Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:05, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов организации учета операций по расчетным, валютным и специальным счетам., описание порядка организации данного учета ведется на примере ООО «Изумруд».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и значение безналичного расчета;
- описать принципы и законодательные основы организации
безналичных расчетов;
- рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете операций по расчетным, валютным и специальным счетам;
Введение 3
Глава 1. Содержание и организация безналичного денежного расчета 6
1.1. Сущность и значение безналичного расчета 6
1.2. Принципы и законодательные основы организации безналичных
расчетов 7
1.3. Формы безналичных расчетов 10
Глава 2. Учет операций по безналичным расчетам 12
2.1. Учет операций по расчетным счетам 12
2.2. Учет операций по валютным счетам 18
2.3 Учет операций по специальным счетам 22
Глава 3. Организация учета операций по безналичным расчетам
33
3.1. Общие сведения 33
3.2 Учет операций по безналичным расчетам 35
Заключение 39
Список использованной литературы 40
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, согласно статье 855 ГК РФ.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Ограничение
прав владельца счета на распоряжение
находящимися на нем денежными средствами
не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных
1.3. Формы безналичных расчетов
Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать любую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и хозяйственных задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность и нарушаются важнейшие принципы хозяйствования.
В современных условиях
платежными
поручениями; чеками; аккредитивами; платежными
поручениями-требованиями; платежными
требованиями
ГЛАВА
2. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО БЕЗНАЛИЧНЫМ РАСЧЕТАМ
2.1.
Учет операций по расчетным счетам
В процессе деятельности у предприятия возникают хозяйственные связи и расчетные отношения с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг, с подрядчиками выполняемых для него работ, с покупателями продукции и заказчиками услуг, с финансовыми органами и другими организациями.
Указанные расчеты осуществляют безналичным оборотом, т.е. перечислением денежных средств через учреждение банка и под его контролем с расчетных и иных счетов плательщика на счет получателя.
Для хранения денежных средств и безналичных расчетов производственным предприятиям в соответствии с положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П открывают расчетные и прочие счета в банках.
Бухгалтерский учет безналичных денежных средств должен обеспечивать выполнение следующих основных задач:
• своевременное и правильное документальное оформление операций по движению безналичных денежных средств;
• отражение в учете операций по движению безналичных денежных средств в соответствии с требованиями действующего законодательства;
• контроль за сохранностью и целевым использованием безналичных денежных средств;
• контроль
за соблюдением расчетной
Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. В соответствии с этим договором банк хранит денежные средства предприятий на расчетных счетах, зачисляет на них поступающие суммы, выполняет распоряжения предприятий о перечислении и выдаче
со счетов денежных сумм и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Количество расчетных счетов, которое может открыть коммерческая организация, законодательством не ограничено.
Для открытия расчетного счета в банк представляются следующие документы:
1. Заявление
об открытии счета (бланк
2. Нотариально
заверенные копии
3. Копию
свидетельства о постановке
4. Нотариально
заверенную карточку с
5. Копию справки Госкомстата России о присвоении организации статистических кодов.
Банк может потребовать и некоторые другие документы (например, копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера фирмы).
В соответствии со статьей 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а так же в случаях, установленных законом
или предусмотренных договором между банком и клиентом.
При недостаточности денежных средств на счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку . Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия в последовательности, определенной Гражданским кодексом статьей 855 ГК РФ:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.(Гражданский кодекс РВ (часть вторая, ст 855)
Еще один вид безналичных расчетов — расчеты чеками. Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель — лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик — это банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек оплачивается банком за счет денежных средств чекодателя, причем последний не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, считается предъявлением чека к оплате.
Плательщик по чеку обязан, всеми доступными ему способами удостовериться в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ (ст. 878):
Также
в нем могут содержаться
Чеки бывают именными и переводными. Именной чек не подлежит передаче, а переводной может быть передан на основании индоссамента другому лицу до востребования денег по нему. Лицо, владеющее переводным чеком, полученным по индоссаменту, считается его законным владельцем, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.
Получение наличных денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командировочных расходов, на хозяйственные нужды и др. Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, его реквизиты полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки (25 или 50 чеков) содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации..
Аналитический и синтетический учет операций
Для учета наличия и движения безналичных денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации предназначен счет 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации, по кредиту — списание денежных средств с расчетных счетов организации.
Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.
Ежедневно организации получают от кредитной организации выписку о движении средств по своему расчетному счету, содержащую перечень произведенных по нему за день операций. Выписка представляет собой второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ей кредитной организацией, и служит основанием для осуществления бухгалтерских записей по движению средств на расчетном счете организации. К выписке прилагаются документы, на основании которых кредитная организация зачисляет или списывает средства с расчетного счета организации. Выписка банка из расчетного счета заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Сохраняя денежные средства предприятий, банк является должником предприятия по сохраняемым суммам, поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) —по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету счета 51 «Расчетные счета», а списания — по кредиту. Бухгалтерская обработка выписки банка включает в себя следующие процедуры. Бухгалтерия предприятия проверяет выписку и соответствие поступивших и списанных сумм по приложенным к ней оправдательным расчетно-платежным документам. Эти документы нумеруются: 1, 2 и т.д.
В ходе проверки банковской выписки может быть обнаружено, что какая-то сумма ошибочно списана или зачислена на расчетный счет. Об этом следует немедленно сообщить в операционный отдел банка. Форма сообщения произвольная.
Выявленные расхождения в учете отражаются следующими записями:
1. Сумма, ошибочно списанная с расчетного счета, относится в дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям»
Дебет 76-2 —Кредит 51;
2. Сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет, относится в кредит субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям»
Дебет 51 —Кредит 76-2.
Информация о работе Учет операций по расчетным и специальным счетам