Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа
Социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты.
Введение……………………………………….…………………………...….3
Теоретические понятия учета материалов …………………………..… 5
Материалы, их классификация ………………………………..………5
Основные задачи учета материалов…………………………………...7
Документальное оформление операций по движению материалов..13
Методы бухгалтерского учета материалов.………………………….…16
Учет и оценка материалов при их заготовлении и приобретении…16
Оценка и учет материалов при их выбытии.………………………..21
Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды,.………………24
Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии……..27
Учет материалов на забалансовых счетах…………………………...28
Инвентаризация материалов………………………….........................29
Методика налогового учета материалов………………………….….32
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы …………………………………………………………...37
Приложение ………………………………………………….…………..........39
Наиболее
прогрессивным является сальдовый
метод учета материалов, при котором
бухгалтерия использует в качестве
регистров аналитического учета
карточки складского учета материалов,
ведущиеся на складах. Работник бухгалтерии
проверяет правильность произведенных
кладовщиком записей в
На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость. Для обобщения и группировки информации о движении материалов используются ведомости движения материалов.
Материальные ценности, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах. Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, используют счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Организации-покупатели учитывают на счете 002 товарно-материальные ценности в случаях: [17 с.171]
Организации-поставщики
учитывают на счете 002 оплаченные покупателями
товарно-материальные ценности, которые
оставлены на ответственном хранении,
оформленные сохранными расписками,
но не вывезенные по причинам, не зависящим
от организаций. Товарно-материальные
ценности учитываются на счете 002 в
ценах, предусмотренных в приемо-
Для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем, предназначен счет 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет затрат по переработке или доработке сырья и материалов ведется на счетах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим затраты (за исключением стоимости сырья и материалов заказчика). Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются на счете 003 по ценам, предусмотренным в договорах. Аналитический учет по счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения.
Инвентаризация материальных ценностей проводится аналогично инвентаризации основных фондов организации. [20 с.96.]
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:
Для проведения инвентаризации наименования и коды товарно-материальных ценностей заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.
Излишки материальных ценностей приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете проводкой:
Д 10, 43, 41 – К 91-1 – оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.
Эти излишки приходуются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19) и приходного ордера (форма № М-4).
При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:
Д 94 – К 10 – недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, хищение и порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.
Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери – в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Списаны недостачи в пределах норм естественной убыли на счета издержек производства или обращения Д 20, 25 К 94
Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда установлены виновные лица Д 73-2 К 94
Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда виновные лица не установлены или при отказе суда во взыскании ущерба вследствие необоснованности исков Д 91-2 К 94
Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 – К 91-9.
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д 91-9 – К 99. (Приложение В)
Метод налогового учета, т.е. совокупность приемов, используемых для его проведения, в настоящее время строго не регламентирован. Подразумевается, что он совпадает с методом бухгалтерского учета с той лишь разницей, что счета и двойная запись для него не являются обязательными.
В расчетных документах поставщиков по поступившим производственным запасам отдельно выделяется сумма НДС.
В
зависимости от направления расхода
производственных запасов сумма
НДС, учтенная на субсчете 3 счета 19, подлежит
зачету в счет платежей НДС в бюджет
(при использовании
Оценка поступивших материалов.
Стоимость материалов определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Налоговым Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с их приобретением. Проценты по кредитам и займам в стоимость материалов не включаются.
Стоимость излишков материалов, выявленных в ходе инвентаризации, или полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода.
В
случаях, когда в первичных учетных
документах, подтверждающих стоимость
приобретенных материалов, не выделена
сумма НДС, в расчетных документах
исчисление НДС не производится. Именно
поэтому стоимость таких
Оценка материалов при их списании.
Налоговый кодекс предлагает четыре варианта оценки материалов при передаче их со склада в производство (на промышленных предприятиях) и товаров при отгрузке покупателям (на торговых предприятиях):
В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы НДС, подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщиком за материальные ресурсы, списываются с кредита субсчета 19-3 в дебет счета 68.
В
случае если материальные ресурсы, по
которым в установленном
При использовании материальных ресурсов для непроизводственных нужд сумму НДС, приходящую на эти ресурсы, списывают с кредита субсчета 19-3 в дебет источников покрытия непроизводственных затрат (счет 29) или сразу в дебет счета 91.
При продаже материальных ресурсов приходящуюся на проданные материалы долю НДС списывают с кредита субсчета 19-3 в дебет счета 19.
При
безвозмездной передаче производственных
запасов плательщиком НДС является
организация, передающая эти запасы.
Начисленная сумма НДС
Отражение хозяйственных операций движения материалов в бухгалтерском учете:
Приобретены материалы у поставщика Д10 К60
Учтен НДС на стоимость транспортных услуг Д19 К60
Учтен НДС на стоимость материалов Д19 К60
Произведен налоговый вычет по НДС Д68 К19
Списана стоимость материалов, переданных в производство Д20 К10
Начислен НДС по реализованным материалам Д91 К68
При реализации своей продукции, покупатель материалов начисляет НДС следующей проводкой:
Начислен НДС от продажи продукции собственного производства Д90–К68-2
В начисленную для уплаты в бюджет сумму НДС входит и сумма НДС, уплаченная поставщикам материалов. Но первая сумма проходит по кредиту субсчета 68-2, а вторая – по дебету. Поэтому в бюджет перечисляется разница между начисленным и зачтенным НДС:
Произведена оплата НДС Д68-2 К51. [Приложение В]
Отличием в бухгалтерском и налоговом учете материалов являются несовпадение первоначальной стоимости материалов, способов их списания в производство, а также их оценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало исследование документального оформления и учета товарных операций в ООО «Магазин Донвино», бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. В учетной политике нашли отражение ключевые моменты учета товарных операций, она составлена грамотно, с соблюдением необходимых законодательных актов. Учет в ООО «Магазин Донвино» хорошо организован и заслуживает высокой оценки, так как в ходе исследования не было выявлено ошибок в учете.
По результатам изучения системы учета товарных операций в ООО «Магазин Донвино» был выработан ряд рекомендаций по совершенствованию процесса учета и улучшения качества контроля товаров в магазине.
В ООО «Магазин Донвино» материально-ответственное лицо составляет товарный отчет (форма ТОРГ-29), из-за чего невозможно возникновение ошибок в учете товаров, так как с его помощью можно четко проследить движение товара, в том числе и алкогольной продукции. Применение товарного отчета снижает потребность в частом проведении инвентаризации, так как вовремя отражает фактическое наличие товара. Бухгалтер, сравнивая полученную из товарного отчета информацию с учетными данными, своевременно выявляет возможные расхождения. Кроме того, составление товарного отчета дисциплинирует материально-ответственного сотрудника, помогает оперативно выявить факт хищения и принять меры по взысканию ущерба с виновного лица.
Учет товаров ведется по продажным ценам с применением счета 42 «Торговая наценка», что позволяет контролировать торговую наценку и упрощает первичный учет реализации в ООО «Магазин Донвино».
Одновременное применение учета товаров
по продажным ценам с
Проведенный на основе данных бухгалтерского учета аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино» позволяет сделать вывод, что система бухгалтерского учета по ведению товарных операций находится в хорошем состоянии, существенных ошибок не обнаружено. Учет ведется в соответствии с Планом счетов и другими нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в торговых организациях, сохранность и правильность оформления операций по движению товарных запасов подтверждаются результатами инвентаризаций. Несмотря на наличие учетной политики, в которой грамотно раскрыты вопросы, касающиеся учета товаров, надлежащее документальное оформление товарных операций, проведение инвентаризации, система внутреннего контроля развита недостаточно, и в ходе проведения аудита ей была дана низкая оценка. В связи с чем, предлагаем меры, направленные на усовершенствование этого направления:
Информация о работе Учет материалов на складе и в бухгалтерии