Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является приобретение знаний о составе материально-производственных запасов и, в частности, материалов, используемых для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг; о способах оценки материалов при их поступлении в организацию и отпуске в производство; изучение методики учета поступления материалов, их выбытия по различным причинам, в том числе при продаже, а также особенностей учета резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Работа содержит 1 файл

Курсяк.docx

— 80.15 Кб (Скачать)

    К-т 99 «Прибыли и убытки». [4] 
 

 

  1. Бухгалтерский учет материалов в ООО «Самсон-опт»

    2.1 Организационно-правовая  характеристика ООО  «Самсон-опт»

    Компания "Самсон" — динамично развивающаяся  компания, одна из лидеров на рынке дистрибуции товаров для офиса и школы. Компания осуществляет оптовые поставки товаров по всей территории Российской Федерации. Как участник канцелярского рынка она существует с 1993 года. За свою историю компания прошла несколько крупных этапов развития, из которых можно выделить основные, пожалуй, самые знаменательные вехи.

    Оптовые клиенты предприятия — это специализированные и неспециализированные розничные магазины (универсальные магазины форматов «супермаркет», «гипермаркет», книжные), а так же оптовые компании и дилеры, обслуживающие корпоративных клиентов. Компания работает более чем с 200 поставщиками. Наряду с этим, имеет собственное производство товаров из пластика.

    Компания  владеет эксклюзивными правами  на распространение известных торговых марок — Brauberg, STAFF, Galant, Пифагор, под которыми выпускается широкий ассортимент товаров для офиса и школы.

    На  сегодняшний день штат высококвалифицированных  сотрудников насчитывает более 1200 человек.

    Транспортно-складская  служба, входящая в структуру ООО «Самсон-опт», располагает собственным автопарком — более 100 единиц автотранспорта грузоподъёмностью до 7 тонн; широкой сетью региональных складов в крупных городах России (Москва, Воронеж, Волгоград, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Казань, Новосибирск, Пермь, Ставрополь, Уфа), общей площадью 40000 м2 (в том числе 23000 м2 в собственности) с объёмом товарных запасов, позволяющим бесперебойно поставлять товар клиентам с максимальным коэффициентом выполнения заказа (неснижаемый товарный запас — свыше 500 млн. рублей). Компания сотрудничает с 5000 активными клиентами из 82 регионов РФ.

    Наряду  с поставками продукции предприятие предлагает специально разработанные программы по организации, развитию и поддержке бизнеса клиентов.

    В 2009 году оборот компании составил $140 млн.

    Компания ООО «Самсон-опт» располагает собственной торговой сетью розничных магазинов в городе Воронеж и корпоративными отделами «ОфисМаг» в городах: Домодедово, Воронеж, Волгоград, Пермь, Ростов-на-Дону, Ставрополь и Уфа.

    Цель  компании «Самсон-опт» — стать лидером  в обеспечении потребителей товарами и услугами для работы и учебы на территории России.

    2.2 Документальное оформление  поступления материалов на примере ООО «Самсон-опт»

    Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно  содержать подписи лиц, совершивших  операции, и коды соответствующих  объектов учета. Контроль за соблюдением  правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

    Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производства.

    Для выполнения производственной программы  предприятия определяют потребность  в материальных ресурсах и приобретают  или производят их. На поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

    Контроль  за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования  материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

    Поступающие в организацию материалы оформляют  бухгалтерскими документами в следующем порядке.

    Вместе  с отгрузкой продукции поставщик  высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование (Приложение 2) (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, счёт-фактуру (Приложение 1), накладную и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

    В отделе снабжения по поступающим  документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и другим договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

    Проверенные платежные требования из отдела снабжения  передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

    Экспедитор  принимает на станции прибывшие  материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

    Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

    При отсутствии расхождений между данными  поставщика и фактическими данными  разрешается осуществлять оприходование  материалов. В тех случаях, когда  количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствуют  данным счета поставщика, приемку  материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов , который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации, акт составляют также при приемке материалов поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

    Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

    Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют  одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в  двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

    2.3 Документальное оформление  выбытия материалов на примере ООО «Самсон-опт»

    Материалы отпускают со склада организации  на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

    Для обеспечения контроля за расходованием  материалов и правильного документального  его оформления организации осуществляют соответствующие организационные  мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и  отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения  на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и  норм расхода материалов на единицу продукции.

    Все службы предприятия должны иметь  список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

    Порядок документального оформления отпуска  материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

    Расход  материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами . Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

    Один  экземпляр лимитно-заборной карты  вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

    Отпуск  материалов со складов производят в  пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование № _» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

    Применение  лимитно-заборных карт значительно  сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка  лимитно-заборных карт на современных  вычислительных машинах позволяет  повысить обоснованность исчисляемых  лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

    Если  материалы со склада отпускаются  нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.

    Для учета движения материалов внутри предприятия  применяют однострочные и многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

    Отпуск  материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

    При перевозке материалов автотранспортом  вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную. Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов