Учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ действующей практики учета НМА в организации и разработке мероприятий по совершенствованию.
Задачи:
1) изучить нормативно-правовую базу по учету нематериальных активов;
2) раскрыть теоретические аспекты учета НМА;
3) дать правовую и экономическую характеристику организации;
4) проанализировать действующую организацию учета НМА на ОАО «Мебельная фабрика Яна»;
5)выявить недостатки и предложить мероприятия по совершенствованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы учета нематериальных активов………………………...5
1.1Понятие, классификация и оценка нематериальных активов….……………5
1.2 Правовая основа бухгалтерского учета нематериальных активов……......12
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия нематериальных активов…………………………………………………………..13
1.4 Учет амортизации нематериальных активов……………………………….19
2 Учет нематериальных активов в ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………...24
2.1 Экономическая и организационно правовая характеристика ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………………………………………………………24
2.2 Анализ производственной деятельности ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………………………………………………………………………………26
2.3 Учет нематериальных активов ОАО «Мебельная фабрика Яна»………...29
3 Совершенствование учета нематериальных активов………………………….32
3.1 Автоматизация учета нематериальных активов на предприятии……...…32
3.2 Деловая репутация на пути совершенствования нематериальных активов……………………………………………………………………………...33
Заключение ……………………………………………………………………...…35
Список использованных источников ………………………………………….…41
Приложения………………………………………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 139.68 Кб (Скачать)

10. Амортизационные отчисления  по нематериальным активам прекращаются  с первого числа месяца, следующего  за месяцем полного погашения  стоимости или списания этого  актива с бухгалтерского учета.

11. Амортизационные отчисления  по нематериальным активам отражаются  в бухгалтерском учете отчетного  периода, к которому они относятся,  и начисляются независимо от  результатов деятельности организации  в отчетном периоде.

 

 

2 УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ОАО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА ЯНА»

 

2.1 Экономическая и организационно  правовая  характеристика ОАО  «Мебельная фабрика Яна»

 

Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Мебельная фабрика Яна». Сокращенное фирменное наименование общества - ОАО «мебельная фабрика Яна». В своей деятельности руководствуется Уставом, зарегистрированным Постановлением Главы Администрации. Город Ростов-на-Дону от 04.12.1992г. №2321. Учредитель, в силу преобладающего участия в уставном капитале объединения, вправе определять решения, принимаемые объединением.

ОАО «Мебельная фабрика Яна» (в дальнейшем ОАО «МФЯ») находится по адресу Россия, город Ростов-на-Дону, пр-кт Стачки, 30 а.

ОАО "МФЯ"  осуществляет различные виды деятельности. Основой деятельностью является производство мебели различного назначения:

- проектирование, производство, реализация товаров народного потребления и продукции производственно - технического назначения из различных материалов;

-производство, заголовка  и реализация сельскохозяйственной продукции;

-организация собственной  торговой сети и осуществление  торговли (в том числе комиссионной), торгово-закупочной, посреднической деятельности;

-оказание услуг юридическим  лицам, предпринимателям и населению  по материально - техническому  снабжению и комплектации строительными  материалами и конструкциями,  осуществление строительно-монтажных работ.

- оказание транспортных  услуг по перевозке грузов и пассажиров;

-организация учебных  и консультационных пунктов по  подготовке и переподготовке кадров;

- рекламно - издательская  деятельность;

-осуществление других  работ и оказание других услуг,  не запрещенных и не противоречащих  действующему законодательству РФ.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством  РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами. Общество может  заниматься только при получении  специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено  требование о занятии такой деятельностью  как исключительной, то общество в  течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением  видов деятельности, предусмотренных  специальным разрешением (лицензии) и им сопутствующим. Общество является юридическим лицом. Права и обязанности  юридического лица Общество приобретает  с момента его государственной  регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством  и настоящим Уставом. Общество имеет  в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество вправе осуществлять все виды внешнеэкономической деятельности. Общество может участвовать и создавать на территории Российской Федерации и за ее пределами коммерческие организации. Общество может на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, а также быть членом других некоммерческих организаций, как на территории РФ, так и за ее пределами. Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров Общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации Общества.

 

 

2.2 Анализ производственной  деятельности ОАО «Мебельная  фабрика Яна»

 

Основным видом деятельности Открытого Акционерного Общества «Мебельной фабрики Яна» является производство и реализация корпусной мебели. Данный вид деятельности занимает 98% в общем объеме продаж продукции (работ и услуг) Общества. Остальные 2% занимают виды деятельности, сопутствующие основному: реализация материалов, оказание услуг вспомогательных производств (отопление жилых домов, ремонтные работы, заточка инструментов, ножей и т.д.),сдача в аренду имущества неиспользованного в основной деятельности, организация общественного питания (столовая).

Производительная деятельность зависит от системы управления [Приложение Б], а это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.

Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. В сущности, планирование — это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.

Иначе говоря, любая организация  должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе  реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Поскольку задачей менеджмента  является достижение цели, важно правильно  ее определить. Искусство выбора и  формулирования правильной цели, управление, процессом ее реализации, включая  оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя.

Ниже перечислены приоритетные цели ОАО «МФЯ», которые предприятие хотело бы достичь до конца 2009 года:

- увеличение объема продаж ассортимента продукции;

- конкурентоспособность цен;

- увеличение доли рынка;

- повышение качества услуг;

- продвижение на рынок новинок.

В хозяйственной деятельности промышленной организации основными  вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции; работы и услуги, которые могут  быть предложены рынку как товары. При наличии жесткой конкуренции, в которой работает ОАО «МФЯ», главная задача системы управления сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами. Сбыт продукции должен рассматриваться под принципиально иным углом зрения — через призму рыночного спроса и предложения. Для выживания в рыночных условиях предприятие должно производить то, что продается, а не продавать то, что оно производит.

Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения готовой  продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции  к отправке покупателям, отгрузка продукции на мебель и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта — реализация экономического интереса (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.

Хотя сбыт — завершающая  стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры  рынка и возможностей предприятия  производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также  в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться  планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации  и контроля сбыта, способна обеспечить конкурентоспособность компании.

Сбытовая политика ОАО  «МФЯ» ориентирована на долговременную рыночную устойчивость организации, конкурентоспособность ее продукции. Разрабатывает сбытовую политику в ОАО «МФЯ» зам. генерального директора по экономическим вопросам, он согласовывает текст (проект) «Положения о сбытовой политике» с зам. генеральным директором по производству и главным бухгалтером. После необходимых согласований зам .генерального директора по экономическим вопросам, представляет завизированный вышеуказанными должностными лицами текст «Положения о сбытовой политике» на утверждение директору организации. «Положение о сбытовой политике» вводится в действие приказом директора организации.

Документальное закрепление  сбытовой политики целесообразно по следующим причинам:

1) формальное установление  и документальное закрепление  стандартов деятельности по сбыту  снижает возможность злоупотреблений  (сговор сбытовиков с покупателями  и т.д.) и ошибок;

2) наглядно демонстрирует  взаимосвязь различных аспектов  сбытовой деятельности и формирует  единое видение сбытовой работы  и возникающих проблем всеми ответственными работниками, что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и других подразделений предприятия;

3) способствует более  четкой координации предпринимаемых  усилий по сбыту;

4) ведет к формальному  установлению показателей сбытовой  деятельности для контроля;

5) делает организацию  более подготовленной к внезапным  переменам;

6) на базе документально  закрепленных положений сбытовой  политики функциональные специалисты  могут разрабатывать свои подробные  планы — например, планы исследований  различных аспектов рынка, планы  рекламных мероприятий, сметы  затрат на сбытовую деятельность, планы формирования портфеля  заказов и т.д.;

У ОАО «МФЯ» очень слабо развит рынок сбыта в других регионах, необходимо активное воздействие на этот рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Чтобы представить как  производительная деятельность ООО  «МФЯ»  повлияла на финансово-экономические показатели, рассмотрим Приложение В.

Вывод: результаты, показанные в Приложении В, свидетельствуют о том, что ОАО «МФЯ» является стабильным, но недостаточно развивающимся предприятием, поскольку наблюдается небольшой рост валового дохода и прибыли, но при этом снижение уровня рентабельности продаж,  снижение рентабельности и фондоотдачи.

 

2.3 Учет нематериальных  активов ОАО «Мебельная фабрика  Яна»

 

ОАО «МФЯ» заказала разработку дизайна своего логотипа в дизайн-бюро. Стоимость услуг - 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. Логотип было решено зарегистрировать как товарный знак. Услуги патентного поверенного по регистрации товарного знака в Роспатенте обошлись в 1770 руб., в том числе НДС - 270 руб. Пошлины за регистрацию товарного знака составили 18 500 руб.

Бухгалтер ОАО «МФЯ» сделал следующие проводки:

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приобретены нематериальные активы

08-5

60

21500

Уплачен НДС

19-2

60

3870

Уплачена пошлина за регистрацию  товарного знака

08-5

76-3

18500

Оплачены услуги по разработке и регистрации товарного знака

60

51

25370

Уплачена пошлина Роспатенту

76-3

51

18500

Учтен зарегистрированный товарный знак в составе нематериальных активов

04

08-5

40000


 

НДС, уплаченный за услуги по изготовлению и регистрации товарного  знака, магазин может принять  к вычету после постановки на учет нематериального актива:

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие суммы входного НДС к вычету                                       

68

19-2

3870


 

ОАО «МФЯ» заключило в октябре 2008 г. лицензионный договор сроком на два года на использование своего товарного знака другойфабрикой. По этому договору ОАО «МФЯ» получает 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.) равными ежемесячными платежами в течение двух лет.

Остаточная стоимость  товарного знака составляет 36 666,7 руб. Ежемесячная сумма амортизации  товарного знака составляет 333,33 руб. Амортизацию начисляют линейным способом. В приказе об учетной  политике установлено, что начисление амортизации по нематериальным активам ведется на счете 05.

Организация определяет доходы и расходы методом начисления.

В бухгалтерском учете  лицензиара были сделаны следующие записи.

В октябре 2008 г.:

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Передан в пользование  товарный знак

04

08-5

36666,7


Далее ежемесячно:

Содержание проводки

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получено роялти от лицензиата за использование права на товарный знак

51

62

4916,67

Отражены полученные денежные средства в составе прочих доходов

62

91

4916,67

Начислен НДС с роялти

91

68

750

Начислена амортизация по товарному знаку, переданному по лицензионному договору

91

05

333,33


 

ОАО «МФЯ» после двух лет предоставления неисключительного права на использование товарного знака другому магазину решило продать ему исключительное право на него. Первоначальная стоимость права на товарный знак составляла 40 000 руб. Амортизация начислена с использованием счета 05. Сумма начисленной амортизации всего составила:

(40 000 руб. - 36 666,7 руб.) + 333,33 руб.  х 24 мес. = 11 333,22 руб.

По договору покупатель уплатил  за исключительное право на товарный знак 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).

Информация о работе Учет нематериальных активов