Учет материалов на складе и в бухгалтерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………...….3

Теоретические понятия учета материалов …………………………..… 5
Материалы, их классификация ………………………………..………5
Основные задачи учета материалов…………………………………...7
Документальное оформление операций по движению материалов..13
Методы бухгалтерского учета материалов.………………………….…16
Учет и оценка материалов при их заготовлении и приобретении…16
Оценка и учет материалов при их выбытии.………………………..21
Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды,.………………24
Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии……..27
Учет материалов на забалансовых счетах…………………………...28
Инвентаризация материалов………………………….........................29
Методика налогового учета материалов………………………….….32
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы …………………………………………………………...37
Приложение ………………………………………………….…………..........39

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.60 Кб (Скачать)

На  субсчете 10/3 «Топливо» учитываются нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, бензин и др.) и смазочные материалы.

На  субсчете 10/4 «Тара и тарные материалы» учитывается тара, материалы, детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта.

На  субсчете 10/5 «Запасные части» учитываются запасные части, предназначенные для производства ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.

На  субсчете 10/6 «Прочие материалы» учитываются отходы производства (обрубки, обрезки, стружка), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы (лом, утиль).

На  субсчете 10/7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитываются материалы, переданные в переработку на сторону, стоимость которых далее включается в затраты на производство полученных из них изделий.

На  субсчете 10/8 «Строительные материалы» учитываются материалы, используемые в процессе строительных и монтажных работ (у организаций-застройщиков).

На  субсчете 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитываются средства труда, которые включаются в состав средств в обороте.

На  субсчете 10/10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» учитываются специальные инструменты, приспособления, оборудование, одежда на складах или иных местах хранения.

На  субсчете 10/11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитываются специальные инструмент, приспособления, оборудование, одежда в эксплуатации (при производстве продукции, работ, оказания услуг, для управленческих нужд) [17 с.172]

В соответствии с  основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету  материально - производственных запасов  являются:

  • сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
  • учет количества и оценка запасов;
  • оперативность (своевременность) учета запасов;
  • достоверность;
  • соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Необходимыми  предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются:

  • наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
  • размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
  • оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
  • применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
  • организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
  • определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
  • установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
  • установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
  • определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
  • наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ [11]

Налоговый учет осуществляется организациями  в целях формирования полной и  достоверной  информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также  обеспечения  информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

    • Для ведения налогового учета используются бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которых при необходимости вводят соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета [18 с.77].

По  хозяйственным операциям приобретения материалов исчисляют налог на добавленную  стоимость (НДС). НДС учитывают на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» [9,10].

Добавленная стоимость – это стоимость, которая  создается на предприятии и не включает затраты других организаций (поставщиков, подрядчиков и т.п.).

НДС регулируется главой 21части II Налогового кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

 

Обязательно все  хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Учет  материалов на предприятии ведется  параллельно: в бухгалтерии в  суммовом выражении и на складах  в количественном выражении. В конце  отчетного периода оба учета  сверяются.

Типовые межотраслевые формы первичной  учетной документации содержат следующие  формы [14].

  «Доверенность» Формы № М-2 и М-2а применяется для оформления  права  лица  выступать  в  качестве доверенного  лица  организации при получении материальных ценностей, отпускаемых  поставщиком по наряду,  счету,   договору, заказу, соглашению. Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.

  «Приходный ордер» Форма № М-4 применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.

В соответствии с [8] вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

«Акт о приемке материалов» Форма № М-7применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

  «Лимитно-заборная карта» Форма № М-8 применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.

  «Требование-накладная» Форма № М-11 применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

«Накладная на отпуск материалов на сторону» Форма № М-15 применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами  ее  территории,  или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

  «Карточка учета материалов» Форма № М-17 применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).

  «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» Форма № М-35 применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ. [17 с.172]

Образцы типовых межотраслевых форм первичной  документации приведены в (Приложении А.)

Кроме перечисленных  документов, для учета  материальных ценностей используются [18 с.61]:

  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные  удостоверения);
  • акт о покупке материалов на рынке;
  • акт перевода единиц измерения материалов;
  • акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
  • акт на списание материалов.

 
В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей применяются:

  • товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
  • счет-фактура;
  • банковские расчетно-платежные документы;
  • приходный и расходный кассовый ордер и др.

 

Согласно  общему правилу оценки материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости их приобретения или заготовления. От источника поступления материалов возможны различные варианты их оценки

[15 с. 75,]. (см. таблицу 1.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Способы оценки материалов при их приобретении

Источник поступления  МПЗ

Фактическая себестоимость  материалов

Приобретение МПЗ за плату

Фактические затраты на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых  налогов (включая затраты по заготовке  и доставке МПЗ, расходы по страхованию, затраты по доведению МПЗ до пригодного к использованию состояния)

Изготовление самой организацией

Фактические затраты, связанные с  производством данных МПЗ

Получение по договору дарения или  безвозмездно

Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету

Внесение учредителями (участниками) в качестве вклада в уставный капитал  организации

Денежная оценка, согласованная  учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством  РФ

Получение в обмен на другое имущество  или при исполнении обязательств неденежными средствами

Стоимость активов, переданных или  подлежащих передаче организацией, устанавливается  исходя из цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах обычно организация  определяет стоимость аналогичных  активов.

При невозможности установить стоимость  активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ

Приобретение в результате выбытия  основных средств или другого  имущества

Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету

Приобретение имущества в пользование  или распоряжение

Оценка, предусмотренная в договоре передачи имущества во временное  пользование или распоряжение

В фактическую себестоимость  МПЗ, приобретаемых по договорам  дарения, мены, в качестве вклада в  уставный капитал, в результате выбытия  основных средств и иного имущества, включаются также фактические затраты  организации на транспортно-заготовительные  расходы МПЗ и приведение их в  состояние, пригодное для использования.

Фактическая себестоимость  МПЗ, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных  законодательством РФ


 

Фактическая себестоимость материалов складывается из их покупной стоимости и транспортно-заготовительных  расходов, которые включают

[18 с.52]:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой материалов и их доставкой в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
  • наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

К фактическим затратам, относимым  к фактической себестоимости  материалов, приобретаемых за плату, относятся [20 с.76]:

  • суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с соглашением;
  • суммы, уплачиваемые организациями за консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Информация о работе Учет материалов на складе и в бухгалтерии