Учет поступления и использования основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

В работе ставятся следующие задачи:
1. изучить состав, структуру основных фондов предприятия;
2. рассмотреть правильность документального оформления и отражение в учёте поступления, выбытия и ликвидации основных средств;
3. изучить правильность определения и отражения в учёте амортизации основных средств;
4. определение результатов от реализации, выбытия и ликвидации основных фондов;
5. своевременное получение достоверной информации для расчёта налоговых платежей;
6. контроль за эффективностью использования основных средств, выявление и мобилизация резервов повышения эффективности использования машин, оборудования, торговых площадей;
7. увеличение товарооборота и прибыли за счёт улучшения использования основных фондов.

Содержание

Введение 5
1. Основные средства и их роль в процессе производства 7
1. Экономическая сущность основных средств их классификация и оценка 7
1.2 Задачи учета основных средств 11
1.3 Нормативно- законодательные документы, регулирующие осуществление
хозяйственных операций с основными средствами 13
2. Учет основных средств 18
2.1 Основные положения учетной политики предприятия 18
2.2 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств 19
2.3 Синтетический и аналитический учет движения основных средств 25
4. Амортизация и ремонт основных средств 30
3. Расчетная часть 36
Заключение 40
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая БУ.docx

— 105.28 Кб (Скачать)

     Акт приемки-передачи основных средств

     Акт приемки-передачи основных средств (форма  № ОС-1) оформляет операции:

  1. Приемки объектов основных средств (за исключением объектов, приходуемых по акту о приемку оборудования (форма № ОС-14));
  2. Внутреннего перемещения объектов основных средств между структурными подразделениями;
  3. Продажи (реализации) объектов основных средств;
  4. Передачи объектов основных средств, осуществляемой по договору дарения;
  5. Передачи основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемой по договору мены.

     В акте указываются: наименование объекта, год постройки или выпуска, дата ввода в эксплуатацию, краткая  характеристика объекта, сдатчик и  получатель объекта, первоначальная (балансовая) стоимость, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, норма амортизации, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования и другие сведения. Акт утверждается руководителем организации.

     Акт о приемке  оборудования (форма № ОС-14) оформляет  операции приемки к бухгалтерскому учету оборудования:

  1. Не требующего монтажа (с/х машин, транспортных передвижных средств, свободно стоящих станков, строительных механизмов);
  2. Требующего монтажа, но предназначенного для запаса.

     Акт может быть составлен на один или  несколько видов оборудования, поступившего одновременно от одного поставщика и приходуемого на один склад (передаваемого в одно структурное подразделение). В акте указываются: дата и место составления акта, наименование и адрес отправителя и поставщика, данные об объекте согласно сопроводительному транспорту документу, результаты наружного осмотра объекта, заключение комиссии, перечень прилагаемых документов и другие данные. Акт составляется комиссией, в которую может быть включен уполномоченный представитель поставщика.

     Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов

     Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3) оформляет приемку законченных работ по ремонту, достройке и дооборудованию объекта. В случае проведения реконструкции и модернизации, приводящих к улучшению ранее принятых нормативных показателей функционирования, в данном акте указываются изменения в технических характеристиках объекта, стоимость выполненного объема работ, первоначальная (балансовая) стоимость объекта до и после реконструкции и модернизации и другие данные.

     По  поступлению акта в бухгалтерию  данные изменения фиксируются в  прежней инвентарной карточке, на которой был учтен объект. Если отражение всех изменений в указанной инвентарной карточке затруднено, то открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного номера) с отражением показателей, характеризующих дооборудованный или реконструированный объект.

     При производстве ремонта объектов основных средств акт приемки-сдачи (форма  № ОС-3) служит основанием для списания фактической себестоимости текущего и капитального ремонта на затраты производства. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается указанной организации. Акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом на то уполномоченным.

     Инвентарные карточки

     Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерской  службой на инвентарных карточках учета основных средств (форма № ОС-6).

     Инвентарная карточка учета основных средств (форма  № ОС-6) является основным регистром аналитического учета основных средств. Инвентарная карточка открывается бухгалтерией на каждый инвентарный объект в одном экземпляре. Она заполняется на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств.

     На  лицевой стороне инвентарной  карточки указывается наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (рождения, закладки), дата и номер акта о приемке, полная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от начисления амортизации (если имеет место), данные о выбытии или внутреннем перемещении объекта.

     На  оборотной стороне карточки приводится краткая индивидуальная характеристика объекта. В дальнейшем на оборотной стороне карточки указываются данные о производимой достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, ремонте объекта с указанием суммы произведенных затрат.

     Инвентарные карточки формируются в бухгалтерии  в инвентарную картотеку, построенную  по видам основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов. Внутри разделов, подразделов, классов и подклассов картотеки инвентарные карточки могут группироваться по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

     При наличии большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта. В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет рекомендуется осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

     Акт на списание основных средств

     Акт на списание основных средств (форма  № ОС-4) оформляет списание инвентарного объекта основных средств. Актом на списание оформляются операции по ликвидации отдельных частей, входящих в состав объекта основных средств, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты. В акте на списание указываются характеристики объекта, в том числе: первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, проведенные ремонты, причина выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов, сумма затрат, связанных со списание основных средств, стоимость материальных ценностей, полученных от списания объекта, финансовый результат от ликвидацию

     Акт составляется в двух экземплярах  и утверждается руководителем организации второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате списания запасных частей, материалов, металлолома и т.п.

     На  основании оформленных и переданных бухгалтерской службе актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта. Записи о выбытии объекта основных средств производятся в соответствующем документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации. 
 
 
 

     2 Учет основных средств 

     2.1 Основные положения учетной политики  предприятия

     При ведении бухгалтерского учёта предприятие  должно в течение отчетного года соблюдать принятую методику, то есть учётную политику. Изменение учётной  политики оговаривается в пояснительной  записке к годовому отчёту, с указанием  возникших вследствие внесения изменений  в учётную политику результатов  в денежном выражении.

     Составной частью учётной политики юридического лица должен стать метод определения  выручки от реализации продукции, работ, услуг, так как от этого зависит порядок исчисления и уплаты налогов.

     Формирование  учётной политики должно исходить из выбора и обоснования способов ведения  бухгалтерского учёта в соответствии с действующей нормативной базой, утверждённой законодательством.

     Учётная политика разрабатывается на всех предприятиях, независимо от формы собственности и источников финансирования и оформляется приказом руководителя. При отсутствии нормативных законодательных актов по конкретным вопросам, учётная политика по таким вопросам формируется самостоятельно, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту и согласовывается с налоговой инспекцией.

     К учётной политике предъявляются  следующие требования:

  1. полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов деятельности предприятия
  2. отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования,
  3. тождество данных синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также с данными бухгалтерской и налоговой отчётности,
  4. рациональное и экономное ведение учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

     В понятие  «выбора способов ведения  бухгалтерского учёта» входят такие  вопросы:

  1. выбор учётных регистров,
  2. погашение первоначальной стоимости основных фондов,
  3. формирование фондов и резервов ,
  4. погашение стоимости нематериальных активов,
  5. оценка материальных ресурсов,
  6. признание и использование прибыли предприятия,
  7. отражение курсовых разниц.
 

     2.2  Документальное оформление поступления  и выбытия основных средств

     Бухгалтерский учёт основных средств должен обеспечить документальное подтверждение наличия  и движения основных средств по местам нахождения и в разрезе материально  ответственных лиц, правильное начисление износа, определение затрат на ремонты.

     Создавая  предприятие, его собственники в  первоочередном порядке решают проблему укомплектования основными средствами. Если учредительными документами предусмотрено внесение основных средств в счет уставного капитала, то они вручаются предприятию. Далее, в процессе своей деятельности предприятия пополняют свои основные средства с целью замены износившихся, устаревших и по другим причинам. Порядок отражения в бухгалтерском учете увеличения основных средств зависит от того, каким образом и на каких условиях они приобретены.

     Основные  средства на предприятие поступают  в результате:

  1. капитальных вложений;
  2. приобретения у других юридических и физических лиц за плату;
  3. получения от других предприятий и лиц безвозмездно;
  4. субсидий правительственных и местных органов власти;
  5. внесения их учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия;
  6. оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации;
  7. получения в аренду.

     Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Как правило, на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств по форме ОС-1.

     Акт приемки-передачи основных средств  составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В  акте указывается характеристика объекта, его наименование, год выпуска  или постройки, источник приобретения (возведения), дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим  условиям, первоначальную стоимость, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств. Составление общего акта на несколько принимаемых объектов основных средств допускается лишь для хозяйственного инвентаря, оборудования и т.п., если эти объекты основных средств однотипны, имеют одинаковую стоимость и принимаются под ответственность одного и того же ответственного лица. К акту приемки-передачи основных средств прилагается техническая документация (паспорта, чертежи, спецификации, комплектовочная ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам эксплуатации основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.

     На  основании этих документов бухгалтер  заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта  по форме ОС-6. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре. В них указываются: наименование объекта, его краткая характеристика, первоначальная стоимость, норма амортизационных отчислений, номер акта и дата приемки основных средств, инвентарный номер и т.п.

Информация о работе Учет поступления и использования основных средств