Учет расчетов по товарным операциям

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы состоит в подробном исследовании и изучении вопросов касающихся организации учета расчетов по товарным операциям, для выработки рекомендаций по постановке и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности организации и решения проблем, с которыми может столкнуться предприятие в конкретной финансово-экономической ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическая основа расчетов по товарным операциям
1.1. Характеристика понятия дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………5
1.2. Нормативная база, разрешающая расчеты с поставщиками и покупателями……………………………………………………………..7
1.3. Порядок документального оформления, получения и приемки товаров……………………………………………………………………10
1.4. Синтетический и аналитический учет поступления товаров…………16
1.5. Порядок заключения договора поставки……………………………….21
Глава 2. Учет расчетов по товарным операциям в ООО «ХХХ»
2.1. Характеристика исследуемого предприятия ООО «ХХХ».........................................................................................24
2.2. Учет расчетов с поставщиками и покупателями …………………….......26
2.3. Определение валового дохода предприятия……………………………..36
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса учета товарных операций в ООО «ХХХ»………………………….38
Заключение……………………………………………………………………..40
Библиографический список………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая fin.docx

— 78.74 Кб (Скачать)

На практике аналитический учет товаров в  торговых организациях ведется и  по ассортименту товара, чаще всего  по каждому его наименованию.

При учете  дебиторских и кредиторских задолженностей полезным является аналитический учет поступления и выбытия товаров  по каждому поставщику и покупателю (при оптовой торговле), причем даже в разрезе отдельных договоров  по каждому контрагенту. В целом  можно сказать, что поначалу кажется, что чем больше субсчетов, чем  больше разрезов ведения аналитики, тем более трудоемким является ведение  бухгалтерского учета. Однако практика показывает, что чем более подробным  и разноплановым является аналитический  учет поступления, хранения и выбытия  товаров, тем более легкими и  наглядными окажутся в дальнейшем составление  бухгалтерской отчетности, исчисление налогов, практически все аспекты  ведения бухгалтерского учета. Следует  также добавить, что подробный  аналитический учет способствует и  оперативному выявлению допущенных в бухгалтерском учете ошибок, от которых не застрахован даже самый  опытный и аккуратный бухгалтер.

Что касается сортового способа хранения товаров, то в этом случае учет движения товара ведется в товарной книге или  на карточках учета товаров. При  этом каждому конкретному наименованию и сорту товара отводится отдельная  карточка учета или страница товарной книги. Если количество операций по приходу  и расходу данного товара достаточно велико, в товарной книге для него может быть отведено и несколько  страниц. Заголовок карточки товара или страницы товарной книги должен содержать наименование, цену, сорт (кондицию) и другие отличительные признаки данного товара. На основании первичных приходно-расходных документов в карточке товара или на соответствующей странице товарной книги делаются записи о поступлении товара, его выбытии и остатке. Если ассортимент товара на складе ограничен либо количество товара на складе и его оборот не слишком велики, то при сортовом способе хранения и учета товаров материально ответственное лицо может вести учет движения товара непосредственно в товарном отчете, не используя товарную книгу или карточки учета.

Параметры, применяемые при решении вопроса  об учете товара по товарной книге (карточкам  учета) или по товарному отчету, предприятие  устанавливает для себя самостоятельно, законодательно этот вопрос не регламентирован. В бухгалтерии учет ведется следующим  образом. На первое число каждого  месяца обобщаются данные о приходе, расходе и остатке товара. По всем аналитическим субсчетам, заведенным к счету 41 «Товары», составляется оборотная  ведомость, в которой указываются  остатки товара на начало отчетного (истекшего) месяца, его приход и  расход в течение отражаемого  периода и остаток на конец  месяца (на первое число месяца, следующего за отчетным). Данные должны быть указаны по всем наименованиям товара (а также по всем сортам) в денежном и натуральном выражении. Натуральные показатели по ведомости сверяются с данными складского учета. Суммовые же показатели должны совпадать соответственно с начальным и конечным сальдо, а также с оборотами по синтетическому счету 41 «Товары».

Бухгалтерский учет может и не дублировать регистры складского учета. При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе бухгалтер, отвечающий за учет товара периодически (периодичность  устанавливается предприятием самостоятельно), проверяет правильность записей, производимых в складском учете. Выявленные ошибки исправляются сразу же, как только будут обнаружены. На первое число  каждого месяца на основании данных складского учета составляется сальдовая  ведомость с указанием остатков товаров по их наименованиям, сортам, количеству и цене. Итоговая стоимость всех остатков товаров по этой ведомости должна равняться конечному сальдо синтетического счета 41 «Товары» на первое число месяца, следующего за отчетным. Бухгалтерия предприятия может для собственного удобства составлять эти ведомости по укрупненным группам товаров, а также по материально ответственным лицам.

Для обобщения  информации о наличии и движении товаров служит, как уже упоминалось, счет 41 «Товары». Торговые организации  на этом счете учитывают также  покупную тару и тару собственного производства, не предназначенную для  собственных нужд.

Для учета  и обобщения информации о наличии  и движении товаров, принятых организацией-комитентом на комиссию, применяется забалансовый счет 004 «Товары, принятые на комиссию». Учет товаров на этом счете ведется в ценах, указанных в приемосдаточных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Порядок заключения договора поставки

Договор поставки является важным и неотъемлемым документом в деятельности любой  организации (или индивидуального  предпринимателя), занимающейся торговой деятельностью.

Если  организация специализируется на оптовой  торговле, она одновременно будет  выступать и как покупатель, и  как продавец (поставщик) товара.

Договор поставки – это разновидность договора купли-продажи, заключаемый только при оптовой продаже (поставке) товаров. ГК РФ предписывает также сроки и способы урегулирования споров, возникающих при заключении договора поставки (ст. 507):

  1. в случае, когда при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения;
  2. сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

Договор поставки является двусторонне обязывающим, т. е. каждая из сторон при заключении договора приобретает по нему одновременно и права и обязанности. Он является также консенсуальным, т. е. его условия  согласовываются между обеими заинтересованными  сторонами, и возмездным. К основным особенностям договора поставки согласно ст. 506 ГК РФ следует отнести следующие:

  1. в качестве продавца в договоре поставки выступает только предприниматель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), реализующий товары как производимые им, так и закупленные для последующей продажи;
  2. цель приобретения товара не должна быть связана с его использованием для личных, домашних или семейных нужд. Если мы сопоставим требование к цели приобретения товара с определением оптовой торговли, станет ясно, что второй стороной – покупателем – в договоре поставки также выступает предприниматель (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо);
  3. в отличие от договора купли-продажи в договоре поставки момент заключения договора и момент его исполнения, как правило, не совпадают, что подтверждается формулировкой о передаче товара покупателю «…в обусловленный срок или сроки».

Чаще  всего договор поставки заключается  на год с возможностью последующей  пролонгации, т. е. его заключение ведет  к возникновению долгосрочных отношений.

Обязательными атрибутами заключаемого договора являются:

  1. место и дата его заключения;
  2. наименование сторон, заключающих договор;
  3. фамилия, имя, отчество и должность лица, заключающего договор от имени каждой из сторон, а также наименование документа, на основании которого это лицо имеет право на заключение договора от имени предприятия (Устав организации, доверенность);
  4. собственно предмет договора;
  5. порядок, способы и сроки расчетов по договору;
  6. сроки действия договора.

Договор должен быть скреплен собственноручными  подписями лиц, заключивших договор  от лица своих организаций, и заверен  печатями обеих сторон.

Договор может (и должен) содержать также  особые условия, как, например, возможность  пролонгации договора, признание  форс-мажорных обстоятельств, освобождающих  стороны от ответственности за неисполнение условий договора.

Документами, дополняющими договор поставки и  являющимися его неотъемлемой частью, могут служить соглашения об изменении  условий договора; протокол разногласий; документы, определяющие количество, цену, ассортимент и другие требования, предъявляемые к поставляемому товару и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учет расчетов по товарным операциям в ООО «ХХХ»

 2.1. Характеристика исследуемого предприятия ООО «ХХХ»

ООО «ХХХ» - современная, динамично развивающаяся компания. Является активным участником на рынке поставок металлопроката в Центральном регионе России.

Основным  видом деятельности компании является комплексное снабжение металлопрокатом крупных организаций, объединений, корпораций с ежемесячными потребностями более тысячи тонн металла. Сегменты рынка сбыта металлопродукции – строительный, горно-металлургический, химический, машиностроительный.

Линейка реализуемой продукции – арматурный прокат, листовой прокат, спецстали, нержавеющий в том числе и жаропрочный металлопрокат.

ООО «ХХХ» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет, печать и штампы.

Финансовое положение данного предприятия считается устойчивым. Оно покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, эффективно использует финансовые ресурсы, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Трудовые  отношения осуществляются в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Целями  деятельности Предприятия являются:

  • наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей 
    предприятий и организаций в поставляемом товаре;
  • привлечение и эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, передовой технологии, управленческого опыта с целью получения прибыли.

Видами  деятельности Предприятия являются:

– организация оптовой торговли черным металлопрокатом;

– заключение с предприятиями договоров о поставке металлопроката;

– услуги транспорта;

– оказание торгово-закупочных и посреднических услуг;

– реализация черного металлопроката;

– торгово-закупочная деятельность, посредническая деятельность.

Бухгалтерский учет в ООО «ХХХ» ведется регистрами произвольной формы, применяя технику двойной записи. Учет ведется в журнально-ордерной форме учета.

Для правильного  ведения бухгалтерского учёта на предприятии ежегодно издаётся Приказ «Об учётной политике», в соответствии с которым используются те или  иные методы учёта.

В ООО  «ХХХ» используется общая система налогообложения.

Основными задачами бухгалтерского учета в  ООО «ХХХ» являются:

  • формирование полной достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении;
  • обеспечение контроля за использованием денежных средств.

В ООО «ХХХ» ответственными являются:

  • за соблюдением законодательства при выполнении основной деятельности предприятия – генеральный директор;
  • за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер.

 

2.2. Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Любая торговая организация, даже самая небольшая, ведет учет расчетов с поставщиками и покупателями. Расчет с покупателями ведется и в случае оптовой  торговли (безналичный расчет) и  в случае розничной (наличный расчет через кассу). Что касается расчетов с поставщиками, следует иметь в виду, что, кроме поставок товара, без чего, естественно, не обойтись ни оптовому, ни розничному торговому предприятию, существует и ряд поставок, не имеющих отношения непосредственно к товару. Это и оказание (поставка) разнообразных услуг, в числе которых, например, коммунальные платежи и приобретение оборудования и других материальных ценностей, предназначенных не для продажи, а для обеспечения деятельности предприятия.

Все товарные операции в ООО «ХХХ» осуществляются на основании договора поставки товара (Приложение 1).

Для учета  расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками». Он предполагает ведение  аналитического учета по каждому  счету, предъявленному покупателем, а  при наличии расчетов по плановым платежам – по каждому покупателю. План счетов бухгалтерского учета предлагает вести аналитический учет расчетов с покупателями таким образом, чтобы обеспечивать возможность получения наиболее полных данных по «…покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, сроку поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок».

Информация о работе Учет расчетов по товарным операциям