Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя находящиеся в его распоряжении ресурсы, формирует себестоимость изготавливаемой продукции, что, в конечном счете, при прочих равных условиях определяет финансовый результат его работы.
Фактически расходы являются одним из основных предметов интереса управленческого учета, поскольку как раз решения, принимаемые в целях их сокращения, составляют основной доступный инструмент менеджера в целях повышения эффективности работы предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание расходов на организацию производства и управление. Задачи учета. 5
2. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Возрождение». 10
3.Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов и пути усовершенствования.
3.1. Учет общепроизводственных расходов. 19
3.2.Учет общехозяйственных расходов. 25
3.3.Распределение расходов между объектами калькулирования в отечественной и зарубежной практике учета. 32
Заключение. 42
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

rкур. работа.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

б) строительными организациями (накладные расходы) — в Дебет счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».

Для реализации установленной методики по распределению  расходов необходимо:

1) определить процент общехозяйственных расходов, учтенных на счетах 20, 23, 29, к выбранной базе распределения (например, расходам на оплату труда рабочих);

2) по исчисленному проценту, умноженному на сумму расходов на оплату труда рабочих, приходящихся на каждый вид производства, суммы общехозяйственных расходов определить по каждому виду.

Таким образом, сумма осуществленных в текущем месяце расходов в итоге распределяется следующим образом: часть входит в состав незавершенного производства, которое учтено в сальдо по счету 20 «Основное производство», часть учтена в себестоимости готовой, но не реализованной продукции и входит в сальдо по счету 43 «Готовая продукция» и еще одна часть учтена в себестоимости реализованной продукции и входит в оборот по дебету субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».

Вариант 2.

Если учетной политикой организации предусмотрено включение расходов текущего периода в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), то вся сумма расходов в качестве условно-постоянных списывается в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».

В данном случае формируется неполная (сокращенная) производственная себестоимость выпускаемой продукции, а себестоимость реализованной продукции увеличивается.

По окончании месяца издержки производства, учтенные на счетах 25 и 26 перечисляют с Кредита этого счета в Дебет счета 90 «Продажи». Следовательно, в конечном счете расходы добавляются к себестоимости проданной за отчетный период продукции (работ, услуг), исчисленной исходя из сокращенной производственной себестоимости, и тем самым определяется вся производственная себестоимость продукции.

В организациях, занятых производством продукции (работ, услуг), расходы списываются следующим образом.

В полном размере как расходы на продажу продукции (работ, услуг) расходы списываются со счета 26 в Дебет счета 90 «Продажи».

После выбора конкретного подхода к распределению косвенных затрат с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации и ее учетной политики разрабатывается методика их распределения.

Рассмотрим основные этапы методики, получившей наибольшее распространение на отечественных предприятиях.

1.                  Распределение косвенных затрат между производственными и обслуживающими подразделениями организации (центрами ответственности).

2.                  Перераспределение косвенных затрат обслуживающих подразделений на производственные.

3.                  Расчет цеховых ставок распределения косвенных затрат для каждого производственного подразделения.

База для распределения косвенных затрат выбирается организацией самостоятельно, исходя из специфических особенностей ее деятельности, записывается в учетной политике организации и является таковой в течение всего финансового года.

Наиболее распространенные методы распределения основаны на учете:

                  основной заработной платы;

                  нормо-часов, отработанных основными производственными рабочими;

                  времени работы станков.

Если деятельность места возникновения затрат (МВЗ) является трудоемкой (большая доля ручного труда), то общепроизводственные расходы данного МВЗ следует распределять по видам продукции, взяв за основу показатели, связанные с потреблением трудовых ресурсов.

В качестве базы распределения производственных косвенных затрат данного МВЗ можно использовать:

                  фактические затраты труда;

                  нормативные (плановые) прямые затраты труда;

                  количество персонала, задействованного в том или ином технологическом процессе.

Если деятельность МВЗ является капиталоемкой (например, автоматизированные производственные линии), то общепроизводственные расходы этого МВЗ можно распределять по видам продукции, взяв за основу показатели, связанные с использованием основных средств. Здесь в качестве базы распределения производственных косвенных расходов могут применяться:

                  амортизационные отчисления по видам продукции;

                  плановые (нормативные) часы работы оборудования;

                  фактические часы работы оборудования;

                  остаточная стоимость основных средств, задействованных в том или ином технологическом процессе;

                  количество произведенной продукции (данная база применяется в основном на предприятиях с простым типом производства);

                  стандартные прямые добавленные затраты (данная база включает заработную плату операторов, рабочих, обслуживающих оборудование, энергию и др.);

                  стандартная общая сумма переменных расходов (к предыдущей базе добавляется стоимость использованных переменных материалов).

И наконец, если деятельность МВЗ является материалоемкой (затраты, добавленные к стоимости продукции в данном МВЗ, в большинстве своем являются расходами сырья и материалов), то за базу распределения можно принять:

                  фактически прямые затраты сырья и материалов;

                  плановые (нормативные) прямые затраты сырья и материалов.

Если нельзя четко определить, какой является деятельность МВЗ (трудоемкой, капиталоемкой или материалоемкой), то можно использовать комбинированные базы распределения, рассчитываемые на основе двух или более видов ресурсов:

                  полные прямые материальные затраты (текущие материальные затраты плюс амортизация) — при большом удельном весе используемых сырья, материалов и основных средств;

                  добавленная стоимость (амортизация плюс прямые затраты труда) — при большом удельном весе трудовых ресурсов и капитала (основных средств);

                  затраты труда плюс текущие материальные затраты — при большом удельном весе сырья, материалов и ручного труда;

                  полные прямые затраты — в отсутствие приоритета какого-либо вида ресурсов.

4. Распределение накладных расходов на изделие (заказ).

Определив цеховые ставки косвенных затрат и зная количество часов, затрачиваемых на производство единицы продукции (заказа), можно определить величину косвенных затрат, приходящихся на единицу продукции.

Алгоритм распределения расходов следующий:

а) из учетных регистров определяют сумму общехозяйственных расходов за отчетный период;

б) в соответствии с указанной в учетной политике базой распределения расходов (пропорционально заработной плате производственных рабочих и др.) суммируют элементы, включенные в эту базу в рублевом исчислении;

в) находят коэффициент распределения путем деления результатов по пункту «а» на результат по пункту «б»;

г) рассчитывают сумму расходов, приходящихся на каждый элемент базы, путем умножения каждого элемента на коэффициент.

Генеральные управляющие западных фирм находят, что расходы контролировать сложнее, чем все прочие издержки, поскольку данные расходы включают в себя множество различных калькуляционных статей с различными характеристиками динамики изменения. Некоторые накладные расходы, например, амортизация основных средств, зависят от их производственных мощностей. Данные расходы остаются сравнительно постоянными независимо от изменений объемов сбыта или производства. Дискреционные расходы изменяются только в зависимости от решений, принятых руководством.

Другая трудность состоит в том, что не все накладные расходы, относящиеся к производству или сбыту, осуществляются одновременно с процессом производства или сбыта. Некоторые накладные расходы приходятся на периоды намного более ранние, чем случаются изменения в производстве или сбыте. Другие накладные расходы приходятся на существенно более позднее время, после того, как упомянутые изменения уже давно прошли.

Международные бухгалтерские стандарты, основные принципы учета имеют отношение именно к системам финансового учета. Что касается внутренней учетной системы на предприятии, то вопрос о том, создавать ее или нет, решает сама администрация фирмы. В системе внутреннего учета создается, прежде всего, информация об издержках.

В западных странах издержки производства – один из основных объектов управленческого учета. Они группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Места возникновения затрат – это структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.). Под носителями затрат понимают виды продукции (работ, услуг) данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

В системе управленческого учета обязательно выделяются такие объекты учета, как «центры ответственности». Управление издержками происходит через деятельность людей, которые должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Центр ответственности – структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер ответственен за целесообразность понесенных расходов.

Администрация решает сама, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности.

Так, если в традиционном управленческом учете принимается подход с одноступенчатым распределением ОПР (ОХР), при котором косвенные расходы (как уже говорилось выше) собираются за месяц и распределяются между видами продукции пропорционально единой базе, то в западном управленческом учете принимаются различные методики более сложные, но и более точные:

1. четырехступенчатое фактическое распределение (распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов):

                   распределение общей суммы ОПР и ОХР между производствами и обслуживающими подразделениями – каждая статья ОПР и ОХР распределяется отдельно с выбором собственной базы распределения;

                   перераспределение расходов обслуживающих подразделений на производственные;

                   расчет ставок распределения ОПР и ОХР имеют два вида:

1.                  единые – общие для всех, определяются для всех цехов в целом

Единая ставка = Общие суммы ОПР (ОХР) / Общая величина базы распределения

2.                  цеховые ставки – рассчитываются индивидуально для каждого цеха с выбором собственной базы распределения

Цеховая ставка = ОПР (ОХП) цеха / Величина базы распределения данного цеха

                  отнесение ОПР (ОХР) на себестоимость отдельных изделий на основе ставок распределения и с учетом баз распределения по каждому виду продукции, определяется сумма ОПР (ОХР) , надлежащего включению в себестоимость.

2. метод возмещения ОПР (ОХР). Ее особенности: до начала производства составляется смета ОПР (ОХР) , выбирается база их распределения и исчисляется плановая ставка (норма возмещения)

Норма возмещения = Плановая сумма ОПР (ОХР) / Плановая величина базы распределения

ОПР (ОХР), вкл. в себестоимость = Норма возмещения * фактич. ч/ч

В конце периода выявляется разница между суммой ОПР (ОХР), включаемой в себестоимость и фактические суммы ОПР (ОХР) , которые списываются на финансовый результат.

Так, например, рассмотрим такие системы Direct Costing и Стандарт-костинг.

Система Direct Costing – ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включаются и периодически списываются на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.

Стандарт-костинг (standart costing) – система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. «Стандарт» – количество необходимых для производства единицы продукции затрат; «костинг» – денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.

В основу системы Стандарт-костинг положены следующие принципы:

                  предварительное нормирование затрат по элементам и статьям затрат;

                  составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;

                  раздельный учет нормативных затрат и отклонений;

Информация о работе Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов