Учет оценка материально- производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами учета производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, контроль за выполнением планов снабжения материалами, выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов, контроль за соблюдением норм производственного потребления, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции, рациональная оценка производственных запасов.Рассматривается на примере ОАО "Азимут"

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика материально-производственных запасов 5
1.1 Классификация материально-производственных запасов 5
1.2. Нормативное регулирование учета производственных запасов 7
1.3. Документальное оформление поступления производственных запасов 8
1.4. Оценка производственных запасов 12
1.5. Учет материалов 14
Глава 2. Анализ использования материально-производственных запасов на примере ОАО «Азимут» Чистопольский речной порт 22
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Азимут» Чистопольский речной порт 22
2.2. Учет материально-производственных запасов на ОАО «Азимут» 23
2.3. Финансово- экономический анализ деятельности предприятия 38
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 47

Работа содержит 1 файл

курсовая после глюка.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

     Для каждого счета – фактуры в  журнале – ордере № 6 отводится  отдельная строка, по которой записываются регистрационный номер, основные реквизиты  и суммы, принятые к платежу, суммы  зачета и пр. суммы, принятые к платежу, показываются развернуто по каждому элементу счета, составляющему покупную стоимость приобретенных материалов. Отдельно показываются суммы выявленной недостачи и суммы различных претензий. Излишки, выявленные в процессе приемки грузов рассматриваются как неотфактурованные поставки и показываются по отдельной строке журнала – ордера № 6.

     По  неотфактурованным поставкам на основании данных документов склада о приемке осуществляется запись раздельно по каждой поставке с указанием  буквы «Н» в графе «Номер счета  – фактуры».

     Оприходование происходит по договорной стоимости  с данным поставщиком, по учетной  цене или цене предыдущей поставки. При получении счета – фактуры  указанная выше запись сторнируется и делается обычная запись. Одновременно по строке, где указаны неотфактурованные запасы, в раздел «Отметка об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам» проставляется номер строки, на которой произведена сторнировочная запись [2, с. 299] .

     Отметки об оплате делаются в течение двух месяцев с момента получения  груза, в том числе и в части поставок, не подкрепленных документами. После истечения указанного срока неоплаченные или несписанные суммы и суммы по неотфактурованным поставкам без отметок о сторно записываются как входящие остатки на третий месяц отдельно по каждому счету – фактуре или заменяющему его документу. В дальнейшем отметка об оплате, списание или сторно производятся уже в данном журнале – ордере, в котором на последней странице приводятся сводные данные за отчетный месяц о состоянии расчетов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». 

     После этого составляется обычная бухгалтерская  проводка на приход если учетной политикой  принят вариант оприходования материалов по фактической себестоимости. Если текущий учет приобретения материально  – производственных запасов ведется по покупной цене, то расходы по погрузке, транспортировке и т. д. учитываются на отдельном аналитическом счете «Транспортно – заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы»:

     Дебет счетов 10 «Материалы» - по покупной цене: Аналитический счет «Транспортно – заготовительные расходы»; 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Приобретение  материалов через подотчетных лиц отражается в журнале – ордере № 7 записью: Дебет счетов 10 «Материалы»; 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам» Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

     Груз, полученный, как неотфактурованная поставка, должен быть оприходован в условной оценке: по договорной цене, цене предыдущей поставки и т. п. В этой же оценке данная поставка должна быть сторнирована при получении расчетно – платежных документов: Дебет счетов 10 «Материалы»; 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материально –  производственным запасам» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого делается обычная запись на приход материалов в сумме, которая приведена в указанных выше документах.

     Претензии, предъявленные поставщикам при  оприходовании поступивших материалов, независимо от их характера (несоответствие условиям договора, недостача и т. д.), не освобождают покупателя от обязательств перед поставщиком до даты разрешения спора и отражаются записью:  Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  Субсчет 2 «Расчеты по претензиям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Отказ арбитражным или иным судом во взыскании сумм недостачи, ранее предъявленных поставщику или транспортной организации в виде претензии, оформляется так: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

       Если на момент приемки МПЗ  причина недостачи установлена  (вина работников, естественная убыль  и т. д.), то в этом случае  общий размер потерь отражается  следующей записью: Дебет  счета  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     В последующем сумма недостачи  списывается по принадлежности исходя из ее содержания за счет организации (в пределах норм убыли): Дебет счетов 20 «Основное производство»; 26 общехозяйственные  расходы» и т. д. Кредит счета  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» или за счет виновных лиц: Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     На  сумму оплаченного счета поставщика делается запись: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетный счет». Сумма НДС принимается к зачету бюджетом при соблюдении следующих условий:

     - материальные ценности приобретены  для производственной деятельности;

     - материальные ценности оприходованы;

     - произведены расчеты с поставщиками;

     - есть счет – фактура поставщика

     - счет – фактура зарегистрирован  в Книге покупок [3, с.246].

     Если  все эти условия соблюдены, покупатель может сделать следующие записи: Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам».

     Сумма НДС по материально – производственным запасам, приобретенным для непроизводственных целей, не принимается к возмещению из бюджета, а закрывается записью: Дебет счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства» Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам».

     Также не возмещается из бюджета сумма превышения установленного предельного размера расчета наличными деньгами по приобретенным материальным ценностям: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам».

     Если  в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 «Заготовление  и приобретение материалов» и 16 «Отклонения  в стоимости материалов», покупная стоимость заготовления материалов исчисляется на основании расчетных документов поставщиков, документов, приложенных к авансовым отчетам подотчетных лиц, и других документов, дающих основание рассматривать их как расходы по формированию фактической себестоимости приобретенных ценностей: Дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам» Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами и т.п.

     На  сумму предъявленной поставщику претензии по недостаче и др.: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  Субсчет 2 «Расчеты по претензиям» Кредит счета 15 «Заготовка и приобретение материалов» [15, 13].

     В дальнейшем в целях исключения риска  снижения стоимости сырья, материалов и т. п. под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно – материальных ценностей за счет собственных источников: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных  ценностей». В следующем отчетном периоде сумма данного резерва подлежит восстановлению: Дебет счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» Субсчет 1 «Прочие доходы» [4, 201].

     Учет  заготовления материалов, когда учетной  политикой предусмотрен учет по твердым  учетным ценам, осуществляется на счете 10 «Материалы». Оприходование материалов в этом случае отражается записью: Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».    Наличие остатка на конец месяца по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» означает, что указанные ценности не оприходованы в связи с нахождением их на складе поставщика или в пути. В следующем месяце при поступлении материалов эта бухгалтерская запись сторнируется и сумма материалов отражается по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». В конце месяца этот счет закрывается счетом 16 «Отклонения в стоимости материалов». Разработка нового плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности и ввод его в эксплуатацию с 1 января 2001 г. заставляет по – иному оценить отдельные методические основы бухгалтерского учета [16, с. 23].

     Обороты по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за отчетный месяц  включают, как суммы за полученные МПЗ, так и суммы по таким запасам, оставшимся в пути. В синтетическом  учете сумму ранее акцептованного счета поставщика на материалы, не поступившие к концу отчетного месяца, покупатель принимает к учету как материалы в пути: Дебет счетов 10 «Материалы»: Субсчет «Материалы в пути»; 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В следующем отчетном месяце при поступлении этих ценностей на склад ранее сделанная запись сторнируется [11, с. 275-277].

     Достоверность данных текущего бухгалтерского учета и отчетности по материально-производственным запасам обеспечивается проведением инвентаризации.

     Инвентаризация  начинается с того, что материально-ответственные  лица предоставляют расписки о том, что все ценности оприходованы, а  выбывшие - списаны, приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию.  
Далее члены комиссии проверяют фактическое наличие материалов, результаты заносят в
Инвентаризационную опись (форма № ИНВ-3).  
На основе данных учета и инвентаризационных описей бухгалтерия составляет
Сличительные ведомости инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В этом случае возможен зачет излишков и недостач по пересортице. По всем выявленным расхождения материально-ответственные лица предоставляют письменные объяснения.

     Если  в ходе инвентаризации выявлены излишки  материалов, они приходуются по рыночной стоимости. Недостачи относят на виновных лиц. По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки, например, оприходование излишков товаров относится в доход предприятия. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по форме ИНВ-3 применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально-ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности. Инвентаризационные описи могут быть заполнены, как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых реквизитов (артикула, сорта и другое). Наименования проверяемых товаров, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. 
 

АНАЛИЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЗИМУТ» ЧИСТОПОЛЬСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ

                                       

    1. . Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Азимут» Чистопольский речной порт  

                                                                   

     Открытое  акционерное общество «Азимут» действует  на основании Гражданского Кодекса  Российской Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах».

     Полное  фирменное наименование Общества на русском языке: открытое акционерное  общество «Азимут».

     Местоположение  ОАО «Азимут»: 422984 г. Чистополь, улица Гуськова 18Б.

     Уставный  капитал предприятия составляет 51100 000 рублей.

     Общество  является юридическим лицом и  имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Информация о работе Учет оценка материально- производственных запасов