Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы состоит в подробном исследовании и изучении вопросов касающихся организации учета расчетов по товарным операциям, для выработки рекомендаций по постановке и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности организации и решения проблем, с которыми может столкнуться предприятие в конкретной финансово-экономической ситуации.
Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическая основа расчетов по товарным операциям
1.1. Характеристика понятия дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………5
1.2. Нормативная база, разрешающая расчеты с поставщиками и покупателями……………………………………………………………..7
1.3. Порядок документального оформления, получения и приемки товаров……………………………………………………………………10
1.4. Синтетический и аналитический учет поступления товаров…………16
1.5. Порядок заключения договора поставки……………………………….21
Глава 2. Учет расчетов по товарным операциям в ООО «ХХХ»
2.1. Характеристика исследуемого предприятия ООО «ХХХ».........................................................................................24
2.2. Учет расчетов с поставщиками и покупателями …………………….......26
2.3. Определение валового дохода предприятия……………………………..36
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса учета товарных операций в ООО «ХХХ»………………………….38
Заключение……………………………………………………………………..40
Библиографический список………………………………………………….42
Ответственность
за оформление, своевременную передачу
для отражения в бухгалтерском
учете и достоверность
Первичные
документы заполняются
Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Это могут быть такие документы, как товарная накладная, товарно-транспортная накладная, счет, счет-фактура, железнодорожная накладная.
Одна
и та же товарная накладная выступает
и как приходный, и как расходный
документ. Для поставщика накладная
служит документом, обосновывающим выбытие
товаров, а для покупателя та же накладная
является основанием для оприходования
товара. Накладная выписывается материально
ответственным лицом
Как уже говорилось выше, документ должен быть заверен круглыми печатями поставщика и покупателя. Подпись покупателя на накладной является подтверждением того, что товар принят в количестве, ассортименте и по ценам, которые указаны в накладной. Предъявить претензии к поставщику по поводу каких-либо расхождений между фактически полученным товаром и данными накладной после того, как документ подписан покупателем, практически невозможно. Исключение составляют случаи, когда количественные или качественные недостатки товара не могут быть обнаружены при первоначальном осмотре. Например, при правильно указанном количестве больших запечатанных упаковок (коробок) покупатель расписывается в накладной за их прием, а при вскрытии коробок обнаруживается недовложение.
Товарно-транспортные
и железнодорожные накладные
могут быть использованы как приходные
документы на товар в случаях,
когда доставка товара осуществляется
автомобильным или
Товарно-транспортная
накладная состоит из товарного
и транспортного разделов. К ней
могут прилагаться и другие документы,
следующие с грузом. К железнодорожной
накладной могут также
Как упоминалось
выше, Методические рекомендации по учету
и оформлению операции приема, хранения
и отпуска товаров в
Счет-фактура (форма 868а) выписывается при наличии большого перечня товаров. Второй документ, упоминаемый в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, это счет (форма 868). По содержанию он должен быть аналогичен счету-фактуре. Счет является основанием для оплаты товаров.
Однако на практике при приеме товара чаще всего используются именно товарные и товарно-транспортные накладные, в том числе накладная формы Торг-12. Использование остальных вышеуказанных документов рекомендуется только в случаях, когда сопровождение товара товарной накладной не представляется возможным, например, при междугородней доставке товаров.
Как уже говорилось, накладная заверяется подписями материально ответственных лиц с обеих сторон и круглыми печатями. Если прием товара осуществляется не на складе покупателя, доверенное лицо покупателя должно при получении товара предъявить документ, удостоверяющий личность, и доверенность на получение товара. В этом случае реквизиты доверенности заносятся в накладную, а сама доверенность прикладывается к экземпляру накладной поставщика и хранится вместе с ней. При невыполнении этих требований операция отгрузки и приемки товара не считается должным образом оформленной и может быть опротестована.
Проверка соответствия количества, номенклатуры и качества товара при поступлении на склад покупателя осуществляется путем внешнего осмотра и подсчета. Если при приемке товара обнаруживаются расхождения, они должны быть внесены в товаросопроводительный документ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к внесению исправлений в первичные документы.
Исправления
подтверждаются подписями материально-
Поступивший товар приходуется на счет 41 «Товары», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи.
Если торговая организация принимает товары на ответственное хранение, они должны учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Комиссионные товары учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
К счету 41 действующий План счетов бухгалтерского учета рекомендует:
При необходимости, исходя из специфики своей деятельности, организация может открывать и другие субсчета.
Если
товар поступает
Поступление товара отражается по дебету счета 41, а его выбытие – по кредиту счета 41.
Товары
(а также тара), поступившие на
склад организации, отражаются по дебету
41 счета в корреспонденции со
счетом 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» по стоимости их приобретения.
Некоторые предприятия
При признании выручки от продажи в бухгалтерском учете предприятия стоимость товара списывается с кредита счета 41 в дебет счета 90 «Продажи». В случаях, когда выручка от продажи товара не может быть признана в бухгалтерском учете сразу, до момента ее признания товары списываются с кредита счета 41 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
В учетной политике предприятия должен быть закреплен способ учета товаров. Учет товаров может вестись несколькими способами:
Как правило,
по покупным ценам товары учитываются
на предприятиях оптовой торговли,
а организации розничной
На предприятиях торговли учет товаров ведется, как правило, и на складе (по месту непосредственной приемки и хранения), и в бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете может использоваться только синтетический метод учета (хотя большинство предприятий и в бухгалтерии предпочитают применять аналитический учет), складской же учет подразумевает обязательное ведение аналитического учета.
Аналитический учет – это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Аналитический учет связан с синтетическим и не может существовать без него. В бухгалтерии аналитический учет ведется с помощью дополнительных субсчетов, привязанных к синтетическим счетам. Субсчета в синтетическом учете должны создаваться в тех случаях, когда требования аналитического учета диктуются требованиями бухгалтерской отчетности или порядком исчисления налогов. В приказе об учетной политике предприятия утверждается, в том числе, и рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности конкретного предприятия.
В соответствии с методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5) организациям торговли необходимо вести аналитический учет в следующих разрезах:
Что дает
учет товаров по хозяйствующим субъектам?
Если речь идет о крупной торговой
фирме, имеющей сеть магазинов или
складов, то вполне естественно, что
в этом случае бухгалтерии удобно
вести учет товаров по каждому
отдельно взятому магазину или складу.
Это помогает отслеживать движение
товара (в первую очередь предотвращать
и оперативно выявлять возможные
недостачи), а также дает информацию
о рентабельности того или иного
подразделения. Такое же разделение
учета товаров по местам хранения
рекомендуется и в крупных
магазинах, имеющих несколько отделов
(по каждому отделу). В то же время
для индивидуального
О необходимости
вести учет товаров по материально
ответственным лицам спорить
не приходится. Разумеется, для налогового
учета и бухгалтерской
Что касается
пункта об «удобном для предприятия
разрезе», рассмотрим для наглядности
несколько ситуаций. Допустим, торговая
организация, являясь юридическим
лицом, осуществляет и оптовую, и
розничную торговлю, т. е. в ее деятельности
имеет место общая форма