Учет операций по расчетным и специальным счетам

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов организации учета операций по расчетным, валютным и специальным счетам., описание порядка организации данного учета ведется на примере ООО «Изумруд».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность и значение безналичного расчета;
- описать принципы и законодательные основы организации

безналичных расчетов;

- рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете операций по расчетным, валютным и специальным счетам;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и организация безналичного денежного расчета 6
1.1. Сущность и значение безналичного расчета 6
1.2. Принципы и законодательные основы организации безналичных
расчетов 7
1.3. Формы безналичных расчетов 10
Глава 2. Учет операций по безналичным расчетам 12
2.1. Учет операций по расчетным счетам 12
2.2. Учет операций по валютным счетам 18
2.3 Учет операций по специальным счетам 22

Глава 3. Организация учета операций по безналичным расчетам
33
3.1. Общие сведения 33

3.2 Учет операций по безналичным расчетам 35

Заключение 39
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

курсовая по бух.фин. учету.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре (в связи с которым открыт этот аккредитив — например, договор поставки), где отражаются следующие условия:

  • наименование банка-эмитента;
  • наименование банка, обслуживающего получателя средств;
  • наименование получателя средств;
  • сумма аккредитива;
  • вид аккредитива;
  • способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
  • способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
  • полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
  • сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание ус 
    луг), и требования к оформлению указанных документов;
  • условие оплаты (с акцептом или без акцепта);
  • ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.

Платеж  по аккредитиву производится в безналичном  порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.

Закрытие  аккредитива в исполняющем банке  производится:

-по истечении срока аккредитива;

  -по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;

  -по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по его условиям.

О закрытии аккредитива исполняющий банк должен поставить в известность банк-эмитент.

Неиспользованная  сумма покрытого аккредитива  подлежит возврату банку-эмитенту незамедлительно одновременно с закрытием аккредитива. Банк-эмитент обязан зачислить возвращенные суммы на счет, с которого депонировались средства (счет плательщика).(табл. 2.2)

Таблица 2.2

Корреспонденция счетов по учету расчетов с аккредитивами

Содержание  хозяйственной операции Корреспондирующие счета
Д К
1 Отражается  зачисление в аккредитивы:

собственных средств  организации 

кредитов банка

 
55

55

 
51

66

2 Отражается  погашение задолженности перед  поставщиками и подрядчиками 60, 76 55
3 Неиспользованные  средства в аккредитивах

направлены:

на расчетный  счет организации

на погашение  кредита банка

 
 
51

66

 
 
55

55

 

Зачисление  денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.

Принятые  на учет по счету 55 «Специальные счета  в банках» средства в аккредитивах списываются по мере их использования (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах (после их восстановления на том счете, с которого они были перечислены) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы»  ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

Во всех перечисленных выше случаях банк поставщика отправляет уведомление банку покупателя, и неиспользованная сумма зачисляется на тот счет, с которого были депонированы средства на открытие аккредитива.

Наличие и движение денежных средств по счету 55, субсчет 1 «Аккредитивы», зависит прежде всего от вида аккредитива и от того, на каких условиях открывается аккредитив. Здесь отражается открытие именно покрытого аккредитива, учет непокрытого аккредитива — за балансом на счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Списание  денежных средств для открытия покрытого (депонированного) аккредитива оформляется бухгалтерской записью:

  дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»,

  кредит  счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов.

Основанием  для таких учетных записей  являются выписки со специальных  счетов в банках с прилагаемыми к  ним документами.

Расчеты аккредитивами осуществляются в следующем порядке.

Поставщик отгружает продукцию в адрес  покупателя только после получения извещения об открытии аккредитива и представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов, товарно-транспортные и Другие документы, подтверждающие факт отгрузки продукции в адрес покупателя. Исполняющий банк проверяет представленные документы и зачисляет сумму аккредитива на счет получателя средств. Одновременно он направляет в банк-эмитент уведомление об использовании аккредитива с приложением документов, подтверждающих факт совершения сделки. Банк-эмитент сообщает покупателю об использовании аккредитива и передает ему документы, подтверждающие отгрузку товаров.

Использованные  суммы аккредитивов списываются  согласно выпискам банка и прилагаемым к ним документам, подтверждающим выполнение обязательств поставщиками, бухгалтерской записью:

дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

После списания суммы использованных аккредитивов банк плательщика производит окончательные операции, связанные с аккредитивами. Так, неиспользованную сумму покрытого аккредитива исполняющий банк возвращает (платежным поручением) банку-эмитенту, что дает основание для закрытия аккредитива или уменьшения его суммы. Неиспользованные средства в аккредитивах восстанавливаются банком на тот счет, с которого они были перечислены, что отражается бухгалтерской записью:

дебет счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные  счета», кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

Аналитический учет по счету 55, субсчет 1 «Аккредитивы», ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву, суммам их использования, срокам открытия и закрытия, что дает возможность контроля за движением денежных средств по данному субсчету.

На счете 55, субсчет 2 «Чековые книжки», учитывается  движение средств, находящихся на чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется ГК РФ, а также правилами расчетов между организациями, установленными банками

Выдача  чековых книжек банком за счет собственных  средств организации или за счет краткосрочных кредитов отражается бухгалтерской записью:

  дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки»,

  кредит  счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Предъявленные к оплате в банк используемые чеки при приобретении материальных ценностей — записью:

  дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

  кредит  счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки».

Суммы неиспользованных чеков и возвращенных в кредитную организацию — записью:

дебет счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные  счета», кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки».

Суммы по чекам, выданным, но не предъявленным  к оплате, остаются на счете 55, субсчет 2 «Чековые книжки», что должно соответствовать остатку по выписке банка данного счета.

Аналитический учет по этому субсчету ведется по каждой полученной чековой книжке с целью контроля за движением денежных средств в чековых книжках, выданных работникам организации для расчетов с кредиторами. Синтетический и аналитический учет операций по субсчету 2 «Чековые книжки» ведется на основании выписок из банка в разрезе корреспондирующих счетов итогами по однородным операциям в ведомостях, выходные данные которых используются для составления ведомости по счетам синтетического учета в условиях компьютерной технологии обработки информации.(табл. 2.3) 
 
 

Таблица 2.3

     Корреспонденция счетов по учету расчетов чеками

Содержание  хозяйственной операции Корреспондирующие счета
Д К
1 Депонированы  организацией денежные средства на специальном  счете при выдаче чековых книжек:

за счет собственных  денежных средств                           

за счет кредитов банка                        

 
 
55

55

 
 
51

66

2 Оплачены банком предъявленные чеки 60, 76 55
3 Депонированные  организацией на специальном счете  средства направлены:

на расчетный  счет организации                                   

на погашение  кредита банка

 
 
51

66

 
 
55

55

 

Синтетический учет операций по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется на основании  выписок банка в ведомостях в  разрезе корреспондирующих счетов.

Вложения  свободных денежных средств организации  в банковские вклады отражаются на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Банковские карты». При открытии депозитных счетов в зависимости от сроков возмещения и условий снятия денег различают вклады до востребования и срочные вклады. По вкладам до востребования не устанавливаются их минимальный размер и сумма неснимаемого остатка. По этим вкладам организация имеет право на закрытие депозитного счета по первому требованию.

Вклад организации денежных средств по срочному депозиту осуществляется на срок, установленный договором (от одного месяца до года). В случае долгосрочного снятия денежных средств с депозитного счета организация теряет установленный договором процент дохода; кредитные учреждения по данному депозиту начисляют процент, предусмотренный для вкладов до востребования.

Перечисление  денежных средств организация отражает на основании депозитного договора и выписки с расчетных и  других счетов в банках по дебету счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета», и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

При отражении  суммы начисленных процентов  по вкладам на депозитных счетах делается запись:

  дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета»,

  кредит  счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

При возврате вкладов кредитной организацией производятся записи по дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и кредиту счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета». Аналитический учет ведется по каждому вкладу согласно договору с банком с указанием сроков вклада и их возврата.

Отдельные субсчета к счету 55 «Специальные счета  в банках» используются для учета средств целевого финансирования: бюджетных средств, на финансирование капитальных вложений и др. Кроме того, субсчета к этому счету используются представительствами и филиалами, выделенными на отдельный баланс, которым открываются текущие счета в кредитных организациях для оплаты труда, хозяйственных и других расходов.

На отдельном  субсчете счета 55 «Специальные счета  в банках» отражаются денежные средства, перечисленные с расчетного счета для приобретения банковских карт. Чтобы указанные средства учитывались на специальном субсчете (специальном карточном счете), организация представляет в банк заявление на приобретение банковских карт; условия использования карт согласуются с банком. Основное назначение приобретенных банковских карт заключается в том, что с их помощью отдельные работники организации оплачивают услуги, хозяйственные расходы, командировочные.

Информация о работе Учет операций по расчетным и специальным счетам