Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель работы - анализ действующей практики учета НМА в организации и разработке мероприятий по совершенствованию.
Задачи:
1) изучить нормативно-правовую базу по учету нематериальных активов;
2) раскрыть теоретические аспекты учета НМА;
3) дать правовую и экономическую характеристику организации;
4) проанализировать действующую организацию учета НМА на ОАО «Мебельная фабрика Яна»;
5)выявить недостатки и предложить мероприятия по совершенствованию.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы учета нематериальных активов………………………...5
1.1Понятие, классификация и оценка нематериальных активов….……………5
1.2 Правовая основа бухгалтерского учета нематериальных активов……......12
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия нематериальных активов…………………………………………………………..13
1.4 Учет амортизации нематериальных активов……………………………….19
2 Учет нематериальных активов в ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………...24
2.1 Экономическая и организационно правовая характеристика ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………………………………………………………24
2.2 Анализ производственной деятельности ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………………………………………………………………………………26
2.3 Учет нематериальных активов ОАО «Мебельная фабрика Яна»………...29
3 Совершенствование учета нематериальных активов………………………….32
3.1 Автоматизация учета нематериальных активов на предприятии……...…32
3.2 Деловая репутация на пути совершенствования нематериальных активов……………………………………………………………………………...33
Заключение ……………………………………………………………………...…35
Список использованных источников ………………………………………….…41
Приложения………………………………………………………………………...43
10. Амортизационные отчисления
по нематериальным активам
11. Амортизационные отчисления
по нематериальным активам
2 УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ОАО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА ЯНА»
2.1 Экономическая и
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Мебельная фабрика Яна». Сокращенное фирменное наименование общества - ОАО «мебельная фабрика Яна». В своей деятельности руководствуется Уставом, зарегистрированным Постановлением Главы Администрации. Город Ростов-на-Дону от 04.12.1992г. №2321. Учредитель, в силу преобладающего участия в уставном капитале объединения, вправе определять решения, принимаемые объединением.
ОАО «Мебельная фабрика Яна» (в дальнейшем ОАО «МФЯ») находится по адресу Россия, город Ростов-на-Дону, пр-кт Стачки, 30 а.
ОАО "МФЯ" осуществляет различные виды деятельности. Основой деятельностью является производство мебели различного назначения:
- проектирование, производство, реализация товаров народного потребления и продукции производственно - технического назначения из различных материалов;
-производство, заголовка
и реализация
-организация собственной торговой сети и осуществление торговли (в том числе комиссионной), торгово-закупочной, посреднической деятельности;
-оказание услуг юридическим
лицам, предпринимателям и
- оказание транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров;
-организация учебных и консультационных пунктов по подготовке и переподготовке кадров;
- рекламно - издательская деятельность;
-осуществление других
работ и оказание других услуг,
Все вышеперечисленные виды
деятельности осуществляются в соответствии
с действующим
2.2 Анализ производственной деятельности ОАО «Мебельная фабрика Яна»
Основным видом деятельности Открытого Акционерного Общества «Мебельной фабрики Яна» является производство и реализация корпусной мебели. Данный вид деятельности занимает 98% в общем объеме продаж продукции (работ и услуг) Общества. Остальные 2% занимают виды деятельности, сопутствующие основному: реализация материалов, оказание услуг вспомогательных производств (отопление жилых домов, ремонтные работы, заточка инструментов, ножей и т.д.),сдача в аренду имущества неиспользованного в основной деятельности, организация общественного питания (столовая).
Производительная деятельность зависит от системы управления [Приложение Б], а это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.
Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. В сущности, планирование — это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.
Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.
Поскольку задачей менеджмента
является достижение цели, важно правильно
ее определить. Искусство выбора и
формулирования правильной цели, управление,
процессом ее реализации, включая
оценку достигнутой степени
Ниже перечислены приоритетные цели ОАО «МФЯ», которые предприятие хотело бы достичь до конца 2009 года:
- увеличение объема продаж ассортимента продукции;
- конкурентоспособность цен;
- увеличение доли рынка;
- повышение качества услуг;
- продвижение на рынок новинок.
В хозяйственной деятельности
промышленной организации основными
вопросами являются снабжение, производство
и сбыт (реализация) готовой продукции;
работы и услуги, которые могут
быть предложены рынку как товары.
При наличии жесткой
Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на мебель и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта — реализация экономического интереса (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.
Хотя сбыт — завершающая
стадия хозяйственной деятельности
товаропроизводителя, в рыночных условиях
планирование сбыта предшествует производственной
стадии и состоит в изучении конъюнктуры
рынка и возможностей предприятия
производить пользующуюся спросом
(перспективную) продукцию, а также
в составлении планов продаж, на
основе которых должны формироваться
планы снабжения и
Сбытовая политика ОАО «МФЯ» ориентирована на долговременную рыночную устойчивость организации, конкурентоспособность ее продукции. Разрабатывает сбытовую политику в ОАО «МФЯ» зам. генерального директора по экономическим вопросам, он согласовывает текст (проект) «Положения о сбытовой политике» с зам. генеральным директором по производству и главным бухгалтером. После необходимых согласований зам .генерального директора по экономическим вопросам, представляет завизированный вышеуказанными должностными лицами текст «Положения о сбытовой политике» на утверждение директору организации. «Положение о сбытовой политике» вводится в действие приказом директора организации.
Документальное закрепление сбытовой политики целесообразно по следующим причинам:
1) формальное установление
и документальное закрепление
стандартов деятельности по
2) наглядно демонстрирует
взаимосвязь различных
3) способствует более
четкой координации
4) ведет к формальному
установлению показателей
5) делает организацию
более подготовленной к
6) на базе документально
закрепленных положений
У ОАО «МФЯ» очень слабо развит рынок сбыта в других регионах, необходимо активное воздействие на этот рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Чтобы представить как производительная деятельность ООО «МФЯ» повлияла на финансово-экономические показатели, рассмотрим Приложение В.
Вывод: результаты, показанные в Приложении В, свидетельствуют о том, что ОАО «МФЯ» является стабильным, но недостаточно развивающимся предприятием, поскольку наблюдается небольшой рост валового дохода и прибыли, но при этом снижение уровня рентабельности продаж, снижение рентабельности и фондоотдачи.
2.3 Учет нематериальных
активов ОАО «Мебельная
ОАО «МФЯ» заказала разработку дизайна своего логотипа в дизайн-бюро. Стоимость услуг - 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. Логотип было решено зарегистрировать как товарный знак. Услуги патентного поверенного по регистрации товарного знака в Роспатенте обошлись в 1770 руб., в том числе НДС - 270 руб. Пошлины за регистрацию товарного знака составили 18 500 руб.
Бухгалтер ОАО «МФЯ» сделал следующие проводки:
Содержание проводки |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Приобретены нематериальные активы |
08-5 |
60 |
21500 |
Уплачен НДС |
19-2 |
60 |
3870 |
Уплачена пошлина за регистрацию товарного знака |
08-5 |
76-3 |
18500 |
Оплачены услуги по разработке и регистрации товарного знака |
60 |
51 |
25370 |
Уплачена пошлина Роспатенту |
76-3 |
51 |
18500 |
Учтен зарегистрированный товарный знак в составе нематериальных активов |
04 |
08-5 |
40000 |
НДС, уплаченный за услуги по изготовлению и регистрации товарного знака, магазин может принять к вычету после постановки на учет нематериального актива:
Содержание проводки |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Принятие суммы входного
НДС к вычету |
68 |
19-2 |
3870 |
ОАО «МФЯ» заключило в октябре 2008 г. лицензионный договор сроком на два года на использование своего товарного знака другойфабрикой. По этому договору ОАО «МФЯ» получает 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.) равными ежемесячными платежами в течение двух лет.
Остаточная стоимость товарного знака составляет 36 666,7 руб. Ежемесячная сумма амортизации товарного знака составляет 333,33 руб. Амортизацию начисляют линейным способом. В приказе об учетной политике установлено, что начисление амортизации по нематериальным активам ведется на счете 05.
Организация определяет доходы и расходы методом начисления.
В бухгалтерском учете лицензиара были сделаны следующие записи.
В октябре 2008 г.:
Содержание проводки |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Передан в пользование товарный знак |
04 |
08-5 |
36666,7 |
Далее ежемесячно:
Содержание проводки |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Получено роялти от лицензиата за использование права на товарный знак |
51 |
62 |
4916,67 |
Отражены полученные денежные средства в составе прочих доходов |
62 |
91 |
4916,67 |
Начислен НДС с роялти |
91 |
68 |
750 |
Начислена амортизация по товарному знаку, переданному по лицензионному договору |
91 |
05 |
333,33 |
ОАО «МФЯ» после двух лет предоставления неисключительного права на использование товарного знака другому магазину решило продать ему исключительное право на него. Первоначальная стоимость права на товарный знак составляла 40 000 руб. Амортизация начислена с использованием счета 05. Сумма начисленной амортизации всего составила:
(40 000 руб. - 36 666,7 руб.) + 333,33 руб. х 24 мес. = 11 333,22 руб.
По договору покупатель уплатил за исключительное право на товарный знак 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).