Учет производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.

Содержание

Введение
Учет производственных запасов
1.1 Понятие, классификация материально-производственных запасов. Задачи их учет и оценка
1.2 Документальное оформление движение материалов
1.3 Учет производственных запасов на складе
Синтетический учет
2 РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 3.docx

— 128.30 Кб (Скачать)

      При методе ФИФО производственные  запасы списывают на производство  последовательно в порядке их  поставок на предприятие по  принципу: «первая партия на приход  – первая в расход». Это  означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы  по цене первой закупленной  партии, затем второй и т.д.

    Преимущество  метода в том, что он позволяет  получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних  по времени закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной стоимостью. 

    1. Документальное  оформление движение материалов
 

    Для учета движения материалов используется типовая документация.

    Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:

- приходный  ордер (ф. М-4);

- акт  о приемке материалов (ф. М-7).

    При поступлении материалов от поставщиков  заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документов поставщика и, если расхождений нет, выписывают «приходный ордер» на все  количество поступившего груза в  одном экземпляре в день поступления  материалов.

    Акт о приемке материалов применяется  для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в  случае расхождений (количественных и  качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.

    Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.

    Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию предприятия  как основание для бухгалтерских  записей на счетах и расчета суммы  недостачи или излишков; второй передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.

    Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют «товарно-транспортную накладную», которую выписывают грузоотправителю в четырех экземплярах:

- первый  служит основанием для списания  материалов у грузоотправителя;

- второй  – для оприходования материала  получателем;

- третий  – для расчетов с автотранспортной  организацией;

- четвертый  – для учета транспортной работы  и прилагается к путевому листу.

    Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения  количества поступившего груза с  данными накладной. При наличии  расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке  материалов.

    Поступление на склад отходов производства, а  также внутренние перемещение оформляют  требованием-накладной (ф. М-11), которую  выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

    Материалы, полученные от разборки и демонтажа  зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании  материальных ценностей.

    Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и  кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость  приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором  он излагает содержание хозяйственной  операции с указанием даты, места  покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данные паспорта продавца.

    Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

    Расход  материалов со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют  следующими документами:

- лимитно-заборной  картой (ф. М-8);

- требованием-накладной  на отпуск материалов 9ф. М-11);

- накладной  на отпуск материалов на сторону  (ф. М-15).

    Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному  производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой в цех – получателю. Кладовщик записывает количество отпущенного  материала в обеих картах, и  сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимых  видов материала для выполнения программы осуществляет планово-производственный отдел.

    Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.

    Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой –  складу.

    Отпуск  материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывают отдел сбыта  в двух экземплярах на основании  договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом  выписывается товарно-транспортная накладная. 

    1. Учет  производственных запасов  на складе
 

    Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии  зависит от метода их учета.

    Существуют  следующие методы учета производственных запасов:

- количественно-суммовой;

- с помощью  отчетов материально ответственного  лица;

- оперативно-бухгалтерский  (сальдовый).

    Наиболее  прогрессивным и рациональным методом  учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах  только количественно-сортового учета  движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия  на каждый номенклатурный номер материала  и под расписку передает их заведующему  складом.

    По  мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный  ордер и регистрирует его в  карточке учета материалов в графе  «Приход».

    На  основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в  карточке регистрируется расход материала.

    В карточке после каждой записи выводится  остаток.

    Кладовщик в установленные графиком сроки  сдает в бухгалтерию первичные  документы и составляет реестр сдачи  документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, в котором они относятся.

    По  состоянию на первое число каждого  месяца материально ответственное  лицо переносит количественные остатки  из карточек в ведомость учета  остатков материалов (ф. М-14).

    Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Храниться  в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

    Работник  бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей  в картечах учета материалов и  подтверждает их своей подписью на карточках.

    Основные  принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:

- оперативность  и бухгалтерская достоверность  количественного учета на складе  при помощи карточек учета  материалов, которые ведутся материально  ответственными лицами;

- систематический  контроль работниками бухгалтерии  непосредственно на складе за  правильными и своевременным  документированием операции по  движению материалов и ведением  складского учета материалов; предоставление  бухгалтерам права проверки соответствия  фактических остатков материалов  данным текущего складского учета;

- осуществление  бухгалтерского учета движения  материалов только в денежном  выражении по учетным ценам  и по фактической себестоимости  в резерве групп материалов  и мест их хранения, а при  наличии вычислительной установки   также в резерве номенклатурных  номеров;

- систематическое  подтверждение (взаимосверка) данных  складского и бухгалтерского  учета путем сопоставления остатков  материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных  по принятым учетным ценам,  с остатками материалов по  данным бухгалтерского учета. 
 

     1.4       Синтетический учет  

    Синтетический учет наличия материальных ресурсов ведут счет 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.

    Остатки материалах ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и  отпуск – по кредиту счета в  суммах фактической себестоимости.

    В дебет счета 10 относят все затраты  по их приобретению (покупная стоимость  материалов, наценки снабженческих  организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

    Поступление материалов на предприятие может  происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском  учете следующими проверками:

- приобретены  у поставщиков:

Д-т 10 К-т 60 – на покупную стоимость,

Д-т 19 К-т 60 – на сумму НДС;

- от  учредителей в счет вклада  в уставный капитал:

Д-т 10 К-т 75/1 – на согласованную стоимость;

- безвозмездно  от других организаций:

Д-т 10 К-т 98, субсчет «Безвозмездное поступление» - на рыночную стоимость;

- отходы  от брака:

Д-т 10 К-т 28;

- отходы  от ликвидации основных средств:

Д-т 10 К-т 91.

    Отпуск  материалов со склада производится на различные цели и отражаются следующими проводками:

- на  изготовление продукции:

Д-т 20, 23 К-т 10;

- на  строительство объектов основных  средств:

Д-т 08 К-т 10;

- на  ремонт основных средств:

Д-т 25, 26 К-т 10;

- продажа на  сторону.

    Учет  продажи материалов ведут на счет 91 (Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно-результативный.

    По  дебету счета 91 отражается:

- фактическая  себестоимость реализованных материалов:

Д-т 91/2 К-т 10

- сумма  НДС, начисленная на реализованные  материалы:

Д-т 91/2 К-т 68

- расходы  на продажу материалов:

Д-т 91/2 К-т 70, 69, 76.

По кредиту  отражается:

- выручка  от продажи по отпускным ценам,  включая НДС:

Д-т 51, 62 К-т 91/1.

Сопоставлением  оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.

Если  оборот дебетовый больше оборота  кредитового – получим убыток и его списывают на счет 99 «Прибыль и убытки» проводкой: Д-т 99 К-т 91/9.

Если  оборот дебетовый меньше оборота  кредитового – получим прибыль  и ее списывают проводкой:

Д-т 91/9 К-т 99.

Счет 10 имеет 11 субсчетов

10/1 «Сырье  и материалы»,

Информация о работе Учет производственных запасов