Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель работы - анализ действующей практики учета НМА в организации и разработке мероприятий по совершенствованию.
Задачи:
1) изучить нормативно-правовую базу по учету нематериальных активов;
2) раскрыть теоретические аспекты учета НМА;
3) дать правовую и экономическую характеристику организации;
4) проанализировать действующую организацию учета НМА на ОАО «Мебельная фабрика Яна»;
5)выявить недостатки и предложить мероприятия по совершенствованию.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы учета нематериальных активов………………………...5
1.1Понятие, классификация и оценка нематериальных активов….……………5
1.2 Правовая основа бухгалтерского учета нематериальных активов……......12
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия нематериальных активов…………………………………………………………..13
1.4 Учет амортизации нематериальных активов……………………………….19
2 Учет нематериальных активов в ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………...24
2.1 Экономическая и организационно правовая характеристика ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………………………………………………………24
2.2 Анализ производственной деятельности ОАО «Мебельная фабрика Яна»…………………………………………………………………………………26
2.3 Учет нематериальных активов ОАО «Мебельная фабрика Яна»………...29
3 Совершенствование учета нематериальных активов………………………….32
3.1 Автоматизация учета нематериальных активов на предприятии……...…32
3.2 Деловая репутация на пути совершенствования нематериальных активов……………………………………………………………………………...33
Заключение ……………………………………………………………………...…35
Список использованных источников ………………………………………….…41
Приложения………………………………………………………………………...43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
__________________
«__» ________2012 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Бухгалтерский финансовый учет»
на тему:
«Учет нематериальных активов»
Научный руководитель
Выполнила
Ростов-на-Дону
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
учета нематериальных активов……
1.1Понятие, классификация и оценка нематериальных активов….……………5
1.2 Правовая основа бухгалтерского учета нематериальных активов……......12
1.3 Синтетический и аналитический
учет поступления и выбытия нематериальных
активов………………………………………………………….
1.4 Учет амортизации нематериальных активов……………………………….19
2 Учет нематериальных
активов в ОАО «Мебельная
2.1 Экономическая
и организационно правовая характеристика
ОАО «Мебельная фабрика Яна»………
2.2 Анализ производственной
деятельности ОАО «Мебельная
фабрика Яна»………………………………………………
2.3 Учет нематериальных
активов ОАО «Мебельная
3 Совершенствование учета нематериальных активов………………………….32
3.1 Автоматизация учета нематериальных активов на предприятии……...…32
3.2 Деловая репутация
на пути совершенствования нематериальных
активов……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………….…41
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная деятельность любой
организации немыслима без
Для многих предприятий одно из центральных
мест в их долгосрочной деятельности
занимают объекты, приобретенные предприятием
в любой форме для
До перехода на рыночную
экономику использовалась система
бухгалтерского учета, отвечающая требованиям
планируемой экономики, в ее условиях
не предусматривалось
Актуальность этой темы очевидна,
т. к. в современных условиях формирование
полной информации о хозяйственных
процессах практически
В своей курсовой работе
мне хотелось всестороннее рассмотреть,
что же представляют собой нематериальные
активы, в современном понимании,
на основе существующего
Цель работы - анализ действующей практики учета НМА в организации и разработке мероприятий по совершенствованию.
Задачи:
1) изучить нормативно-правовую базу по учету нематериальных активов;
2) раскрыть теоретические аспекты учета НМА;
3) дать правовую и экономическую характеристику организации;
4) проанализировать действующую организацию учета НМА на ОАО «Мебельная фабрика Яна»;
5)выявить недостатки и
предложить мероприятия по
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1 Понятие, классификация
и оценка нематериальных
В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ" (ПБУ 14/2007) (в ред. Приказов Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н) к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем (т.е. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации);
б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (т.е. организация имеет документы, подтверждающие существование актива и права организации на него), а также существует контроль над объектом (имеются ограничения доступа иных лиц к экономическим выгодам);
в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
г) объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 мес. или обычного операционного цикла)
д) организацией не предполагается продажа объекта (в течение 12 мес. или обычного операционного цикла)
е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
В соответствии с перечисленными
условиями к нематериальным активам
относят следующие объекты
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин;
3) изобретения;
4) полезные модели;
5) селекционные достижения;
6) секреты производства (ноу-хау);
7) товарные знаки и знаки обслуживания.
8) деловая репутация организации
При классификации можно выделить следующие виды нематериальных активов:
1) Результаты интеллектуальной деятельности. К ним относятся объекты патентного права – изобретение, полезная модель, промышленный образец и ноу-хау.
2) Средства индивидуализации. В качестве средств индивидуализации выделены фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение.
Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.
Результаты интеллектуальной (творческой) деятельности. Такие результаты имеют нематериальную природу - они могут быть лишь осмыслены, восприняты интеллектуально или эмоционально, но не осязаемы. Однако они получают и вещественное воплощение в различных материальных носителях - предстают в виде чертежа, устройства, вещества, картины, скульптуры, кинопленки, изображения товарного знака и т.д. В случае уничтожения чертежа воплощенное в нем техническое решение продолжает существовать в идеальном мире, а при передаче чертежа в собственность другому лицу это решение остается результатом интеллектуальной деятельности его создателя. Создатель во всех этих случаях остается автором созданного им изобретения, несмотря на утрату прав на его вещественное воплощение.
К объектам интеллектуальной (творческой) деятельности относят: произведения науки, литературы, искусства; объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы); средства индивидуализации юридического лица, выпускаемой им продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара и др.).
Получив вещественное, предметное воплощение,
объект интеллектуальной собственности
становится потенциально доступным
для использования
Поскольку результаты интеллектуального,
творческого труда имеют нематериальную
природу, к ним неприменимы многие нормы,
относящиеся к вещам (прежде всего, нормы
о праве собственности, иных вещных правах
и способах их защиты). В законодательстве
для них установлен специальный правовой
режим исключительных прав (интеллектуальной
собственности). Подробное регулирование
дает законодательство об: авторском праве,
смежных правах, патентном праве, праве
на фирменное наименование, товарные знаки.
Исключительными правами на результаты
интеллектуальной (творческой) деятельности
обладает субъект такой деятельности,
а остальные могут использовать эти результаты
только с согласия правообладателя и в
предусмотренных законом случаях. Предметы
материального мира, в которых воплощены
эти результаты, подчиняются правовому
режиму вещей, и права на них возникают,
переходят и прекращаются в общем порядке.
Защита прав обладателей интеллектуальной
собственности осуществляется с помощью
режима охраноспособности объектов исключительных
прав. Ряд объектов интеллектуальной собственности
приобретают статус охраноспособных уже
с момента воплощения в какой-либо объективной
форме (к примеру, произведения живописи,
скульптуры, литературы), другие - с момента
их регистрации уполномоченными органами
и выдачи охранных документов (например,
изобретения, полезные модели, товарные
знаки и знаки обслуживания).
Информация. Под информацией понимаются
сведения о лицах, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах независимо
от формы их представления. Информация
является объектом нематериальным, при
этом ее фиксация может производиться
на материальных носителях - бумажных,
магнитных и иных. Ее особенность
в том, что она может свободно
и неограниченно
Информация может быть результатом целенаправленного
интеллектуального труда (результатом
интеллектуальной деятельности). Однако
под информацией как особым видом объектов
гражданских прав, отличным от результатов
интеллектуальной (творческой) деятельности,
понимаются сведения (знания), которые
не подпадают под правовой режим охраны
норм авторского, патентного или иного
специального законодательства. Свободный
доступ к информации может ограничиваться
в случае, если она представляет собой
сведения, являющиеся служебной или коммерческой
тайной, в связи с чем такая информация
подчиняется специальному режиму охраны.
Для отнесения информации к служебной
или коммерческой тайне должны иметься
следующие условия:
1) информация представляет
2) к ней нет свободного доступа на законном основании;
3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности [п. 1 ст. 139 ГК].
Понятия коммерческой тайны (конфиденциальности) и сведений, составляющих коммерческую тайну (т.е. информации, в отношении которой ее обладателем введен режим коммерческой тайны), разграничены в Законе о коммерческой тайне [ст. 3]. Положения этого Закона не распространяются на сведения, в установленном порядке отнесенные к государственной тайне, в отношении которых применяются положения законодательства РФ о государственной тайне, определяющего специальный порядок передачи, защиты и допуска к таким сведениям.
Сведения, составляющие коммерческую тайну, как правило, определяются хозяйствующими субъектами, которые сами устанавливают, какие именно сведения имеют для них коммерческую ценность. К таким сведениям, как правило, относятся секреты производства, или "ноу-хау" (от англ. "know how" - "знаю как"), т.е. разного рода технологические приемы, решения, разработки, способы изготовления, знания, позволяющие обладателю решать производственные, коммерческие задачи и выделиться в конкурентной среде.
В отличие от этого, сведения, составляющие
служебную тайну, зачастую определяются
законодательством, регулирующим те или
иные виды деятельности: страховую, банковскую,
медицинскую, аудиторскую и др. Под
такими сведениями понимается информация,
относящаяся, к примеру, к страхователям
и застрахованным лицам, владельцам
счетов и вкладчикам, пациентам, клиентам,
конфиденциальность которой субъект
деятельности, связанной с возможностью
доступа к соответствующей