Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Запасы в широком смысле – это материальные ценности, которые используются в качестве предметов труда в производственном или ином хозяйственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Важное место в организации бухгалтерского учета на предприятии занимает учет производственных запасов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...6
1 Материально – производственных запасов…………………………………....8
Понятие материалы запасов и классификация материалов………………..8
Оценка материалов запасов…………………………………………………17
2 Учет материально – производственных запасов……………………………23
2.1 Документальное оформление поступления и расхода МПЗ……………...23
2.2 Организация взаимосвязи складского учета и бухгалтерского
учета………………………………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список используемых источников………

Работа содержит 1 файл

прак-россии.docx

— 69.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Схема-Организация взаимосвязи  складского учета и бухгалтерского учета



     Складской учет бухгалтерский учет


 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

Прием на работу, перемещение и  увольнение материально ответственных  лиц производится руководителем  предприятия при согласии главного бухгалтера. Освобождение заведующего  складом (складовщика) от работы разрешается  только после сплошной инвентаризации и передаче числящихся за ним материалов другому лицу.

 Распоряжение главного бухгалтера  предприятия в части учета  движения материалов обязательны  для заведующего складом, других  материально ответственных лиц  , должностных лиц и работников  предприятия.

Приказом руководителя по предприятию  устанавливается список должностных  лиц, которым дано право затребовать  материалы, разрешить их отпуск со склада, также определяется режим отпуска  материалов со склада. Образцы подписей этих лиц должны находиться на складе и других местах хранения материалов.

Схема- взаимосвязи складского учета  материалов с бухгалтерским учетом


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная документация по учету материалов. Наличие материалов на предприятии  постоянно изменяется в связи  с их движением: поступлением на предприятие, внутренним перемещением, отпуском в  производство и на другие цели . Для  учета движения материалов применяется  типовая первичная учетная документация.

Поступление материалов на предприятие  от поставщиков контролирует отдел  маркетинга (в случае его отсутствия – бухгалтерия),который ведет  журнал учета поступающих грузов (ф. NO M-1). В журнале регистрируют транспортные, отгрузочные документы, связанные с получением грузов с железных дорог, водных пристаней, из экспедиционно – транспортных контор, а также документы, оформляющие поступление материалов на склад предприятия (приходные ордера или акты о приемке). В журнале отмечают также запросы по розыску непоступивших грузов и заносят данные об оплате счета, отказе от акцепта или сумму частичного акцепта. С помощью журнала контролируют выполнение поставщиками договорных обязательств, предъявляют им претензии по качеству и недостаче материалов, разыскивают грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

Доставку материалов на склад осуществляет представитель предприятия (экспедитор) на основании доверенности (ф. NO M-2 и ф. NO M-2а) . Доверенность выдает экспедитору бухгалтерия под расписку в журнале учета выданных доверенностей (ф. NO M-2б) .

При сдаче экспедитором материалов на склад материально – ответственное  лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет  соответствие количества, качества и  ассортимента материалов документом поставщика (счетам – фактурам, платежным требованиям  – поручениям, товарно – транспортным накладным ). Если расхождений между  фактически поступившим грузом и  сопроводительными документами  поставщика нет, то материально ответственное  лицо выписывает приходный ордер (ф. NO M-3 и ф. NO M-4). В этом случае допускается и бездокументное оформление поступивших материалов (без выписки приходного ордера). На документах поставщика (счетах – фактурах, товарно – транспортных накладных) заведующий складом проставляет штамп, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и приходном ордере.

При несоответствии показателей сопроводительных документов поставщика фактическому наличию  поступивших материалов (недостача, излишек, пересортица) или при поступлении  материалов без сопроводительных документов поставщика (неотфактурованная поставка) руководителем предприятия назначается  комиссия, которая составляет акт  о приеме материалов (ф. NO M-7). Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию и служит основанием для расчета сумм недостач и излишков; второй поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о предоставлении платежного документа на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера, так как акт является одновременно и приходным документом  и основанием для уточнения расчетов с поставщиком.

Поступление материалов на склад при  внутреннем перемещении материалов (передача со склада на склад, возврат  цехами на склад неиспользованных материалов, сдача отходов производства или  отходов от ликвидации основных средств) оформляют накладной (ф. NO M-12 и ф. NO M-13). Материально – ответственное лицо, сдающее материалы, выписывает накладную в двух экземплярах: первый -  сдающему складу (цеху) для списания материалов, а второй – принимающему складу (цеху) для их оприходования.

Отпуск материалов на производственные цели (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг), хозяйственные  нужды (содержание зданий, ремонтные  работы) , реализация на сторону излишних материалов документируется выпиской расходных документов.

Для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных  лимитов отпуска функциональное подразделение предприятия (отдел  маркетинга или плановый отдел) выписывает лимитно – заборную карту (ф. NO M-8 и ф. NO M-9).

Документальное оформление поступления  и расходов материальных запасов.

 Первичные документы по поступлению и расходу материальных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов  должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложены на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Сырье и материалы поступают  от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного  расчета, от списания пришедших в  негодность основных средств и МБП, соответственного производства.

Для выполнения производственной программы  предприятия определяют потребность  в материальных ресурсах и приобретают  или производят их.

Поступление материальных ценностей  от поставщиков производятся на основании  заключенных между покупателями и поставщиками хозяйственных договоров  купли-продажи. В договорах в обязательном порядке оговаривается: виды поставляемых ТМЦ, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели ТМЦ, сроки исполнения договора, порядок  расчетов. Сделки купли-продажи товаров  всегда сопровождается их транспортировкой. Поэтому транспортные расходы – одна из обязательных статей затрат любой организации, часто составляющая значительную долю в объеме затрат.

Движение ТМЦ, являющееся результатом  заключенного договора, оформляется  специальными товаросопроводительными  документами. Перемещение ТМЦ без  таких документов возможно только для  физических лиц и полностью исключено  для юридических.

Товарораспределительные документы  можно разделить на три группы: документы продавца, документы транспортных организаций, документы экспедиторов. Все три группы документов условно  можно объединить общим понятием «накладная», содержание и форма, которой  меняется в зависимости от способа  перемещения ТМЦ.

1.  Накладная является как приходным, так и расходным документом. На основании накладной производят оприходования поступающих материальных ценностей или списание отпускных ТМЦ. Имеются общие требования, которые определяют юридическую законность и достоверность указанных документов. Накладная должна быть оформлена без помарок и исправлений и содержать следующие данные: номер и дату выписки, наименование продавца и покупателя, номер прилагаемой доверенности, основание – номер и дата договора или счета или акта, наименование товорно-материальных ценностей, количество, цена единицы, итоговая сумма, сумма НДС, сумма акциза, сумма налога на ГСМ, общая сумма отступных ТМЦ, подписи ответственных лиц с расшифровкой, оттиск кругло печати продавца. Отпускание или замена перечисленных реквизитов в накладной исключает ее использование бухгалтером в качестве оправдательного документа совершенных операций и записей в учетных регистрах бухучета. В накладной выделяется отдельной строкой расходы по хранению, доставке и другие услуги. В этом случае можно НДС начислять на общую сумму. Количество выписываемых экземпляров накладной обычно составляет не менее четырех и зависит от условий доставки товара от продавца покупателю. В практике накладная воспринимается как оправдательный документ продавца.

2.  Документами транспортных организаций являются железнодорожные накладные и квитанции, накладные водного, автомобильного и авиационного транспорта. Однако, в отличие от накладной, обязательной для продавца, они не являются оправдательными документами в бухгалтерском учете.

3.  Документом экспедитора является авансовый отчет с приложением накладной или ТТН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная работа посвящена бухгалтерскому учету материальных запасов. В процессе ее написания была сделана попытка  проанализировать цели, стоящие перед  бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский  учет материально-производственных запасов.

В работе была описана методика ведения  бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с утвержденными  положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью  которых ведется учет этих операций.

С введением Методических указаний по учету МПЗ и ПБУ 5/01 отечественный  бухгалтерский учет еще более  приблизился к Международным  стандартам, что сделало нашу экономику  еще более привлекательной для  иностранных инвесторов.

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой  продукции. В отличие от средств  труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих  стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком  и полностью переносят свою стоимость  на этот продукт и заменяются после  каждого производственного цикла.

Без правильной организации учета  и контроля за использованием материалов невозможно обеспечить контроль за остатками, поступлением и расходами запасов  на складах.

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

1. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации: Утверждено  приказом Минфина России от 29 июля 2006 г. №34н // Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. – М., 2006.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21 ноября 2006 г., №129 – ФЗ // Российская газета. – 2006.

3. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» (ПБУ-5/01), утвержденное приказом  Минфина РФ от 09.06.01г. №44н.

4. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учебник. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008.

5. Козлова Е.П. Учет и распределение материалов, расходуемых на производство // Главбух, 2009, № 7

6. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009.

7. Кондаков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2008.

8. Ливанова Н.В. Оценка материально- производственных запасов: учетно-налоговые аспекты // Бухгалтерское приложение, 2009, № 31

 

 

 


Информация о работе Учет материально-производственных запасов