Учет материалов на складе и в бухгалтерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………...….3

Теоретические понятия учета материалов …………………………..… 5
Материалы, их классификация ………………………………..………5
Основные задачи учета материалов…………………………………...7
Документальное оформление операций по движению материалов..13
Методы бухгалтерского учета материалов.………………………….…16
Учет и оценка материалов при их заготовлении и приобретении…16
Оценка и учет материалов при их выбытии.………………………..21
Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды,.………………24
Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии……..27
Учет материалов на забалансовых счетах…………………………...28
Инвентаризация материалов………………………….........................29
Методика налогового учета материалов………………………….….32
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы …………………………………………………………...37
Приложение ………………………………………………….…………..........39

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.60 Кб (Скачать)

Наиболее  прогрессивным является сальдовый  метод учета материалов, при котором  бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета  карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. Работник бухгалтерии  проверяет правильность произведенных  кладовщиком записей в карточках  складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом  переносит количественные данные об остатках из карточек складского учета  в ведомость. После проверки работником бухгалтерии ведомость передается в бухгалтерию, где остатки материалов оцениваются по учетным ценам  и выводятся итоги.

На  основании указанных сальдовых  ведомостей составляется сводная сальдовая  ведомость. Для обобщения и группировки  информации о движении материалов используются ведомости движения материалов.

 

Материальные  ценности, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах. Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, используют счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Организации-покупатели учитывают на счете 002 товарно-материальные ценности в случаях: [17 с.171]

  • получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты;
  • получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам.

Организации-поставщики учитывают на счете 002 оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые  оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим  от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 в  ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных  актах. Аналитический учет по счету 002 ведется по организациям-владельцам, по видам и сортам материалов, местам их хранения.

Для обобщения информации о наличии  и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем, предназначен счет 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет затрат по переработке или доработке  сырья и материалов ведется на счетах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим затраты (за исключением стоимости сырья  и материалов заказчика). Сырье и  материалы заказчика, принятые в  переработку, учитываются на счете 003 по ценам, предусмотренным в договорах. Аналитический учет по счету 003 ведется  по заказчикам, видам, сортам сырья  и материалов и местам их нахождения.

 

Инвентаризация  материальных ценностей проводится аналогично инвентаризации основных фондов организации. [20 с.96.]

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

Для проведения инвентаризации наименования и коды товарно-материальных ценностей  заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.

Излишки материальных ценностей приходуются  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете проводкой:

Д 10, 43, 41 – К 91-1 – оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.

Эти излишки приходуются на основании  сличительной ведомости результатов  инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19) и приходного ордера (форма №  М-4).

При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая  себестоимость или ее часть списывается  с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Д 94 – К 10 – недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, хищение и  порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.

Со  счета 94 стоимость недостающих и  испорченных материалов списывают  на счета издержек производства и  обращения (если потери – в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании  недостающих или испорченных  ценностей отказано судом). В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Списаны недостачи в пределах норм естественной убыли на счета издержек производства или обращения  Д 20, 25 К 94

Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда установлены  виновные лица    Д 73-2 К 94

Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда виновные лица не установлены или при отказе суда во взыскании ущерба вследствие необоснованности исков    Д 91-2 К 94

Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается  с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый  результат от операций с материалами  определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления  оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие  расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота  кредита, то это убыток, который списывается  в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 – К 91-9.

Если  оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой  делается запись: Д 91-9 – К 99. (Приложение В)

Метод налогового учета, т.е. совокупность приемов, используемых для его проведения, в настоящее время строго не регламентирован. Подразумевается, что он совпадает  с методом бухгалтерского учета  с той лишь разницей, что счета  и двойная запись для него не являются обязательными.

В расчетных документах поставщиков  по поступившим производственным запасам отдельно выделяется сумма НДС.

В зависимости от направления расхода  производственных запасов сумма  НДС, учтенная на субсчете 3 счета 19, подлежит зачету в счет платежей НДС в бюджет (при использовании материальных ресурсов на производственные нужды) или  списанию на счет реализации (при продаже  запасов) и соответствующих источников покрытия.

Оценка поступивших материалов.

Стоимость материалов определяется исходя из цен  их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с  Налоговым Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины  и сборы, расходы на транспортировку  и иные затраты, связанные с их приобретением. Проценты по кредитам и  займам в стоимость материалов не включаются.

Стоимость излишков материалов, выявленных в  ходе инвентаризации, или полученных при демонтаже или разборке выводимых  из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная  с дохода.

В случаях, когда в первичных учетных  документах, подтверждающих стоимость  приобретенных материалов, не выделена сумма НДС, в расчетных документах исчисление НДС не производится. Именно поэтому стоимость таких приобретенных  материальных ресурсов, включая предполагаемые по ним НДС, приходуется по счету 10 на всю сумму счета с последующим  списанием на издержки производства и обращения.

Оценка материалов при их списании.

Налоговый кодекс предлагает четыре варианта оценки материалов при передаче их со склада в производство (на промышленных предприятиях) и товаров при отгрузке покупателям (на торговых предприятиях):

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы НДС, подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщиком за материальные ресурсы, списываются с кредита субсчета 19-3 в дебет счета 68.

В случае если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке  произведено возмещение НДС, использованы для непроизводственной сферы, имеющей  специальные источники финансирования, делается исправительная бухгалтерская  запись: дебет соответствующих источников финансирования, кредит счета 68.

При использовании материальных ресурсов для непроизводственных нужд сумму  НДС, приходящую на эти ресурсы, списывают  с кредита субсчета 19-3 в дебет  источников покрытия непроизводственных затрат (счет 29) или сразу в дебет  счета 91.

При продаже материальных ресурсов приходящуюся на проданные материалы долю НДС  списывают с кредита субсчета 19-3 в дебет счета 19.

При безвозмездной передаче производственных запасов плательщиком НДС является организация, передающая эти запасы. Начисленная сумма НДС отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 68.

Отражение хозяйственных операций движения материалов в бухгалтерском учете:

Приобретены материалы у поставщика   Д10   К60

Учтен НДС на стоимость транспортных услуг  Д19   К60

Учтен НДС на стоимость материалов   Д19   К60

Произведен налоговый вычет  по НДС   Д68   К19

Списана стоимость материалов, переданных в производство   Д20   К10

Начислен НДС по реализованным  материалам   Д91   К68

При реализации своей продукции, покупатель материалов начисляет НДС следующей  проводкой:

Начислен НДС от продажи продукции собственного производства Д90–К68-2 

В начисленную для уплаты в бюджет сумму НДС входит и сумма НДС, уплаченная поставщикам материалов. Но первая сумма проходит по кредиту  субсчета 68-2, а вторая – по дебету. Поэтому в бюджет перечисляется  разница между начисленным и  зачтенным НДС:

Произведена оплата НДС   Д68-2   К51. [Приложение В]

Отличием  в бухгалтерском и налоговом  учете материалов являются несовпадение первоначальной стоимости материалов, способов их списания в производство, а также их оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показало исследование документального  оформления и учета товарных операций в ООО «Магазин Донвино», бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. В учетной политике нашли отражение ключевые моменты учета товарных операций, она составлена грамотно, с соблюдением необходимых законодательных актов. Учет в ООО «Магазин Донвино» хорошо организован и заслуживает высокой оценки, так как в ходе исследования не было выявлено ошибок в учете.

По результатам изучения системы  учета товарных операций в ООО  «Магазин Донвино» был выработан ряд рекомендаций по совершенствованию процесса учета и улучшения качества контроля товаров в магазине.

В ООО «Магазин Донвино» материально-ответственное лицо составляет товарный отчет (форма ТОРГ-29), из-за чего невозможно возникновение ошибок в учете товаров, так как с его помощью можно четко проследить движение товара, в том числе и алкогольной продукции. Применение товарного отчета снижает потребность в частом проведении инвентаризации, так как вовремя отражает фактическое наличие товара. Бухгалтер, сравнивая полученную из товарного отчета информацию с учетными данными, своевременно выявляет возможные расхождения. Кроме того, составление товарного отчета дисциплинирует материально-ответственного сотрудника, помогает оперативно выявить факт хищения и принять меры по взысканию ущерба с виновного лица.

Учет товаров ведется по продажным  ценам с применением счета 42 «Торговая  наценка», что позволяет контролировать торговую наценку и упрощает первичный  учет реализации в ООО «Магазин Донвино».

Одновременное применение учета товаров  по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка» и ведение  формы товарного отчета позволит отслеживать остатки товаров, так  как остатки на начало отчетного  периода, должны соответствовать остатку  товаров на конец периода из предыдущего  отчета. Так же в товарном отчете отражена общая стоимость реализованных  и выбывших товаров, проще определять остаток товаров на конец отчетного  периода. Товарный отчет так же выполняет  функцию документа дополнительного  контроля за правильностью отражения выручки от реализации.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета аудит товарных операций в  ООО «Магазин Донвино» позволяет сделать вывод, что система бухгалтерского учета по ведению товарных операций находится в хорошем состоянии, существенных ошибок не обнаружено. Учет ведется в соответствии с Планом счетов и другими нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в торговых организациях, сохранность и правильность оформления операций по движению товарных запасов подтверждаются результатами инвентаризаций. Несмотря на наличие учетной политики, в которой грамотно раскрыты вопросы, касающиеся учета товаров, надлежащее документальное оформление товарных операций, проведение инвентаризации, система внутреннего контроля развита недостаточно, и в ходе проведения аудита ей была дана низкая оценка. В связи с чем, предлагаем меры, направленные на усовершенствование этого направления:

Информация о работе Учет материалов на складе и в бухгалтерии