Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Запасы в широком смысле – это материальные ценности, которые используются в качестве предметов труда в производственном или ином хозяйственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Важное место в организации бухгалтерского учета на предприятии занимает учет производственных запасов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...6
1 Материально – производственных запасов…………………………………....8
Понятие материалы запасов и классификация материалов………………..8
Оценка материалов запасов…………………………………………………17
2 Учет материально – производственных запасов……………………………23
2.1 Документальное оформление поступления и расхода МПЗ……………...23
2.2 Организация взаимосвязи складского учета и бухгалтерского
учета………………………………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список используемых источников………

Работа содержит 1 файл

прак-россии.docx

— 69.59 Кб (Скачать)

Под текущей рыночной стоимостью понимается цена возможной продажи запасов. Расчет текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов производится организацией на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности, при этом расчете принимаются во внимание следующие факторы:

− изменение цены или фактической  себестоимости, непосредственно связанное  с событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

− назначение материально-производственных запасов;

− текущая рыночная стоимость готовой  продукции, при производстве которой используется сырье, материалы и другие материально-производственные запасы. При этом резерв под снижение стоимости материальных ценностей не создается по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции (работ, оказании услуг), если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции (работ, услуг) соответствует или превышает ее фактическую себестоимость.

Также необходимо помнить, что организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов.

Для обобщения информации о суммах, зарезервированных под снижение стоимости запасов, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н, предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете по кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». В следующем отчетном периоде по мере списания материальных ценностей, по которым образован резерв, сумма созданного резерва восстанавливается:

в учете делается запись по дебету счета 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей» и кредиту  счета «Прочие доходы и расходы».

 

2 Учет материально – производственных  запасов

 

2.1 Документальное оформление поступления  и расхода МПЗ

 

В соответствии с методическими  указаниями по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно – распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием МПЗ. В этих документах могут устанавливаться:

• формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению  МПЗ и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота;

•перечень должностных лиц подразделений, которым доверено получение и  отпуск МПЗ;

•порядок осуществления контроля за обеспечением экономного и рационального  расходования (использования) МПЗ в  производстве, в обращении, правильным ведением учета, достоверностью отчетов об их расходовании и т.п.

Отражение в бухгалтерском учете  хозяйственных операций по движению материалов производится на основании  первичных документов по учету материалов.

Документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации по учет материалов, утвержденных Постановлением Госкомстата России. К ним относятся:

•формы № М-2 и М-2а «доверенность»

• формы № М-4 «приходный ордер»

• формы № М-7 «Акт о приемке материалов»

• формы № М-8 «Лимитно -заборная карта»

• формы № М-11 «требование - накладная»

• формы № М-15 «накладная на отпуск материалов на сторону»

• формы № М-17 «карточка учета материалов»

• формы № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений »

• формы № МХ-19 «Ведомость учета остатков товарно – материальных ценностей в местах хранения»;

• формы № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно – материальных ценностей ».

Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Законом «О бухгалтерском  учете».

Кроме того, в первичные учетные  документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера  операции, требований соответствующих  нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а  также технологии обработки учетной  информации.

Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы, или  номер ставится при оформлении и  регистрации документа. В организации  порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров  в течение одного отчетного года.

Поступление материалов в организацию  осуществляется:

• по договорам купли – продажи, поставки, другим аналогичным договорам  в соответствии с действующим  законодательством;

• путем заготовления материалов силами организации;

• получения в счет вклада в  уставный (складочных) капитал организации.

На материалы, поступающие по договорам  купли – продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация  получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные  требования, счета, товарно – транспортные накладные и т .п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).

Организация устанавливает порядок  приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделений, складов) и должностных лиц. При этом необходимо:

• зарегистрировать документы в журнал учета поступающих грузов;

• проверять соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу  и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренных договором;

• проверять правильность расчетов в расчетных документах;

• акцептовать (оплатить) расчетные  документы полностью или частично, или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);

• определять фактические размеры  ответственности в случае нарушения  условий договора;

• передавать документы в подразделения  организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел т.п.) в сроки, предусмотренные  правилами документооборота организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материала.

Поступивщие в организацию счета  – фактуры, товарно – транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы  передаются соответствующему подразделению  организации (отделу материально –  технического снабжения, складу и т. п.) как основание для приемки  и оприходования материалов.

Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы.

При установлении несоответствия поступивших  материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует  предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь, течь, жидких материалов и т. д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

Синтетический учет МПЗ ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме, 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Сельскохозяйственные организации  могут открывать к счету 10 «Материалы»  отдельные субсчета для учета  семян, посадочного материала и  кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями  и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и др.

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической  себестоимости или по учетным  ценам.

При учете материалов по фактической  себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и  кредитуют:

- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами;

- счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

- счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

- счет 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов;

- другие счета.

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют  по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Материалы, полученные по договору дарения  и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Сельскохозяйственные организации  отражают продукцию собственного производства текущего года на счете 10 «Материалы»  в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное  производство»). После составления  годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическая  себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость  выше плановой).

При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишков[11].

Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве учетных  цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций  и транспортно-заготовительные расходы  по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».

Если учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, то поступившие  материалы отражают на каждом аналитическом  счете по плановой себестоимости, а  разницу между фактической и  плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения  фактической себестоимости от плановой».

Отпущенные в производство и  на другие нужды материалы списывают  с кредита материальных счетов в  дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в  течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую  проводку:

Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным  производствам); Дебет других счетов в зависимости от направления  расходов материалов (25, 26 и др.);

Кредит счета 10 «Материалы» или  других счетов по учету материалов.

Проданные материалы списывают  с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные  с продажей материалов, и сумму  НДС по проданным материалам.

Необходимо отметить, что если при  продаже или мене материалов не исполнены  необходимые условия признания  выручки, то отпущенные материалы списываются  с кредита счета 10 не в дебет  счета 91, а в дебет счета 45 «Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При списании материалов они списываются со счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Информация о работе Учет материально-производственных запасов