заработной платы подотчетного лица, – при условии его согласия на удержание. Если же работник не согласен с удержанием (например в случае, если часть фактически произведенных  расходов не принимается к оплате), используется другая схема проводок: 

Д – т 94 К –  т 71 – на сумму остатка денежных средств или расходов, не подтвержденных оправдательными документами; 

Д – т 73, субсчет  «Расчеты по возмещению материального  ущерба», К – т 94 – на сумму, подлежащую удержанию на основании проведенного расследования и изданного приказа  или распоряжения руководителя организации; 

Д – т 91 К –  т 94 – на сумму ущерба, во взыскании  которой отказано судом или арбитражем, а также при отсутствии оснований  для взыскания; 

Д – т 70 К –  т 73 – на сумму, удержанную с оплаты труда подотчетного лица. 

Пример. 

Организация выдала аванс наличными денежными средствами под оказание услуги сторонней организацией на сумму 10 000 руб. Фактическая стоимость  этой услуги (с учетом НДС) составила 8260 руб. Остаток неиспользованного  аванса был сдан в кассу организации  подотчетным лицом организации, оказавшей услугу. В бухгалтерском  учете должны были быть оформлены  следующие проводки: 

Д– т 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками», субсчет  «Авансы выданные», К– т 51 – 10 000 руб. 

Д– т 20 К– т 60 – 7000 руб. – на сумму стоимости оказанной  услуги; 

Д– т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям» К– т 60 – 1260 руб. – на сумму  НДС по стоимости оказанной услуги; 

Д– т 60 К– т 60, субсчет  «Авансы выданные», – 8260 руб. – на сумму зачтенного аванса; 

Д– т 50 К– т 60 – 1740 руб. – на сумму остатка неиспользованного  аванса, внесенного в кассу организации; 

Д– т 68 К– т 19 – 1260 руб. – на сумму НДС, предъявленную  к зачету или возмещению. 

Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет. 

В некоторых случаях  для целей финансового или  экономического анализа, а также  при существенных оборотах подотчетных  сумм может оказаться весьма полезной организация аналитического учета  по принципам, используемым в бюджетном  учете, – в зависимости от целей, на которые выдан аванс: 

– на оплату труда; 

– на оплату услуг  связи; 

– на оплату транспортных услуг; 

– на оплату коммунальных услуг; 

– на оплату аренды за пользование имуществом; 

– на приобретение основных средств; 

– на приобретение материалов; 

– на командировочные  расходы (с возможной дифференциацией  по видам расходов); 

– на расчеты с  поставщиками товаров и т.д. 

Сумма перерасхода (в  разрешенных случаях) оформляется  дополнительной бухгалтерской записью  по дебету счета учета расчетов с  подотчетными лицами и кредиту счета  учета денежных средств в кассе. Подобная ситуация может иметь место  в случае, если сумма фактически произведенных расходов оказалась  больше суммы выданного аванса. 

Необходимость организации  и ведения обособленного налогового учета при списании подотчетных  сумм возникает, как правило, только при принятии к учету командировочных  расходов.

1.3. Материальная  ответственность подотчетных лиц 

С подотчетными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности, что предполагает возможность полного взыскания  нанесенного ущерба с подотчетных  лиц. Трудовое законодательство предоставляет  право руководителю организации  на принятие соответствующего решения (посредством издания соответствующего приказа или распоряжения). Очевидно, что работники, привлекаемые к ответственности, далеко не всегда согласны либо с суммой взыскания, либо с самим его фактом. 

Судебная практика по делам, посвященным материальной ответственности, обобщена в постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего  материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю». 

В части, относящейся  к отношениям, возникающим по суммам материального ущерба, нанесенного  подотчетными лицами, по нашему мнению, заслуживают следующие разъяснения. 

Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотиву пропуска работодателем годичного  срока, исчисляемого со дня обнаружения  причиненного ущерба (часть вторая ст. 392 ТК РФ). Если работодатель пропустил  срок для обращения в суд, судья  вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения  заявлено ответчиком и истцом не будут  представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут  служить основанием для его восстановления (часть третья ст. 392 ТК РФ). К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствующие подаче искового заявления. 

Информация о работе Учет расчетов с подотчетными лицами