Учет материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Кроме того, анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Нарушение оптимального уровня остатков материалов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА МАТЕРИАЛОВ……...5
1.1Общие понятия учёта материалов……………………………………....5
1.2 Синтетический и аналитический учёт материалов…………………..9
1.3 Нормативное регулирование учёта материалов……………………..14
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА В ООО ЖХ «ЯСЕНКИ»…………..18
2.1 Общая характеристика ООО ЖХ «Ясенки»……………………….…18
2.2 Документальное оформление и складской учёт материалов…….…21
2.3 Бухгалтерский учёт материалов……………………………………….26
2.4 Рекомендации по совершенствованию учёта материалов……….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...…..35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ЯНЫ.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

       - номенклатурный номер;

       - партия;

       - однородная группа и т.п.. 

       1.2 Синтетический и аналитический учёт материалов 

    Для учета наличия и движения производственных запасов используются следующие  счета бухгалтерского учета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»[22, 416]. 

      

    Схема 1 – структура счёта 10 «Материалы» 

    На  счёте 10 «Материалы» учитываются только материалы, принадлежащие предприятию на праве собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления. Материалы, находящиеся на ответственном хранении, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», сырье и материалы заказчиков, принятые на переработку, но не оплачиваемые (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку»[21, 151].

    Материалы учитываются на счете 10 «Материалы»  по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Аналитический учёт по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

       При первом способе на счёте 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовке.

       При втором способе дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

       Применение  того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учётной политике[15, 461].

       Традиционным  и более упрощенным является учет материалов по фактической себестоимости. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учёте дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета: 

       Таблица 1 - Учёт материалов по фактической себестоимости 

Содержание  операции Дебет Кредит
На  стоимость полученных из производства возвратных отходов и др. 10 76
На  стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных  сумм. 10 71
На  расходы по доставке материалов собственным  транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства. 10 23
На  стоимость полученных из производства возвратных отходов и др. 10 20

                                                                               

       Если  при приёме материалов обнаруживается их недостача или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материалов не превышает норму естественной убыли в пути, он списывается на общехозяйственные расходы предприятии. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материале: по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»[23].

       При ведении синтетического учёта материалов по фактической себестоимости в рамках счёта 10 "Материалы" целесообразно открыть два аналитических счёта:

       - материалы по учётным ценам;

       - транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.

       Отпуск  сырья и материалов из центральных  складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском  учёте отражается записью: дебет счёта 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех»[13, 125].

       Производственный  расход сырья и материалов в бухгалтерском учёте отражается путем списания с кредита счёта 10 «Материалы» в дебет счетов: 

       Таблица 2 - Производственный расход сырья и материалов 

Содержание  операции Дебет Кредит
На  стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве. 20 10
На  стоимость материалов, израсходованных  во вспомогательных производствах. 23 10
 

    (Продолжение  таблицы 2)

На  стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды. 25 10
на  стоимость материалов, израсходованных  на общехозяйственные нужды. 26 10
На  стоимость материалов, израсходованных  на исправление бракованной продукции  и др 28 10
 

       В течение месяца списание сырья и материалов производится по учётным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учётным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учётным ценам[10,49]. При этом если фактическая себестоимость выше учётной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами (сторнировочная запись).

       При поступлении материалов счёт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счёт 16 « Отклонение в стоимости материальных ценностей» в бухгалтерском учёте не применяется.

       В бухгалтерии производственного  предприятия, наряду с синтетическим учётом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учёта материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.[29, 319].

       Сортовой  способ учёта материалов предусматривает ведение учёта в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

       На  каждый вид и сорт материалов в  бухгалтерии открывают карточки аналитического учёта, в которых на основании первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учёта материалов лишь тем, что учёт материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учёта и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и данными карточек складского учета[18, 192].

       Партионный  способ учета материалов в основном применяют на предприятиях пищевой  промышленности по тем видам сырья и материалов, по которым необходим строгий контроль за сроками хранения и использования. Этот способ предусматривает составление по каждой партии поступивших материалов партионной карты. В ней, в отличие от складеской партионной книги (карты), указывается стоимость материала. Записи в партионной карте ведутся линейно-позиционным способом. В конце месяца партионные карты сверяются с регистрами складского учёта и обобщают в оборотной ведомости. Итоги последней сопоставляют с данными синтетического учёта[24, 510].

       Оперативно-бухгалтерский способ учёта материалов предусматривает ведение натурального учёта материалов на складе. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учёт не ведут, а применяют суммовой учёт движения материалов[16, 38].

       В конце месяца на основании данных складского учёта бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по их отдельным видам в специальную сальдовую ведомость учёта остатка материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчёт итогов остатков материалов по твердым учетным ставкам каждой учётной группы материалов и в целом по складу.

       Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учёта материалов - один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учётных данных и малой механизации учёта. Его применение позволяет избежать громоздкого натурально-стоимостного учёта в бухгалтерии и дублирования с записями складского учёта[20].

       Суммовой  аналитический учёт материалов на предприятиях в зависимости от применяемой формы бухгалтерского учёта может вестись в книгах, карточках, ведомостях, журналах-ордерах и машинограммах.

       Наибольший  эффект в организации учёта материалов достигается при применении автоматизированной формы бухгалтерского учёта, использовании персональных компьютеров и прогрессивных программ[12, 271]. 

       1.3 Нормативное регулирование учёта материалов 

       Бухгалтерский учёт материалов регулируется нормативно-правововыми документами по ведению бухгалтерского учёта и учёта материальных ценностей.

       Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта – это совокупность нормативных правовых актов и иных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учёта.

       Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России состоит из документов четырех уровней.

       Первый  уровень документов используемых на ООО ЖХ «Ясенки» представлен федеральными законами, Указами президента РФ и Правительства РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующими прямо или косвенно постановку учёта материалов в организации. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон № 129 ФЗ «О бухгалтерском учёте»[1]. Весьма важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс РФ, в котором, в частности, раскрыты основы договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учётной документации, в том числе и по учёту материально-производственных запасов, а также заложены подходы в отражении конкретных хозяйственных операций с материалами в бухгалтерском учёте.

       Так как предприятие является обществом  с ограниченной ответственностью к  этой же группе документов в ООО ЖХ «Ясенки» можно отнести ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[2].

       Кроме того, к первой группе относится  и Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации [3], появление которого связано с нормой Закона № 129 ФЗ в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учётом в Российской Федерации.

       Ко  второму уровню системы нормативного регулирования относится непосредственным регулятор бухгалтерского учёта материалов является ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» [4], которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о материально-производственных запасах организации. В нём раскрыто то, что к бухгалтерскому учёту в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), предназначенные для продажи, используемые для управленческих нужд организации.

         Готовая продукция тоже является  частью материально-производственных  запасов, предназначенных для  продажи (конечный результат производственного  цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Товары так же являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

       Методические  указания, инструкции, рекомендации в  системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе «О бухгалтерском учёте» и Положениях по бухгалтерскому учёту.

       Согласно  Приказу № 119н  «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов» [5] к бухгалтерскому учёту в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п при производстве  продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные  для продажи, включая готовую   продукцию и товары; используемые  для управленческих нужд организации. На основе Методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за 
использованием материально-производственных запасов. В указанных документах могут устанавливаться формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению материально-производственных запасов и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота; перечень должностных лиц   подразделений, которым доверено получение и отпуск   материально-производственных запасов; порядок осуществления контроля за обеспечением экономного и рационального расходования (использования) материально-производственных запасов в производстве, в обращении, правильным ведением учёта, достоверностью отчетов об их расходовании и т.п..

Информация о работе Учет материалов