Учет нематериальных ативов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:54, реферат

Описание работы

С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы – нематериальные активы. Полное определение данного вида средств появилось лишь в 1994 году с утверждением нового Положения о бухгалтерском учете и отчетности.

Содержание

Содержание.
Понятие, классификация и оценка НМА
Нормативные регулирования НМА.
Условия признания НМА в бухгалтерском учете.
Виды НМА.
Документальное оформление наличие движения НМА.
Формирование первоначальной стоимости НМА.
Амортизация НМА.
Учеты выбытия НМА.
Раскрытие информации о НМА в бухгалтерской отчетности.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

бухучет реферат готов.docx

— 68.99 Кб (Скачать)

Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и  пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением  объектов.

Расходы по созданию нематериальных активов и доведению  их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим  работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.

Нематериальные  активы, поступающие в организацию  в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости обмениваемого  имущества.  

Оценка нематериальных активов, стоимость которых при  приобретении определена в иностранной  валюте, производится в рублях по курсу  Центрального банка РФ, действующему на дату приобретения объекта.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты  к учету, не подлежит изменению.

 
 

Нормативные регулирования  НМА.

Все организации и индивидуальные предприниматели на территории РФ должны вести бухгалтерский и налоговый учет и состовлять отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

Основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета, подготовке и предоставлению бухгалтерской отчетности предприятия установлены:

  1. Федеральным законом РФ « О бухгалтерском учете» от 21,11,1996г №129-Ф3;
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29,07,1998г. №34н;
  3. Положениями по бухучету  организации.
 

Организация и ведение бухучета в РФ регулируется нормативно- правовыми актами, которые в зависимости от назначения и статуса состоят из четырех уровней.

1-й уровень. К 1-ому уровню относятся законодательные акты, указы Президента РФ и Постановления правительства:

- Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21,11,1996 г.№129 Ф3;

- гражданский кодекс РФ;

- налоговый кодекс РФ;

-другие федеральные законы;

-Постановление правительства РФ « О программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06,03,1998 г. №283 и др.

2-й уровень включает российские бухгалтерские стандарты, представляющие собой положения по бухучету (ПБУ),например ПБУ1/2008 «Учетная политика организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации».В настоящее время разработано 210ПБУ.

3-й уровень. Инструктивные и методические материалы; инструкции, методические указания МИНФИна, план счетов бухучета и инструкция по его применению.

К 4-му уровню относятся:

- внутренние документы организации;

- учетная политика;

- рабочий план счетов;

- технологии обработки учетной информации и др.

Все четыре уровня составляют общую взаимосвязанную систему нормативного регулирования бухучета.

Условия признания  НМА в бухгалтерском учете. 

Согласно пункту 3 ПБУ 14/2000 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива при одновременном выполнении следующих условий:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
  • возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
  • использование  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • последующая перепродажа данного имущества не предполагается;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

Таким образом, если товарный знак признается НМА в бухгалтерском учете, он, как правило, признается таковым и в налоговом учете.

В Налоговом кодексе предусмотрены те же правила формирования первоначальной стоимости объектов НМА, приобретаемых за плату и создаваемых самой организацией, что и в ПБУ 14/2000. Исключение составляют расходы (проценты) по заемным средствам, полученным организацией на приобретение товарного знака. Согласно пункту 27 ПБУ 15/01 суммы процентов по займам и кредитам могут включаться в первоначальную стоимость инвестиционного актива. В целях налогообложения прибыли суммы процентов по заемным средствам всегда относятся к внереализационным расходам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и не учитываются как увеличение стоимости амортизируемого имущества.

Кроме того, если стоимость товарного знака выражена в условных единицах, возникающие суммовые разницы в налоговом учете отражаются как внереализационные расходы (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), а в бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость товарного знака.

Первоначальная стоимость в налоговом и бухгалтерском учете может также различаться, если товарный знак поступил в организацию в качестве вклада в уставный капитал, получен безвозмездно или по договору, предусматривающему исполнение обязательств неденежными средствами. Дело в том, что в отличие от Налогового кодекса в пунктах 9—11 ПБУ 14/2000 для этих случаев установлен особый порядок определения первоначальной стоимости НМА. Различия в оценке первоначальной стоимости товарных знаков в налоговом и бухгалтерском учете приведены в таблице.

Налоговый кодекс, как и ПБУ 14/2000, не предусматривает возможности последующего изменения первоначальной стоимости товарного знака, признанного в качестве НМА. 
 

Виды НМА. 

    1. Исключительные права патентообладателя на изобретение, модель, промышленный образец, а так же вид деятельности;
    2. Авторские права на программные продукты и образцы данных;
    3. Имущественные права автора на топологию интегральных микросхем;
    4. Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания;
    5. Исключительное право  владельца на селекционные достижения;
    6. Деловая репутация фирмы;
    7. Организационные расходы пред приятия и т.д.
 
 
 

      Документальное  оформление наличия  движения НМА.

Для документального  оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения нематериальных активов, и выполнения задач бухгалтерского учета НМА в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком.

Приказом  или распоряжением по организации  необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание объектов НМА.

Учет  нематериальных активов осуществляется по их видам и отдельным объектам Единицей бухгалтерского учета НМА  является инвентарный объект. Инвентарным  объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права  на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом  порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.

В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько  охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология):

Для целей  бухгалтерского учета ломимо документа, подтверждающего существование  самого нематериального актива, на каждый инвентарный объект НМА должна оформляться соответствующая первичная документация*

Для учета  операций по движению нематериальных активов используется лишь одна унифицированная  форма первичной учетной документации — карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  долгосрочных инвестиций по мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания  работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляются на основании акта приемки в состав нематериальных активов.

Один  из экземпляров указанного акта, утвержденный руководителем организации, вместе с подтверждающей документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая согласно этим документам открывает карточку учета нематериальных активов.

Карточка  учета нематериальных активов применяется  для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в организацию. В данной карточке указываются все основные показатели и характеристики принимаемого на учет объекта нематериальных активов. Карточка ведется в бухгалтерии на каждый инвентарный объект.

Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа о принятии объекта НМА к учету, о приемке-передаче (перемещении) нематериальных активов  и другой документации.

Другие  утвержденные формы первичной учетной  документации по учету движения нематериальных активов (например, акт на списание НМА, аналогичный акту на списание основных средств) пока не предусмотрены. В связи с этим организация может самостоятельно разработать другие формы документов для учета движения НМА и отразить их в приложении к приказу об учетной политике организации.

 

  

      Формирование  первоначальной стоимости НМА. 

Нематериальные  активы отражают в бухгалтерском  учете по фактической (первоначальной) стоимости. Это сумма всех расходов на его приобретение, создание и  обеспечение условий для использования. Согласно пунктам 8 и 9 ПБУ 14/2007 к таким  расходам, в частности, относят:

- суммы, уплачиваемые  правообладателю (продавцу) по договору  об отчуждении исключительного  права на нематериальный актив;

- таможенные  пошлины и таможенные сборы,  необходимость уплаты которых  возникла при создании НМА;

- суммы невозмещаемых  налогов, уплаченных при покупке  НМА (например НДС при приобретении  нематериального актива для деятельности, не облагаемой этим налогом);

- государственные  пошлины (включая патентные) и  другие необходимые платежи, уплачиваемые  в связи с приобретением (регистрацией) НМА;

- вознаграждения, уплачиваемые посредникам, через  которых приобретен НМА;

- суммы, уплачиваемые  за информационные и консультационные  услуги, связанные с приобретением  НМА;

- суммы, уплачиваемые  за выполнение работ (услуг)  сторонним организациям по договорам  подряда, авторского заказа. Следует  отметить, что собственно договор  авторского заказа (договор подряда)  связан с выполнением действий  с созданием нематериального  объекта (не затрагивает условие  о предоставлении права использования  или отчуждении исключительного  права), материальным носителем или  фиксацией информации на материальном  носителе, приготовлениями (в том  числе техническому сопровождению)  к созданию авторами результатов  интеллектуальной деятельности, а  последующее пользование и распоряжение  исключительным имущественным правом  происходит в рамках условий  лицензионного договора или договора  на отчуждение исключительного  права соответственно. В то же  самое время договоры НИОКР,  исходя из своего содержания, предполагают, что условия об имущественном праве на результат интеллектуальной деятельности являются оговоренным, в том числе с помощью диспозитивных норм Гражданского кодекса России;

- расходы на  оплату труда работников, непосредственно  занятых в создании НМА, а  также взносы на обязательное  социальное страхование и взносы  по "травме", начисленные с их  доходов;

- амортизацию  основных средств и нематериальных  активов, использованных непосредственно  при создании НМА, первоначальная  стоимость которого формируется;

- другие расходы,  непосредственно связанные с  приобретением или созданием  НМА (например затраты на оплату  услуг по сокращению сроков  государственной регистрации прав  на нематериальный актив). 

По правилам налогового учета в фактическую  стоимость НМА не включают налоги, учитываемые в составе расходов*(35). В то же время сумма обязательных страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС, начисленных с  заработной платы работников, участвующих  в создании нематериального актива, формирует его первоначальную стоимость*(36). 

Некоторые расходы  стоимость нематериального актива не увеличивают. Они перечислены  в пункте 10 ПБУ 14/2007. К таким затратам, например, относят общехозяйственные  и другие аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением и  созданием активов.

Затраты на приобретение НМА первоначально собираются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчет 5 "Приобретение нематериальных активов").

Нематериальный  актив может быть приобретен компанией  несколькими способами. Например, куплен за плату у сторонней организации, создан силами самой компании, получен  в качестве вклада в уставный капитал, приобретен безвозмездно, получен в  рамках товарообменной сделки. В каждом из этих случаев есть особенности  формирования его первоначальной стоимости. 

...при покупке  или создании собственными силами 

В первой ситуации (приобретение за плату) стоимость нематериального  актива складывается исходя из всех затрат на его покупку и обеспечение  условий для использования в  запланированных целях. 

Пример

Компания получила исключительные права на товарный знак. За них правообладателю уплачено 600 000 руб. (без НДС). При покупке прав фирма воспользовалась консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Для заключения договора на покупку знака сотрудник компании был направлен в служебную командировку. Затраты на нее составили 3400 руб. (в том числе НДС - 450 руб.). При регистрации прав на товарный знак фирма потратила 8400 руб.

Операции по покупке знака бухгалтер отразил  записями:

Информация о работе Учет нематериальных ативов