Учет расчетов по налогу на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40-60% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. Сущность налога и его значение в экономике страны………………….4
2. Объекты, субъекты и льготы по налогу на прибыль………………..….11
3. Порядок исчисления и сроки уплаты……………………………………23
Заключение…………………………………………………………………..25
Задача………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Kyrsach_3.docx

— 181.20 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Бухгалтерский (финансовый) учет»

Тема: «Учет расчетов по налогу на прибыль.»

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………2

1. Сущность  налога и его значение в  экономике страны………………….4

2. Объекты, субъекты и льготы  по налогу на прибыль………………..….11

3. Порядок  исчисления и сроки уплаты……………………………………23

Заключение…………………………………………………………………..25

Задача………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы………………………………………51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики налоги становятся все более активным инструментом государственной политики.

Налоги  формируют необходимую финансовую базу для операций государства в  экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий  создают возможность целенаправленного  государственного воздействия на темпы  и пропорции накопления общественного  капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Налоги являются наиболее древним  экономическим инструментом. Они  крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается  на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит  и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве  развитых капиталистических стран  налоги составляют 40-60% валового национального  продукта. В налогах переплетаются  проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также  вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями  – фискальной и экономической. С  помощью первой формируется бюджетный  фонд; реализуя вторую, государство  влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории  налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно правовой стороны налог – обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Совокупность  разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются  определенные принципы, образуют налоговую  систему страны.

Налоги, их перечисление и расчет являются важным участком работы бухгалтерии. Главный  бухгалтер несет личную ответственность  за правильность исчисления и своевременность  внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Эта работа проходит через  все участки бухгалтерского учета, несмотря на тот факт, что начиная  с 1995 года в бухгалтерском учете  не формируется налогооблагаемая база по всем видам налогов в конечном варианте и отдельные показатели, формируемые в бухгалтерском  учете, подлежат различным корректировкам для целей налогообложения.

Для учета  расчетов предприятия с бюджетом по налогам, как уплачиваемым самим  предприятием, так и удержанным с  персонала этого предприятия, открывается  синтетический счет 68. “Расчеты с  бюджетом”, аналитический учет которого ведется по видам налогов.

Что же касается методики учета расчетов предприятия  по налогам, то она зависит от механизма  действия конкретного налога, и в  первую очередь от объекта налогообложения  и источника налога, поэтому ее необходимо рассматривать применительно  к особенностям каждого конкретного  налога.

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых  ранних ступенях государственных организаций  начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства налоговая  система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е  годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того,  что налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов:  налоговой ставки и налоговой базы.  Рост налогового бремени  может  приводить  к росту государственных  доходов только до какого-то предела,  пока не начнет сокращаться  облагаемая  налогом  часть  национального  производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х –  начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала, и стимулирование деловой активности. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось  также периодом возрождения и  формирования налоговой системы Российской Федерации. [2 с. 461]

Налоговая  система  в Российской Федерации практически была создана  в 1991г., когда в декабре этого года был принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской  Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную  стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.   Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Законом Российской Федерации  от 29.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" была определена налоговая система, которая с учетом изменений, внесенных  НК РФ, действует и в настоящее время. Однако с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 29.07.2004 №95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон № 95-ФЗ) на территории Российской Федерации вводится новая налоговая система, которая содержит меньшее количество налогов и сборов (далее - налоги). Сохранились виды налогов - федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог (Федеральным законом от 28.07.2004 № 83-ФЗ с 1 января следующего года вводится новая гл.25.2 "Водный налог" НК РФ), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

В соответствии со ст.12 НК РФ федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (если иное не предусмотрено НК РФ). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

К региональным налогам отнесены – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог, к местным налогам – земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Таким образом, в числе  региональных и местных платежей не содержится каких-либо налоговых сборов.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Экономическая сущность  налогов  характеризуется денежными отношениями,  складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.  Эти  денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение  государства.  Поэтому  налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги как стоимостная категория  имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую  сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее время налоговой  системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается  в обеспечении поступления необходимых  средств в бюджеты разных уровней  для покрытия государственных расходов. Во всех государствах,  при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.  обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей  функций достигается путём участия  государства в воспроизводственном  процессе, но не в форме прямого  директивного вмешательства, а путём  управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей  и регулирующей функциями налогов  есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного  хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов  проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Основными категориями в налоговом  законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного  владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество. Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога  с продаж), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в  бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении  ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими  словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое  значение представляют понятия средней  и предельной налоговой ставки. Средней  ставкой налога называется отношение  суммы налога к величине облагаемого  им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом  дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог – это  налог, который в денежном выражении  равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого  дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные  налоги.

Пропорциональный налог – это  налог, при котором налоговая  ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий  и физических лиц. Вне зависимости  от различной стоимости имущества  разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Информация о работе Учет расчетов по налогу на прибыль