Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.
Введение
Учет производственных запасов
1.1 Понятие, классификация материально-производственных запасов. Задачи их учет и оценка
1.2 Документальное оформление движение материалов
1.3 Учет производственных запасов на складе
Синтетический учет
2 РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ
При методе ФИФО
Преимущество
метода в том, что он позволяет
получать в остатке суммы материальных
ценностей по ценам последних
по времени закупок, наиболее близко
совпадающих с текущей рыночной
стоимостью.
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
- приходный ордер (ф. М-4);
- акт о приемке материалов (ф. М-7).
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документов поставщика и, если расхождений нет, выписывают «приходный ордер» на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.
Акт
о приемке материалов применяется
для оформления поступивших материальных
ценностей без платежных
Акт
составляется комиссией с обязательным
участием представителя поставщика
или представителя
Акт
составляется в двух экземплярах: первый
передается в бухгалтерию предприятия
как основание для
Если
перевозку материалов осуществляют
автотранспортом, то в качестве первичного
документа применяют «товарно-
- первый
служит основанием для
- второй – для оприходования материала получателем;
- третий
– для расчетов с
- четвертый
– для учета транспортной
Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступившего груза с данными накладной. При наличии расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
Поступление на склад отходов производства, а также внутренние перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11), которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данные паспорта продавца.
Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Расход
материалов со склада на производственные
и хозяйственные нужды
- лимитно-заборной картой (ф. М-8);
- требованием-накладной на отпуск материалов 9ф. М-11);
- накладной
на отпуск материалов на
Лимитно-заборная
карта выписывается отделом маркетинга
на один или несколько видов
Лимитно-заборные
карты используют при постоянном,
систематическом отпуске
Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой – складу.
Отпуск
материалов сторонним организациям
оформляют накладной на отпуск материалов
на сторону. Ее выписывают отдел сбыта
в двух экземплярах на основании
договоров. Один экземпляр остается
на складе, другой передается получателю.
При перевозке материалов автотранспортом
выписывается товарно-транспортная накладная.
Порядок
учета материально-
Существуют следующие методы учета производственных запасов:
- количественно-суммовой;
- с помощью
отчетов материально
- оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.
По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».
На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.
В карточке после каждой записи выводится остаток.
Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестр сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, в котором они относятся.
По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).
Эта
ведомость открывается
Работник
бухгалтерии проверяет
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:
- оперативность
и бухгалтерская достоверность
количественного учета на
- систематический
контроль работниками
- осуществление
бухгалтерского учета движения
материалов только в денежном
выражении по учетным ценам
и по фактической
- систематическое
подтверждение (взаимосверка) данных
складского и бухгалтерского
учета путем сопоставления
1.4
Синтетический учет
Синтетический учет наличия материальных ресурсов ведут счет 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Остатки материалах ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск – по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.
В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.
Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проверками:
- приобретены у поставщиков:
Д-т 10 К-т 60 – на покупную стоимость,
Д-т 19 К-т 60 – на сумму НДС;
- от учредителей в счет вклада в уставный капитал:
Д-т 10 К-т 75/1 – на согласованную стоимость;
- безвозмездно от других организаций:
Д-т 10 К-т 98, субсчет «Безвозмездное поступление» - на рыночную стоимость;
- отходы от брака:
Д-т 10 К-т 28;
- отходы
от ликвидации основных
Д-т 10 К-т 91.
Отпуск материалов со склада производится на различные цели и отражаются следующими проводками:
- на изготовление продукции:
Д-т 20, 23 К-т 10;
- на
строительство объектов
Д-т 08 К-т 10;
- на ремонт основных средств:
Д-т 25, 26 К-т 10;
- продажа на сторону.
Учет продажи материалов ведут на счет 91 (Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно-результативный.
По дебету счета 91 отражается:
- фактическая
себестоимость реализованных
Д-т 91/2 К-т 10
- сумма
НДС, начисленная на
Д-т 91/2 К-т 68
- расходы на продажу материалов:
Д-т 91/2 К-т 70, 69, 76.
По кредиту отражается:
- выручка
от продажи по отпускным ценам,
Д-т 51, 62 К-т 91/1.
Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.
Если оборот дебетовый больше оборота кредитового – получим убыток и его списывают на счет 99 «Прибыль и убытки» проводкой: Д-т 99 К-т 91/9.
Если оборот дебетовый меньше оборота кредитового – получим прибыль и ее списывают проводкой:
Д-т 91/9 К-т 99.
Счет 10 имеет 11 субсчетов
10/1 «Сырье и материалы»,