Учет расчетов по товарным операциям

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы состоит в подробном исследовании и изучении вопросов касающихся организации учета расчетов по товарным операциям, для выработки рекомендаций по постановке и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности организации и решения проблем, с которыми может столкнуться предприятие в конкретной финансово-экономической ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическая основа расчетов по товарным операциям
1.1. Характеристика понятия дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………5
1.2. Нормативная база, разрешающая расчеты с поставщиками и покупателями……………………………………………………………..7
1.3. Порядок документального оформления, получения и приемки товаров……………………………………………………………………10
1.4. Синтетический и аналитический учет поступления товаров…………16
1.5. Порядок заключения договора поставки……………………………….21
Глава 2. Учет расчетов по товарным операциям в ООО «ХХХ»
2.1. Характеристика исследуемого предприятия ООО «ХХХ».........................................................................................24
2.2. Учет расчетов с поставщиками и покупателями …………………….......26
2.3. Определение валового дохода предприятия……………………………..36
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса учета товарных операций в ООО «ХХХ»………………………….38
Заключение……………………………………………………………………..40
Библиографический список………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая fin.docx

— 78.74 Кб (Скачать)

План  счетов не предлагает конкретного разделения по субсчетам, торговая организация  открывает их самостоятельно, исходя из особенностей своей хозяйственной  деятельности, и отражает в приказе  об учетной политике предприятия. Такой подход вполне обоснован, так как торговой организации или индивидуальному предпринимателю, специализирующимся на розничной торговле и получающим оплату за товар исключительно наличными средствами через кассу, разумеется, нет необходимости предусматривать для счета 62 субсчета для учета, например, расчетов по векселям. Им так же нет необходимости вести учет по каждому покупателю, так как в случае розничной торговли покупатель (потребитель) в бухгалтерском учете обезличен. Чаще всего на практике для учета расчетов с покупателями в розничной торговле используется обезличенный контрагент «Частное лицо». Представьте себе, во что превратилась бы покупка буханки хлеба или пачки сигарет, если бы учет расчетов с покупателями в розничной торговле велся бы по каждому покупателю в отдельности.

В то же время торговое предприятие, занимающееся оптовой или оптово-розничной  торговлей, должно будет вести аналитический  учет по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» уже в разрезе  каждого контрагента, а также  в разрезе каждого договора, если с одним и тем же покупателем  заключено несколько договоров, предполагающих разные условия поставки, ассортимент товара и т. д. Нередко  торговые организации, занимающиеся преимущественно  розничной торговлей, но продающие товар в рассрочку (в кредит без привлечения банков и других кредитных организаций) либо по предварительным заказам, сталкиваются с проблемой отслеживания платежей по каждому покупателю, с которым заключен договор купли-продажи подобного рода. Это относится, например, к предприятиям, осуществляющим торговлю бытовой техникой, мебелью и т. д. Например, покупатель делает заказ на мебельный гарнитур, который будет выполнен лишь через несколько дней из-за необходимости доставить товар из другого города, и делает первоначальный взнос (аванс) за товар, на который сделан заказ. В этом случае имеет смысл вести аналитический учет, во-первых, по конкретному покупателю, несмотря на то, что он является частным лицом, и, во-вторых, по авансам полученным. Конечно, ведение аналитического учета на первый взгляд является более трудоемким, но в дальнейшем именно оно облегчает ведение учета по счету 62 в целом. Подобный аналитический учет помогает также отследить движение товара, поступление денежных средств, а при необходимости и выявить задолженность конкретного покупателя в случае неоплаты или неполной оплаты товара. Это, кстати, и один из способов борьбы с хищениями, особенно если каждая продажа такого рода «привязана» и к определенному продавцу (менеджеру, иному материально ответственному лицу, отвечающему за выполнение заказа).

При отгрузке товара покупателю с момента отгрузки право собственности на товар  перешло к нему. Независимо от того, поступила ли от покупателя оплата за товар, необходимо отразить на счете 62 задолженность покупателя за отгруженный  товар. В момент оплаты товара дебиторская  задолженность покупателя списывается  со счета 62.

Теперь  можно подробнее рассмотреть  на конкретных примерах наиболее типичные ситуации, возникающие при учете расчетов с покупателями в ООО «ХХХ».

Пример  1.

ООО «ХХХ», занимающееся оптовой торговлей металлопроката, продало ООО «УУУ» лист г/к 10мм и лист г/к 8мм общей стоимостью 180 285,00 руб., в том числе НДС 18 % – 27 501,10 руб. ООО «ХХХ»» находится на общей системе налогообложения. Себестоимость проданной партии товара составляет 175 000 руб.

Бухгалтер ООО «ХХХ» отражает продажу партии товара следующими проводками:

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Сумма

Отражена задолженность покупателя за товар

62

90.1

180 285,00

Начислен НДС к уплате

90.3

68

27 501,10

Списана себестоимость товара

90.2

41

175 000,00

Отражена прибыль от продажи товара

90.9

99

22 216,10


 

ООО «УУУ» оплатило полученный товар через 3 дня путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «ХХХ» в полном объеме.

Бухгалтер ООО «ХХХ»» отражает факт оплаты товара следующими проводками:

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Сумма

Поступила оплата от покупателя за товар

51

62

180 285,00


 

На 62 счете  отражаются и авансы, полученные в  счет предстоящей поставки товаров, при этом используется субсчет «Расчеты по авансам полученным».

ООО «ХХХ» в силу специфики работы осуществляет отгрузку и прием товаров только автомобильным транспортом.

При поставке товаров автотранспортом  сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная (Приложение 2).

Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным  приходным документом при поступлении  товаров в ООО «ХХХ». Она состоит из двух разделов - товарного и транспортного.

Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком  товара и содержит сведения:

- о поставщике и плательщике  (наименования, адреса и банковские  реквизиты);

- о товаре в таре (артикул,  наименование и краткое описание  товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма,  вид упаковки).

Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (18% или 10% от суммы поставки), а также фиксируются  подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших  и принявших товар.

Транспортный раздел данного документа  заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

- дату;

- номер автомобиля и путевого  листа;

- наименование, адрес заказчика  (плательщика) товара, грузоотправителя  и грузополучателя;

- пункт погрузки и разгрузки  (при необходимости);

- сведения о грузе (артикул,  наименование и краткое описание  товара; единицы измерения; количество  единиц; цену за единицу; сумму,  на которую поставляется товар  (с учетом налога на добавленную  стоимость)).

Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.

Один экземпляр этих документов материально-ответственное лицо со стороны поставщика должно передать поставщику, который является материально  ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар передает в бухгалтерию копию накладной  и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В  случае несоответствия сумм между представленными  документами с фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий  акт за подписями обеих сторон.

Основным  документом, который используется при  оформлении расчетов с поставщиками и покупателями на этом предприятии, является счет-фактура (Приложение 3). Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 (далее – Постановление № 914) установлен порядок составления счетов - фактур.

Допускается незначительное изменение внешней формы счета-фактуры, но при этом обязательно должны сохраняться  количество строк, граф и последовательность их расположения.

В счете-фактуре указаны:

- порядковый номер и  дата выписки; 

- наименование, адрес, ИНН/КПП  налогоплательщика и покупателя;

- количество и наименование  поставляемого товара;

- цена;

- стоимость товаров (работ,  услуг);

- налоговая ставка;

- страна происхождения;

- номер таможенной декларации;

- подпись руководителя  организации и главного бухгалтера.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр  передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки товара или получения аванса. Второй остается у организации продавшей этот товар.

При осуществлении  операций, в которых предприятие  выступает как покупатель товара, он обязан вести журнал учета счетов-фактур и книгу покупок.

Книга покупок как и журнал учета выданных счетов-фактур в ООО «ХХХ» не ведутся.

Согласно  Плану счетов, на счете 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» учитываются  «…полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также  расчеты по доставке или переработке  материальных ценностей, расчетные  документы на которые акцептованы  и подлежат оплате через банк; товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые  расчетные документы от поставщиков  или подрядчиков не поступили (так  называемые неотфактурованные поставки); излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.»

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени  оплаты.

Следует обращать внимание на то, что на счете 60 учет ведется на основании документов, полученных от поставщика. В случаях, когда оплата поставщику была произведена до фактического поступления материальных ценностей, а при их приемке выявляются несоответствия в цене, количестве или других показателях, влияющих на величину задолженности поставщика, которая уже отражена по дебету 60 счета, а также возможные арифметические ошибки, выявленные расхождения списываются с кредита счета 60 в дебет счета 76 (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется в  разрезе счетов, а при осуществлении  плановых платежей – по каждому  контрагенту. Аналитический учет по данному счету должен вестись таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрого и точного получения информации по следующим показателям: «…поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.», т. е. вы должны иметь возможность в любой момент увидеть по аналитике этого счета полную картину ваших взаимоотношений с поставщиком – какой именно поставщик по какому договору (счету) на какую сумму должен поставить товары или услуги. При этом вы должны также видеть, укладывается ли задолженность поставщика в условия договора поставки или является просроченной. Кроме того, если в счет обеспечения оплаты за полученные товары, другие материальные ценности или услуги поставщику был передан вексель, факт передачи должен также отражаться на счете 60 (для этого рекомендуется открыть субсчет «Векселя выданные»). Таким образом, сумма задолженности, погашение которой обеспечивается переданным векселем, не списывается со счета 60, а учитывается на нем обособленно.

Теперь  рассмотрим на конкретном примере распространенный вариант – отражение и погашение задолженности перед поставщиком.

Пример  2.

ООО «ХХХ» приобрело у ООО «МММ» партию товаров на сумму 50 000 руб. (в том числе НДС – 7 627 руб.). Бухгалтер ООО «ХХХ» отразил эту операцию следующими проводками:

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Сумма

Оприходованы полученные товары

41

60

42 373,00

Учтен НДС, подлежащий уплате поставщику

19

60

7 627,00


 

Эта проводка была сделана при поступлении  в бухгалтерию ООО «ХХХ» счета-фактуры от ООО «МММ».

Через 3 дня ООО «ХХХ» оплатило ООО «МММ» полученные товары по безналичному расчету. В бухгалтерском учете ООО «ХХХ» были сделаны следующие проводки:

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Сумма

Оплачены полученные товары

60

51

50 000,00

Принят НДС к вычету

68

19

7 627,00


 

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным  и полным поступлением товаров, а  также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных  лиц.

Счет-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие товары, как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счет-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.

На предприятиях должен вестись  журнал учета полученных от продавцов  оригиналов счетов-фактур, в котором  они хранятся, а также книга  покупок, предназначенная для регистрации  счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы  налога на добавленную стоимость, предъявляемой  к вычету (возмещению) в установленном  порядке.

Книга покупок как и журнал учета полученных счетов-фактур в ООО «ХХХ» не ведутся.

Оплата  поставщикам в ООО «ХХХ» производится по одной из самых распространенных форм расчетов – расчеты платежными поручениями.

Информация о работе Учет расчетов по товарным операциям